April 11, 2014

Украина, оппозиция и риторика отрицания

Признаюсь честно, Украина меня долгое время вообще не интересовала. То есть, на том же уровне, что и Казахстан, Белоруссия, Латвия и прочие страны постсоветского пространства. Это мне кажется чем-то вполне обычным, люди вообще мало склонны думать о других странах, если только не интересуются геополитикой. Украинцев я всегда считал и считаю очень близкими россиянам по менталитету, от общения с украинскими коллегами всегда были сугубо положительные эмоции, они мне очень напоминают сибиряков.

Недавние события заставили обратить внимание на то, что творится в Украине и изучить местные настроения. Обнаружил, что тезис "Украина - не Россия" очень глубоко укоренен в сознании украинского народа, на нем основана его современная национальная идеология. На мой взгляд, тезис не самый удачный и влечет за собой большое количество проблем. Нет, меня не задевает упоминания слова "Россия" в этом лозунге, и я не собираюсь говорить про газ и прочие геополитические терки.

Украинцы есть те же проблемы, что и у нашего оппозиционного движения. У тех главный девиз - "Мы - против Путина". Обе установки основаны на отрицании. Это очень плохо и чревато неэффективностью, что мы и видим на практике, и украинская государственность, так и российская оппозиция находятся в неважном состоянии.

Когда я слышу от человека "Я - против Икс", в качестве личного кредо, то делаю следующие выводы:

а) у человека большие проблемы с целеполаганием
б) он безынициативен
в) в принятии решений он находится в прямой зависимости от Икс.

Быть против - это не цель. Это отрицание цели. Эффективные же люди всегда ставят перед собой цели и стремятся их достигнуть. Как наши оппозиционеры обречены то и дело оглядываться, чтобы поглядеть, что там думает Путин, чтобы занять противоположную позицию, так и украинцы вечно смотрит на РФ, вместо того, чтобы думать о собственных приоритетах. Как плохой Путин не делает оппозицию хорошей, так и авторитарная, изолированная Россия не делает Украину демократической и проевропейской. Лозунги "Против" не говорят ни о чем. Скажи, за что ты "За", и я скажу, кто ты. Если ты не в состоянии сказать, я сделаю соответствующие выводы.

Лозунги "Против" - это профанация, имитация деятельности. Они выводит на первый план бездельников. До тех пор, пока в риторике доминирует отрицание, ни украинская власть, ни российская оппозиция не будут эффективными. Надо иметь что-то свое, личное, не зависящее от остальных, на что можно опереться в любой ситуации. Нечто конкретное, понятое самим, а не общие, абстрактные лозунги про мир, добро и счастье. Только в этом случае с вами будут считаться. Это верно и в политике, и в повседневной жизни.