November 6, 2015

О свободе воли

Прослушиваю аудиокниги по истории философии, заметил, какое большое место там занимает концепция свободы воли. Для меня не очень понятно, почему вокруг этого понятия столько шума. Имхо, во много свобода воли эфемерна и пренебрежима мала. Любители рассуждать про то, как люди вольны выбирать, что им делать вызывают у меня скептическое вздергивание брови - неужели?

Львиная доля совершаемых нами поступков не является по-настоящему свободными. Вот скажем, выбор профессии продиктован во многом способностью зарабатывать себе на хлеб с маслом. А вот скажем, волен ли я не работать? Нет, в этом случае я потеряю большое число бонусов, от социального статуса заканчивая крышей над головой. Огромное количество решений в нашей жизни продиктованы нашим окружением и предыдущим жизненным опытом. Разве это свобода?
Ну а что насчет поступках, обусловленых исключительно нашим характером, темпераментом? Свободолюбивый человек может, например, все бросить и отправиться на другой край мира в поисках себя. Ведь это же свобода? Вообще-то нет, потому что черты нашей личности, даже такое, как свободолюбие, определяются нашими генами, примерно на 70 процентов согласно исследованиям на однояйцевых близнецах. Гены мы не выбирали, мы выиграли их в генетическую лотерею.

Как насчет свободы воли в библейском смысле этого слова? Это популярный теологический аргумент объясняющий существования страданий и зла в мире. Мне он кажется еще более сомнительным. Давайте разберем христианскую систему свободы воли. Согласно ей, я волен делать, что хочу, однако, если я приму не верные решения, бог меня накажет, и я попаду в ад на вечные муки. Хм... Зная это, свободен ли я выбирать? Нет. Еще можно вспомнить всяких ВИЧ-инфецированных младенцев. Праповедник, утверждающий, что бог дал этим детишкам свободу воли, мягко говоря, обманывает.

Неужели все плохо? Данный вопрос не корректен. Существует только одна версия объективной реальности, которую мы имеем честь с вами лицезреть. Соответственно, оценки "хорошо-плохо" не имеют смысла. Реальность остается такой, какой она есть, в независимости от того, что мы о ней думаем.
Понятие свободы воли само по себе - бессмысленно. Смысл возникает, когда мы задаем вопрос "Свобода воли от чего?". Некоторая относительная свобода возникает только при осознанном выборе между несвободами, расстановкой приоритетов. Опять же, это свобода очень условна и различна для разных людей.
В философии и обществе разговоры о свободе воли - это всего лишь завуалированное похлопывание себя по плечу, мол, какие мы, человеки, хорошие! На мой взгляд, нужно искать более реалистичные источники повышения самооценки, больше завязанные на наши личные поступки в жизни. Чтобы, не дай бог, не оказаться свободовольной диванной картошкой.