April 11, 2017

О Леонардо да Винчи

Ну кто еще может нарисовать так мужика с пальцем вверх? Никто, чуши не говори.

Поскольку недавно снова побывал в Лувре, погорим об искусстве, точнее о живописи, точнее о итальянских мастерах эпохи Возрождения, точнее одном из них - Леонардо да Винчи, который, имхо, затмевает всех остальных. Не буду оригинальным, да Винчи я считаю величайшим художником всех времен и народов. Смотрел на работы других черепашек ниндзя - живописцев того времени, но ни один из них не вызывает у меня той реакции, что Леонардо. Умом я понимаю, что, скажем, Рафаэль или Боттичелли - великие мастера, но в их картинах мне чего-то не хватает, как будто они представляют собой лишь половину целого.

Анатомические этюды Леонардо. Ну что ты со мной делаешь, Петрович!
Леонардо - образец идеального творца, сочетающего в себе иррациональное и рациональное мышления высочайшего уровня. Он - как Хэд энд Шолдерс, два в одном, гуманитарий и технарь, логика и ассоциация, тезис и антитезис. В его картинах мерещится что-то космическое, они оказывают на меня гипнотическое воздействие. Убежден что Леонардо, как Моцарт в музыке, использовал в живописи математические принципы, причем не только пресловутое золотое сечение.

Золотое сечение, якобы используемое да Винчи. По-моему лажа полная и примитивизация подхода мастера.
Вообще, идея с упомянутым сечением мне кажется притянутым за уши. Если следовать секущейся логике, то достаточно расположить объекты и фокальные точки согласно по соответствующей спирали Фибоначчи, но ежу понятно, что если сдвинуть что-то у Да Винчи, вся гармония потеряется. Никто из современных художников не может соорудить что-то соответствующее итальянскому гению, хоть ты весь сечениями обчертись. Обожаю наброски Леонардо, механизмы и анатомические этюды, так и живопись. Но, примечательно, что даже он иногда лажал, что дает мне некоторую надежду в своем, несравненно более скромном, творчестве.

Здесь должна была быть картина, на которой да Винчи лоханулся с перспективой и нарисовал одну руку больше другой, но я не смог ее найти.