September 29, 2011

О чудесах самоорганизации, бабульках-берсерках и обществе

Когда я был школьником, я, как и многие, ездил в школу на общественном транспорте. На автобусы тогда полагаться было нельзя, ходили они очень редко и часто ломались. Выручали маршрутки - в то время это были рафики, жуткого вида коробки, с дверью на ремне. Внутри было тесно, воняло бензином, кресла затянутые полителеном, на задних местах часто вообще не было обивки, просто ткань, накинутая на покрышки и еще какую-то рухлядь. Но все были довольны, что есть хотя бы это. Довезет, да и ладно.

Рано утром, в час пик, на остановке "Экваторная" царило дикое столпотворение. Десятки людей стояло на маленьком пятачке в центре, куда должна была подойти маршрутка. Ситуация усугублялась, когда автобус в очередной раз выходил из строя. Народ стоял без всякого порядка, тесня друг друга, особо наглые пролезали вперед сквозь ряды, вылезая на саму проезжую часть, где стояли, сверлимые злыми взглядами тех, кто поскромней.

Маршрутка, подъехав, делала разворот, по дороге раздвигая жадную до транспорта толпу. Начиналась давка, все ломились к двери со всех углов и направлений. Количество мест было ограничено, никто не хотел оставаться торчать на остановке дальше. Обычно я в этой в этой возне не участвовал, хотя мог бы в ней весьма преуспеть (как-никак, всегда выигрывал в "Царя-горы"), но было противно - я предпочитал стоять сзади и ждать, пока все залезут, потом пристраивался к последним. Последние, конечно, обнаруживали, что мест нет и выбирались наружу с понурыми лицами. Я же оставался и ехал стоя. Большинство взрослых так сделать не могло - потолки в рафиках были низкие, по этому я практически всегда уезжал на первой маршрутке. У меня даже было специальное мажорное местечко - у самой двери, навалившись и полуобняв спинку кресла, с рукой, вытянутой в пространство между водителем и спинками сидений - в таком положении тело почти не затекало.

Можно сказать, ситуация меня вполне устраивала. Вот кого она не устравала, так это бабулек. Они не могли конкурировать с молодыми, их быстро отпихивали в сторону. Случалось, что пенсионерки пропускали по 4-5 маршруток, прежде чем им удавалось пробиться. А это час-полтора на морозе. Такой жесткий естественный отбор привел к появлению супер-бабок, бабулек-берсерков. Эти не боялись ничего, у них был отключен инстинкт самосохранения и мне кажется, они обладали повышенной физический силой. Помню как-то раз в автобусе номер восемь я хотел сесть на место, но был, словно тряпичная кукла, сметен в сторону кем-то сзади. Надо сказать, к тому времени я был весьма упитанным молодым человеком. Оказалось, что это было маленькая, на две головы меня ниже бабушка в платке, с горящим маниакальным блеском взглядом.  

Но вот, однажды, все изменилось. На подходе к остановке я почувствовал, что что-то не так. Я взглянул на толпу и обомлел - вместо хаотичной кучи людей я увидел очередь. Бабульки, рабочие, студенты, школьники, стояли в линии один за другим. Поглядывая на чудо самоорганизации с благоговейным страхом, я встал в конец. Подъехала маршрутка, стоящие впереди сели, на следующей ехал уже я. Ехал сидя.

На следующий день в час пик очередь была на прежнем месте. Какой-то молодой парень подошел и привычно полез к центру, но был остановлен криком бабки "Молодой человек, тут очередь!". Молодой человек удивленно оглянулся, пожал плечами и ушел в хвост. Я наблюдал эту картину и впервые  с удивелением подумал: "А ведь это возможно. Могут же". С тех пор, и думаю, по сей день, в час пик на остановке всегда очередь. В дневное время она вновь рассеивается в небольшую кучку, но правило на утро остается неизменным.

Думая о возможности возникновения гражданского общества в РФ, я вспоминаю этот случай. Кто знает, может, придет день, и в голове перещелкнет, и люди осознают, что можно не валить все проблемы на одних и тех же, что чтобы одни не брали взятки, другие не должны их давать, что трудолюбие и профессионализм дают гораздо большую отдачу, чем нытье и самобичевание, что стратегически выгодней прощать и помогать, а не завидовать и ненавидеть. Нужно только остановиться, сделать глубокий вдох, успокоиться, и, глядишь, мозг включится.

Посмотрим...