December 8, 2022

Марк Гоулстон. Как разговаривать с мудаками

Не так давно прослушал книгу "Как разговаривать с мудаками" (Talking to Crazy: How to Deal with the Irrational and Impossible People in Your Life). Автор Марк Гоулстон - известный психиатр, объясняет, как нужно вести себя с упоротыми. Не реальными душевнобольными, а теми, которые формально проходят, как психически здоровые, но, при этом, ведут себя, как мудаки. Таких, увы, чуть ли не через одного. Работа Гоулстона вполне приглянулась, вменяемая неадекватность меня тоже интересует, даже калякал несколько заметок по сабжу (например, эта, та, и вон та).

Удивило меня, что в книге подавались как ноухау вещи, что я считал вполне очевидными. Невольно хотелось задать автору вопрос: и это вы называете терапией? Мне то казалось, что так и должны себя вести нормальные люди. Например, без всякой иронии Гоулстон говорит, что нужно искренне высказывать все, что есть у тебя на душе, а не держать в себе и не создавать видимость, что все хорошо. Мля, вот это откровение. Или, например, на неадеквата нельзя переубедить, смотря сверху вниз, рационально объяснить, что он, де, упорот. Это не работает, иначе он не был бы неадекватом. Чтобы повлиять на неадеквата, нужно проявить немного уважения, взглянуть на мир его глазами. Тоже, имхо, советы от Кэпа.

Но, малец покумекав, решил, что нет - многим людям все это далеко не очевидно. Очень сильно влияет воспитание. Мне повезло, я вырос во вполне нормальной семье. Меня не гнобили, не тиранили, не игнорировали, давали свободно развиваться и познавать мир и собственную личность. Мне давали поддержку, но при этом не баловали и не позволяли заскокам разрастись. У родителей не было (больших) тараканов в голове, они состояли и состоят в здоровых и гармоничных отношениях с друг другом и окружающими. Всего этого многие лишены, многие в таком треше живут, что за голову хватаешься. Они продолжают дело семьи - продвигают трешак дальше по генеалогическому древу. И вот с такими типочками нужно отдельно сидеть и объяснять, что де, нужно не притворяться, уважать себя и других, уметь говорить прилипалам "нет", не связываться с бакланами и тому подобное. И что это нужно прежде всего тебе самому, а не окружающим. Хочется высказать отдельный респект тем, кто умудрился вырасти в атмосфере неадеквата и при это сохранил здравомыслие. Молодцы, ребята.