December 13, 2022

О нечеловеческом общении в интернете

12 марта 2016

О нечеловеческом общении в интернете

Тем, кому доводилось общаться со мной в интернете, знаю, что я - тот еще сухарь. Говорю мало, в основным упираю на логику и факты, пытаюсь закончить разговор по-быстрее, оставаться в рамках одной темы и т.п. Многие из моих уверток описаны в "правилах продуктивной дискуссии". Откуда взялась эта манера? Нет, дело не в характере, в реале я виду себя существенно "мокрее", много острю, дурачусь, стараюсь завести окружающих, свободно прыгаю с темы на тему, использую сленг, не занудствую, как в ЖЖ. В интернет этот способ общения не перевожу совершенно сознательно. Я - против "человеческого" общения в интернете.

Наш мозг устроен определенным образом - различные эмоции и чувства в нем рождаются и затухают циклически в достаточно строгих пропорциях. Есть определенные "квоты" на разные эмоции, завязанные на особенности секреции нейромедиаторов в нервной системе. Скажем, если я разозлюсь сейчас, у меня будет меньше раздражения через несколько часов, потому что часть ресурсов на гнев будет израсходована. То же самое с потребностью в общении. Общаясь в интернете, я тратю часть "маны", преднозначенного для общения, это снижает мои общие социальные возможности в реале. Подчеркну, что дело тут не в потраченном времени, а потрачененных ресурсах мозга. Времени может быть и вагон, но картинка не поменяется - общаясь в интернете, вы забираете общение из реала. В какой-то мере этот эффект описывается числом Данбара.

Если сравнить интернет-общение и общение в реале, сравнение явно не в пользу интернета. В инете все как-то фиговей. Разрешение меньше, нет ряда чувств, таких как обоняние и осязание. Мимика, даже со смайликами, невероятно примитивна и, по определению, шаблонна, интонации не передать. К тому же, реале со мной все гораздо вежливее. Что-то подсказывает им, что мне лучше не хамить. Фильтровать людей в реале проще, тролли и мутные личности отсеиваются одним щелчком пальцев. Реальное общение, благодаря своей насыщенности, создает воспоминания, общение в киберпространстве оставляет чистый лист бумаги. Сила Интернета - в количестве информации, до которой можно дотянуться, но не в общении, по-крайней мере, с нынешним уровнем технологий.

Мой совет - ограничивать общение в интернете всеми способами. Мозг тогда сам, автоматически будет добирать в реале. Увеличиться количество и качество общения с друзьями. Нет друзей - появяться, поскольку мозгу необходимо удовлетворять потребности в общении (хотя по-началу будет плохо). И все устроится.