Истории из жизни
October 6, 2022

Прыжок в неизвестность

(Архив от 2014). Сам по себе прыжок с парашютом - вещь в жизни обычного человека довольно трудно применимая.

Выпрыгивать из вполне себе исправного самолета, на высоте от 800 метров и выше, с огромным куском тряпки за спиной, стальной верой в то что, она во-первых, вылезет из твоего рюкзака так, как было задумано ее изобретателем, а во-вторых, что она замедлит твое падение настолько, что ты даже не переломаешь себе ноги, а не то чтобы будешь доставать сапоги из шлема (ну, не ты уже будешь доставать, но это так, для образа, красного словца) - и все это в здравом уме, забашляв за это небольшую сумму, потратив на это мероприятие целый день.

Проверка снаряжения перед прыжком

Сказал бы мне кто раньше - что это все так, я бы долго смотрел на безумца, подняв бровь. Но на самом деле, умом я прекрасно понимал, что дело вовсе не в абстрактности перечисленных действий. И не в том, что однажды, оказавшись на верхнем этаже небоскреба где-нибудь в Нью-Йорке, в него врежется самолет, все выходы перекроет, пожар, до обрушения дома останется несколько минут, все вокруг похватают спасательные парашюты (а я свято верю, что на случай мега-пожаров на каждом этаже выше сотого в небоскребах лежат спасательные парашюты. Ну, вот как у нас огнетушители, там парашюты. Хотя если они там ухаживают за спасательными парашютами, как в России за огнетушителями… Впрочем лучше не думать об этом. (А пришлось. - правка из 2022)

...Так вот, Нью-Йорк, 300 этаж, авария, пожар, взрывы, паника, истошно воет сирена, все вокруг хватают спасательные парашюты и умело выпрыгивают в окна. А я останавливаюсь на подоконнике, и заглянув вниз говорю что-то вроде : - Бля, да ладно. Что-то высоковато. Нет, я не струсил, вы что ребята, просто постоял и подумал, что-то погода нелетная наверно. Да не, точно нелетная. Спущусь так… В этот момент, здание складывается как карточный домик….

В общем, картина нерадостная, как не крути.

От этой мысли мне всегда было довольно печально, ибо и спастись в такой ситуации хочется и… и правильно, и прыгать страшно. Соответственно, необходимо предварительно потренироваться. И вот тут мозг бунтовал окончательно, со словами, «Там у тебя не будет выбора и ты скорее всего прыгнешь. Даже если сейчас не можешь себе этого представить. А лезть сейчас добровольно.. Ну его нахер, ты что, больной? С крыши иди спрыгни, если так охота, да…Сам такой…». И такую перепалку с мозгом я мог вести часами, когда мысли уходил в обдумывание прыжка с парашютом.

Но возвращаясь к самолету, небоскребу и прочим ситуациям, когда в мыслях были только я и он. Дело не в этом. Дело в том, что единственный способ в нашей жизни победить страх - это шагнуть ему навстречу. Боятся, как известно, все люди одинаково. Это преодолевают они свой страх по-разному.

Про страх

А если быть более точным с точки зрения анатомической химии - выделение и воздействие адреналина на организм происходит практически одинаково у животных одного и того же вида.

Есть небольшие различия в скорости выработки адреналина и его выведении у людей разных групп крови, что тоже имеет под собой жесткое логическое обоснование - но в общем и целом, у всех теплокровных гормон адреналин служит одной единственной цели - его выделение включает режим спасения организма от реальной опасности, прямой угрозы жизни и здоровья бедного существа.

Продолжая анатомический экскурс, есть два вида «гормона действия»: Адреналин и Норадреналин. Кому интересно, в природе, у травоядных и прочих безобидных животинок, 90% в случае опасности занимает выделение Адреналина. Чистого Адреналина, я бы сказал чистейшего как слеза ребенка. А у львов например и прочих хищников - Такое же количество занимает… правильно - Норадреналин.

Чувствуете, куда клонит природа? Еще маленький параграф учебника по гормональной химии. В самом начале «диагностирования опасности» и у милых травоядных и безжалостных хищников в огромных дозах начинает выделятся чистый Адреналин. Только затем, оценив степень угрозы, у хищников в подавляющем большинстве Адреналин начинает превращаться в Норадреналин, а у травоядных нет. Однако, когда травоядные и прочие жертвы, чувствуют, что силы могут быть равны, (пободаться за территорию например) - их Адреналин тоже превращается в Норадреналин.

Адреналин - это фундамент и основа для Норадреналина. Разницу я думаю пояснять не нужно. Один - «гормон бега», другой, - "гормон сражения». Действительно чувствуешь себя непобедимым и всемогущим.

Осталось открыть последний штрих - что же превращает Адреналин в Норадреналин? Почему в случае одинаковой внешней опасности, одно животное валит со всех ног, а второе как тигро-лев бросается на опасность?

Катализатор превращения потока Адреналина в Норадреналин это, как ни странно гормон тестостерон.

Потому, подавляющее большинство так называемых «адреналиновых наркоманов» - мужчины. Женщины, которые распределением судьбы попадали в этот ряд - это женщины с повышенным содержанием в организме мужского гормона тестостерона. Как это их характеризует и как воздействует на их тонкий женский организм - поговорим может быть в другой раз.

Так вот, завершая уже эту химическую тягомотину, подведу итог, что самые приятные эмоции, которые человек может испытать - это когда:

  1. Адреналин превращается в Норадреналин
  2. Человек одерживает победу и в награду организм открывает «допаминовый кран».
  3. Допамин хлещет в мозг завихряя вокруг себя эндорфины и наполняя человека чувством искреннего и самого неподдельного Счастья.

В таких случаях организм выделяет предельно возможное количество допамина. Если говорить человеческим языком - это наивысшее блаженство и радость, которую может испытать человек. 10 из 10 по 10-бальной шкале.

Есть еще одно неприятное состояние-последствие выработки адреналина в случае опасности. Это так называемое «оцепенение». Разрешается на самом деле очень просто - нужно начать любое движение. Если организму хватит тестостерона - он при начале движения мгновенно преобразует адреналин в Норадреналин и Вы почувствуете себя непобедимым. Либо, если тестостерона не хватит, продолжится действие Адреналина, но по крайней мере он позволит свалить от опасности гораздо быстрее, чем в любом спокойном состоянии.

Но есть существенное различие в восприятии мира при выделении этих гормонов. Состояние при котором по нашей крови хлещет Адреналин - мы называем Страхом. Чем больше Адреналина - тем сильнее Страх. А наличие в крови Норадреналина - мы называем чувством Гнева. Или Ярости.

Отсюда второй лайфхак, как преодолеть свой страх. Вымыть любое количество адреналина из крови - довольно длительный процесс. Единственный способ, который остается - это превратить Адреналин в Норадреналин. Чувство Страха мгновенно сменится Яростью. Страх можно преодолеть только гневом. Зато это действие мгновенно и как мы помним - самое награждаемое организмом. (В случае удачного исхода, разумеется, сэр!) Если же переломить Адреналиновую Хуанхэ не удалось - то все что вы запомните - будет дикий, дичайший Страх, с большой буквы С, который больше никогда в жизни постарается не допустить вас до источника того, что так прополоскало адреналином ваш юный организм.

Что-то я, как обычно, от веселой истории первого прыжка ушел в какие-то дебри. Так вот. [зевает]

Про прыжок

Приехали, прыгнули. Получили свидетельства парашютистов. Уехали. Шутка. Конечно же, расскажу чуть подробнее. Самому интересно. Начну, как водится, издалека.

В какой-то момент своей жизни отчетливо помню, что решил однажды этот вопрос закрыть кардинально (т.е. прыгнуть). Сам по себе прыжок - это всего лишь эквивалент того, как ты готов реагировать (и реагируешь) на нестандартные ситуации в жизни.

Я, в ряде случаев, признаюсь честно, тот еще любитель помять булки. А точно нужно? А стоит ли? А точно ниче не будет? И так далее. Тем не менее, несмотря на любимую мозговую жвачку по целому ряду глобальных жизненных вопросов, знаю за собой черту, что шагать навстречу неизвестному я могу и делал это довольно много раз в своей жизни.

И тут значится, парашют. Процедура вроде бы стандартная. Но в какой-то момент своей жизни, я убедил себя, что у каждого человека должна быть матерая фобия, и себе я после недолгих раздумий выбрал страх высоты.

Потом, в военкомате, судьба на пару минут развела меня с красой и гордостью Вооруженных Сил Российской Федерации (снова плачет из 2022) - меня уже почти забрали в легендарные ВДВ, как меня буквально выгрыз у гвардии капитана некий ушлый майор как оказалось впоследствии, с секретного космодрома «Плесецк». Со словами «Отдайте его мне, у него высшее образование, вам оно там нахуй не надо а у нас пригодится!» Майор выхватил мое личное дело призывника у гвардии капитана ВДВ и убежал.

Мне тогда было глубоко плевать на происходящее вокруг меня - я страдал от смены обстановки вокруг молодого мажора, привыкшего к комфорту и свободе, которого одели в непонятную безразмерную форму и начали постоянно что-то требовать. Естественной реакцией организма, после нескольких умелых обломов попыток сопротивления - была глубокая апатия к происходящему.

Но меланхоличное подсознание отметило тот факт - что ВДВ - это прямая ассоциация с прыжками с парашютом. Но, не в тот раз. Я уехал на космодром и моя служба прошла насыщенно и увлекательно, но вдали от самолетов и прыжков в рампу транспортных ИЛ-76. И вот вдруг, совершенно неожиданно (как это всегда и бывает) возникла возможность совершить прыжок. Первый раз мы приехали на аэродром Куммолово (Сосновоборский аэроклуб) бодрые, веселые, с легким ощущением «А что, неужели сегодня я сигану?» Леха, единственный из нашей тройки уже перевалил за 4 прыжка и единственный был невозмутим и спокоен.

Легко потряхивая коленями, прогулялись по полю, посмотрели на строения, самолеты, ангар для укладки парашютов. Нервяка добавляла неопределенность. Был вроде и сильный ветер и народу кроме нас никого. Подсознание стыдливо нашептывало «не сегодня» и небеса, подумав немного, вняли его тихому шепоту. Видимо, не такому уж и тихому. Через два часа арт-подготовки неизвестностью, подошел старший инструктор и твердо сказал, что ветер усиливается и сегодня прыжков не будет точно. Со словами: "Ну нет, так нет, а как жаль, так хотелось прыгнуть", даже по-моему не дослушав его речь до конца мы прыгнули в машину и помчали обратно в Питер. Кроме Лехи, все остальные первоходы радостно молчали с выражением лица «Уж я то прыгнул бы сегодня, но проклятый ветер… Все же видели, что помешал только ветер».

Леха, в отличии от нас - расстроился искренне. Он-то приехал специально из Петрозаводска ради такого события.

Дежурно договорились, что в «Следующий раз - обязательно».

И следующий раз не заставил себя ждать. Ровно через неделю, аккурат к 9 мая, Леха вновь, отложив немного работу и другие важные для себя дела снова приехал к нам в гости в Питер. Небо звало его. Глаза Лехи горели настолько искренним желанием прыгнуть, что я даже немного погрустнел. Ибо понял, что в этот раз прыгать придется, даже если Ленобласть накроет ураган «Катрина». Честно говоря, за неделю я уже успел наградить себя похвалой за смелость, что в прошлый раз в принципе доехал до аэродрома.

Подсознание жевало гамбургер и уверенно говорило мне: «Все, мужик, ты практически сделал это. Вот если бы не ветер - ты бы точно сделал это. Чего еще тебе надобно? Никуда прыгать больше не обязательно. Программа-минимум выполнена на твердую пятерку. Приехал, посмотрел, уехал. Да ты ж почти спецназ ГРУ. Гордость и краса мирного неба над головой. Ложись спать, а завтра сходи на парад.»

Ровно в 8 утра меня разбудил радостный Леха и адреналиновый душ. Пора! Нет, не так. Пора…

Облегчение пришло только когда я посмотрел за окно. Туман. Густой, как неразбавленный цементный раствор, туман начинался прямо от подоконника и бетонными сваями уходил вниз и вверх над Шувалово-Озерками.

- Леха, я сделал все что мог, но ты же видишь, что сама Погода против нас - сонно пробормотал я, закутываясь поглубже в одеяло. - Какие идиоты будут прыгать в такую погоду. Жаль, очень жаль, что в этот раз не получилось тоже… - проваливаясь обратно в спасительный сон, я кожей чувствовал, что малодушничаю, прямо на глазах у боевого товарища, буквально двоюродного брата по прошедшей армии.

- Мы. Мы эти самые идиоты. - терпеливо, как ребенку, объяснил мне Леха. - Поехали, погоду ждут у самолета.

Я понял, что если сейчас не преодолею себя, Лехе я могу больше, наверное, не звонить. Оставалась надежда, что туман простоит еще пару недель. Мы просто съездим, и Леха убедится в этом лично. Просто съездим.

Леха ободряюще похлопал меня по плечу, как бы говоря, чувак, я все понимаю, но преодолеть себя - это уже половина победы, и мы поехали испытывать судьбу второй раз.

По дороге распогоживалось и настроение все ниже и ниже уходило к отметке, зачем я вообще согласился вылезать из постели. Надо было притвориться, что я спал так крепко, что ни один из Лехиных тычков не достиг своей цели и не смог меня разбудить.

На аэродроме было очень празднично и народу было побольше. Правда все еще было чуть серо и ветрено. Летный состав аэроклуба в полном соответствии с уставным праздничным девятимайским настроением слушал из полевого радиоприемника «Катюшу», «День Победы» и прочие бодрящие песни военных лет. Все улыбались.

Мы немного еще раз побродили по полю. Забрались с Лехой в старый вертолет, откуда нас немедленно выгнали, как будто мы собирались его угнать.

На прыжок собралась полновесная группа первоходов и когда весело гомоня на поле вышли матерые спортсмены, которые все утро снимали с дерева вчера застрявший на нем парашют (курсант-кадет умело зарулил в самую чащу, ловко пролетев прямо над высоковольтными проводами) - я понял, что прыжкам сегодня быть.

Так, на погоду съехать уже не удастся, сознание лихорадочно заработало в поисках решения. Понос? Резкое обострение чувства дома? Может я утюг забыл выключить?

Но другая сторона меня умело жахнула мне затрещину. Собрался регистрировать и описывать, как ведет себя человек перед прыжком, - так записывай. Но помни, чтобы записать все ощущения до конца, нужна самая малость. Нужно прыгнуть. Иначе ощущения (а вместе с ней и самооценка) будут неполными. И долго еще будут восстанавливаться, вспоминая как я изображая приступ астмы (которой у меня в жизни не было) - внезапно попрощался со всеми и уехал домой. Вдох-выдох. Добро пожаловать на предпрыжковый инструктаж.

Сердце бухало, как сваебитная машина. А ведь нас пока просто посадили за стол и стали рассказывать историю возникновения идеи первого в истории человечества прыжка с парашютом. И какой только извращенный фанатик-самоубийца догадался до этого?

А между тем, инструктаж плавно подошел к описанию механизма работы самого простого и надежного как автомат Калашникова десантного парашюта Д-6. Открытие парашюта принудительное, чтобы десантник думал только о том, как уничтожить врага. Высота - 800 метров, чтобы десантнику было недолго скучать, перед тем как он уничтожит врага. (Либо, если парашют не раскроется, чтобы советский десантник не сильно ушибся с такой детской высоты). Но на самом деле Надежнее десантного парашюта советская армия не придумала ничего. Чтобы советские десантники могли спокойно уничтожать врага, а не десантные парашюты уничтожали советских десантников. В общем, все для фронта - все для победы.

И в этот момент, пролетавший в небе самолет выбросил первого парашютиста. Как раз на высоте 800 метров. Чтобы первоходы могли воочию убедиться, что прекраснее прыжка с парашютом, может быть только прыжок с парашютом и автоматом.

Признаюсь честно. Тем кто дочитал-таки до этого места. Самый страшный страх окатил меня именно в этот момент. Когда еще стоя на земле и пытаясь хоть как-то морально подготовиться, я увидел, как из крошечного самолетика в небе из него бесстрашно шагнула фигурка, размером с кончик булавочной иголки. Через секунду над ней раскрылся малюсенький желтый купол и стоящий рядом инструктор буднично сказал:

- Новый десантный парашют испытывает. Хрен его знает, как пойдет.

В этот момент я понял, что не шагну из этого самолетика, даже если он будет падать и этот же инструктор так же буднично проорет мне в ухо: «Если не сейчас - то никогда!» Лучше уж наверно никогда.

Но инструктаж продолжился и я снова взял себя в руки. Если не сегодня - то уже точно никогда. Чтобы меня там не ждало. На высоте 800 метров.

На высоте

Каждый из нас задается вопросом - как же все-таки преодолеть свой страх? И ответ я писал чуть выше. Нужно просто шагнуть. Просто сделать шаг - и либо мой тестостерон превратит хлещущий адреналин в норадреналин, либо… этот прыжок навсегда останется моим самым жутким кошмаром. Это, конечно, если сердце не остановится прямо во время выхода из самолета. Тогда, конечно, боятся мне оставалось недолго. И очень скоро мне предстояло узнать ответ. Ох уж эти секретики.

После того, как появилась конкретная задача, пошли конкретные упражнения на выход из самолета и приземление - буря эмоций поутихла. Все просто. Либо превратит, либо не превратит. Ну же тестостерон, миленький, не подведи. На тебя вся надежда.

Инструктор подробно и обстоятельно, как фокусник раскрывающий свои самые сложные фокусы, рассказывал все все мало-мальски имеющие отношение к делу обстоятельства. Инструктаж проходил бодро и весело.

...Скорость приземления парашютиста в среднем равна 5-7 метрам в секунду...

... Лучшее средство от перелома ног при приземлении и, девушки, внимание, нежелательной беременности - это таблетка аспирина, плотно зажатая между колен....

... У кого парашют не раскроется - больше сегодня прыгать не будет... шутка... хотя нет, правда...

Всем выдали смешные шлемы. Мне достался "Капитан Америка". (уже просто вой из 2022) Обвязки под ноги, широкая лямка под жопу, сумка запасного парашюта на животе, основного парашюта сзади - я чувствовал себя как турист пешего похода на 300 километров.

К моменту, когда нас полностью экипировали и повели к самолету - страх исчез уже полностью. Теперь я точно зайду в самолет и приземлюсь на землю под куполом. Самолет сядет на землю уже без меня. А мне нужно только держать кулачки за уровень тестостерона. Появился фактически спортивный азарт. Как на тотализаторе. Пять к одному, что переключит. Ставки сделаны, ставок больше нет.

Самолет легко, для своей неповоротливой конструкции разбежался по травяному полю и взлетел.

Я повторил про себя порядок действий. Вроде все помню. Передо мной сидел Леха, я прыгал сразу за ним.

Прыгать в потоке легко. Нужно просто сделать шаг вслед за товарищем. Деревья за окном становились все меньше, наконец проселочная дорога стала не толще ленточки брошенной легкомысленной девочкой-первоклашкой на травянистое поле.

Инструктор открыл дверь самолета, выбросил пристрелочный парашют. Вдали сверкал манящей синевой Финский залив. Садилось солнце и было хорошее, радостное ощущение чего-то необычного. Скоро. Осталось еще чуть-чуть. Я был накачан адреналином, как хорошая гончая, которую держит только один поводок. Сейчас его отстегнут и…

Загорелась лампа и раздался резкий звонок. Все вскочили, я уперся Лехе в затылок. Просто сделать шаг.

Первый пошел!! Хлопки по плечу. Стой, куда, еп..! Теперь пошел!!! Я не закрываю глаза и не отрывая взгляда от горизонта со всей силы толчковой правой ноги бросаю себя вперед.

Огромный байкер прыгавший первый в нашей группе все боялся при выходе задеть головой задний стабилизатор в хвосте самолета. Инструктора смотрели на него подняв бровь и пытались показать, что даже с разбегу, специально, еще ни один легкоатлет-парашютист не смог достать до стабилизатора в прыжке даже рукой.

Ветер с силой бьет мне в лицо, я громко и с наслаждением ору на весь финский залив:

- ПЯТЬСОТ БЛЯТЬ ОДИН, ПЯТЬСОТ БЛЯТЬ ДВА, ПЯТЬСОТ БЛЯТЬ ТРИ!!!

Меня легко, как мне кажется, дергает за плечи и наступает невообразимая, звенящая тишина. Очень хорошо, что запасной парашют не потребовался, потому что шлем "Капитан Америка" от толчка плотно сполз мне на глаза и потребовалось еще несколько секунд, чтобы поправить его и проверить визуально, полностью ли раскрылся купол надо мной? Он был большой и круглый. "Наверное, полностью", подумал я.

Такого кайфа я не испытывал наверное, до этого никогда. Такого упоительного кайфа не способно было вызвать ничто, произведенное руками человека.

Я летел и понимал, что теперь я буду прыгать и прыгать и прыгать еще. Из самолета вышел новый, другой, полноценно счастливый человек.

Теперь впереди предстояло новое испытание силы и духа. Приземление. Как оказалось потом, ветер в момент нашего прыжка был все-таки на грани разрешенного, точно больше положенных 5-7 метров в секунду...

А пока еще деревья внизу были размером с маленькие кустики травы клевер луговой, я не сдерживаясь заорал во все горло подходящую, как мне показалось песню: "Расплескалась синева, расплескалась..."

Потом немного поорали с Лехой друг другу. Потом я понатягивал стропы и покрутился по всякому. А потом я понял, что земля-то она того, приближается.

Мысли лихорадочно забегали, потому что десантный парашют устроен таким образом, что желательно приземляться по ветру. Ну как желательно, чтобы остаться с целыми ногами - крайне необходимо. Приземление на Д-6, забегая вперед, скажу прямо - не самое мягкое дело, которое я испытывал в жизни. Чтобы приземляться по ветру - нужно отрегулировать подачу ветра в жопу. Проще говоря, в какую сторону летишь, туда и лицом. Еще поэкспериментировав со стропами, я убедился, что вроде как, ветер холодит крестец. То есть, все норм.

И вот тут начинается самое интересное, потому что определить оставшееся расстояние до земли - оказывается действительно непростое занятие. Инструктор об этом предупреждал, так что я был готов.

Но я был не готов увидеть, что когда по моим прикидкам оставалось парить еще добрых метров 100, неожиданно сложился парашют Лехи.

То есть он уже приземлился.

То есть между нами максимум 10 секунд разницы по времени. Как мы выходили из самолета.

То есть досчитать до трех и я уже тоже, земля встречай.

То есть пора складывать... (BOOOOOM!!!)

Удар, перекат, и О ЧУДО!!! Я на земле!!

Абзац, который я писал выше пронесся на самом деле в моем мозгу наверное за полсекундочки.

Потому что я успел и сгруппироваться и поправить шлем, и громко сказать "Хуй".

В следующую секунду я понял, что лежу на боку, такое ощущение, что я привязан за трос к хорошему трактору, который волочет меня по полю.

В положении ковбоя, которого заарканили индейцы, не переставая двигаться волоком по полю с ровной скоростью примерно 5 метров в секунду я начал бороться с нижними к земле стропами.

Через 50 метров поездки по полю, я наконец победил, и безумная гонка закончилась.

Вот тут меня накрыло такой эндорфиновой волной, что последующие сутки я пребывал по-моему в самом глубоком состоянии постоянного счастья.

Как собирал парашют, как мы собирались в кучу и шли пешком (нас унесло от предполагаемого места приземления почти на километр) - я помню как сквозь пелену прямо-таки щенячьей радости и восторга.

Было круто, очень, очень, неимоверно круто!!