September 26, 2012

белый медведь в пустыне в одной тапочке на две ноги

Мне нравится вот этот эпизод из статьи Альтова (Альтшуллера) "ЭТЮДЫ О ФАНТАЗИИ". «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 22» (1980) и сб. «Шанс на приключение» (1991).

Суждение о фантазии подобны суждениям о природе теплоты в конце 18 века. Теплота - это когда в теле много теплорода. А что такое теплород? Это такая невесомая, незримая, неосязаемая субстанция, которая является носителем тепла... Впрочем, в конце 18 века каждый мог легко определить температуру, а мы до сих пор не умеем определять "градусы фантазии".

Существует знаменитый тест Роршаха. Возьмем лист бумаги и посадим чернильную кляксу. Перегнем лист пополам так, чтобы линия сгиба прошла через кляксу. Получится симметричное чернильное пятно с причудливыми очертаниями. Надо посмотреть и сказать - на что похоже это пятно. Чем оригинальне - тем, считается, сильнее фантазия /подробнее смотри "Чудо воображения", с. 83/. Чистое шаманство.Человек просто не знает, чего от него хотят. А если знает, ничего не стоит получить высокие показатели.

Однажды в АзОИИТе ко мне подошел слушатель и протянул бумажку с чернильной кляксой: "На что это похоже?" Я сделал вид, что внимательно рассматриваю кляксу и сказал фразу, не имеющую никакого отношения к кляксе: "Это белый медведь, идущий в полдень по раскаленной пустыне. Он в тапочках, но они ему жмут." "Почему белый медведь в пустыне? - спросил ошарашенный слушатель. - Почему белый медведь, ведь клякса темно-синяя! ""Белый медведь, - нахально повторил я. - Он потемнел от загара. В пустыне сильное солнце". "А тапочки? - с отчаянием произнес слушатель. - Где вы увидели тапочки?!" Я наугад ткнул пальцем в кляксу: "Здесь". - "Но тут две сходящиеся линии"... - "Это две ноги в одной тапочке. Потому и жмут". Слушатель долго разглядывал кляксу, потом вздохнул и сказал: "У вас потрясающая фантазия... Я показывал эту кляксу нашим ребятам, они говорили банальные вещи: бабочка, дерево, куст"...