Б.Р. Шридхар Махарадж
July 17, 2023

Как создавали Самадхи Мандир Шрилы Шридхара Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Этот разговор состоялся 15 декабря 1992 года во внутреннем дворе Самадхи Мандира Шрилы Гуру Махараджа, когда преданные задавали свои вопросы о его создании Шриле Говинде Махараджу. Рассказ взят из предисловия к книге «Шри Самадхи Мандир стотра-ратна». Её написал Шрипад Садху Прия Прабху. Перевёл на русский язык Шрипад Кришна Чайтанья Прабху.

После того, как Шрила Гуру Махарадж оставил этот мир, через несколько дней манговое дерево также ушло. Я был очень расстроен, поскольку мне не хотелось спиливать это дерево, я не люблю, когда спиливают деревья. Когда возводился Самадхи Мандир, я медитировал и давал распоряжения: «Сделайте так и вот так». В какой-то день я выбрал это место, на котором по замыслу преданные будут становиться и воспевать славу Гуру Махараджа. Веранда [площадка перед Самадхи Мандиром] была недостаточной для этого. И тогда, через медитацию, проявился этот внутренний двор.

Я почерпнул некое вдохновение от храма Шрилы Рупы Госвами, Шри Говинда Мандира. Там используются колонны, и это также пришло мне на ум. В комментарии Шрилы Свами Махараджа на «Упадешамриту», изданном ИСККОН, я увидел фото с этими колоннами. Их не смогли в точности повторить, но последовали их общему очертанию. Я показал это изображение скульптору, Дхени Миштри: «Посмотри на эти две колонны. Можешь ли ты сделать такие же?» И он ответил: «Да, Махарадж, могу». Я сказал ему: «Я хочу, чтобы они были очень прочными». «Да, конечно, Махарадж, я все сделаю». Внутри колонны бетон, десять на десять дюймов, а затем кирпич. Я сказал Дхени Миштри: «Сделай как на этом фото». Все было почти идеально, но там была очень тонкая работа, которую он сделать не мог. Но основа им была сделана. Поэтому Самадхи Мандир Шрилы Гуру Махараджа напоминает храм Шрилы Рупы Госвами.

И все, что любит Гуру Махарадж, представлено здесь. Гуру Махарадж любит львов, павлинов, оленей и эти две Туласи, две женские фигуры тоже есть здесь. Сначала я хотел, чтобы скульптор сделал эту большую арку и две маленькие. Но потом я поехал в Калькутту со служением, а вернувшись, увидел его работу. Я спросил: «Почему ты сделал арку такой маленькой? Она должна быть соразмерной с бо́льшими арками». Он хотел демонтировать ее, но я сказал: «Пока не ломай, я подумаю, что и как. Сделай еще одну, соразмерную этой». И он сделал.

В один из дней в медитации ко мне пришла идея о Шримати Туласи Деви. Туласи всегда присутствует в Самадхи Мандирах вайшнавов, и мы также ставим деревце Туласи. Я подумал, что здесь обязательно нужно сделать изящные скульптурные украшения Туласи Деви. Из Ориссы прибыл скульптор, и я спросил его, может ли он сделать изображения Туласи Деви в медитации. Он ответил: «Да, Махарадж, я много таких делал и прежде». Я пояснил ему, чего именно хочу. Я удивляюсь, каким образом все это проявилось. Это не было каким-то планом, задумкой — это низошло свыше и проявилось здесь, и я очень счастлив. Это не является чьей-либо заслугой, все это — божественные проявления.

Я размышлял, почему ушло то манговое дерево? Потом мне стало понятно, что если бы я его не срубил, то как бы тогда появился Самадхи Мандир? Поэтому манговое дерево пожелало уйти, и я использовал его древесину при строительстве Самадхи Мандира. Наверху двери и окна изготовлены из его древесины. Да, такая древесина не лучшая для этого, я это знаю, но я понимал, что если дать этому дереву послужить здесь, в Самадхи Мандире, оно будет очень счастливо этой возможности. Это дерево питало особые чувства к Гуру Махараджу, и, в тот же день, когда Гуру Махарадж ушел (это случилось в час), к четырем часам опали все его листья. Я был удивлен этому, и через семь дней дерево умерло.

Гуру Махарадж пояснял, что Коладвип исполнен всего, и всё в этом Матхе трансцендентно. Мы пытаемся ощутить эту трансцендентную природу, что приносит нам немалое вдохновение. Когда появилась Туласи Деви, я также изумился.

Вы наверняка обращали внимание, что вершина храма необычна, она напоминает Шива-лингам. Подобное не увидеть на любых других самадхи-мандирах. Это символизирует настроение медитации. Самадхи означает «настроение медитации». Я размышлял, как выполнить вершину этого храма, но у меня не было идей. Мне никогда раньше не приходилось этим заниматься, и я также никуда не ездил и поэтому не видел, как построены самадхи-мандиры Ачарьев. Многие вайшнавы покидали этот мир, и их последователи приглашали меня, но я не приезжал. Это мое кроткое настроение, мне трудно это переносить.

Но теперь это стало моим долгом, и я оказался в растерянности. Но неожиданно прибыли четверо преданных из Шри Чайтанья Матха. Можно сказать, что они были знатоками в этом деле. Поглядев на меня, они все поняли, и одни из них сказал: «Махарадж, вы навряд ли справитесь с устройством самадхи сами, поэтому мы пришли, чтобы сделать все по вашему указанию». А двумя днями ранее сюда прибыл Пури Махарадж. Он хотел возвращаться в Калну. Я сказал ему: «Пожалуйста, не торопитесь, Махарадж. Похоже, что мой Гуру Махарадж не останется здесь. Намедни случилось довольно сильное землетрясение. Я думаю это предзнаменование того, что Гуру Махарадж уйдет. Пожалуйста, останьтесь здесь, Махарадж. Мне кажется, Гуру Махарадж оставит тело в течение двух-трех дней». И Пури Махарадж остался. А те четверо преданных, прибывших из Чайтанья Матха, основанного Шрилой Бхакти Сиддхантой Сарасвати Тхакуром, сделали все наилучшим образом. Я не сведущ в вопросах обустройства самадхи, а они были специалистами.

Также я не знал, где поставить знак тилаки. Вы можете увидеть, что его ставят на всех самадхи-мандирах, но он должен быть сделан из мрамора, и где в таком случае его надо устанавливать? Мраморный знак, как я подумал, сделать не удастся. Тогда ко мне пришла эта идея, и теперь вы можете видеть тилаки вокруг всего периметра Самадхи Мандира.

Преданный: А зачем устанавливают чакру?

Шрила Говинда Махарадж: Родилась следующая идея. Шанка (раковина), чакра (диск), гада (булава), падма (лотос) — все эти символы можно увидеть здесь. Это чакра Господа Вишну дает покровительство, а самадхи означает медитацию, внутреннее погружение, а не концепцию смерти. Поэтому здесь есть Вишну-чакра для защиты.

Преданный: А почему на верху расположен Шива-лингам?

Шрила Говинда Махарадж: Это не Шива-лингам в прямом смысле, это — символ медитации. Гуру Махарадж медитирует здесь, он сидит, находясь в медитации. Он вошел в Игры Кришна-лилы, Радха-Кришна-лилы, и он очень интенсивно погружен в них. Таков факт.

Гуру Махарадж желал, чтобы Самадхи Мандир не был большим. Самадхи Мандир всегда навевает чувства разлуки. Когда создавалась отделка храма, я очень переживал, понравится ли это Гуру Махараджу или нет. В завершении нужно было решить вопрос с цветовым оформлением. Моей позицией было не использовать раскраску. Вы сейчас можете видеть однообразность в цвете. Были пожелания сделать раскраску, но я был против: «Все должно быть сделано просто и везде только белый мрамор». Скульптор сделал скульптуру Гаруды и я попросил также не раскрашивать ее, только придать ей тона мрамора. По периметру Самадхи Мандир украшен шлоками из «Ш́рӣмад Бхагавад‑гӣты», «Ш́рӣмад‑Бхāгаватам» и других писаний. Это те шлоки, которые Гуру Махарадж любил и часто цитировал. Конечно, это далеко не все из них.

Преданный: Вы написали песню «джайа ‘гуру-маха̄ра̄джа’ джати-ра̄джеш́вара», когда Гуру Махарадж еще присутствовал здесь?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, после его ухода. Я сочинил ее за три дня. Началась церемония установки самадхи Гуру Махараджа и я не знал, как мы будем проводить поклонение у Самадхи Мандира. Те брахмачари из Чайтанья Матха сказали мне: «Сегодня вам нужно предложить маха-бхогу Гуру Махараджу, 108 различных блюд, а затем будет церемония самадхи». Потом они добавили: «С этого дня совершайте поклонение, не прекращая. Поклоняйтесь так, как поклоняетесь Божествам». Я подумал: «Когда мы будем совершать поклонение Гуру Махараджу, мы должны исполнять арати-кирттан, посвященный ему». И я попытался написать его, а когда написал на бенгали, то подумал, что совсем не трудно будет перевести его и на санскрит. Так появился санскритский текст.

На стенах храма есть еще одно сочинение, описывающее личность и деяния Гуру Махараджа с момента его рождения. Однажды Рама Диди сказала мне: «В этом году ты ничего не писал для «Гаудия Даршана». До́лжно бы тебе написать статью о Гуру Махарадже, по меньшей мере, ты бы мог сочинить стихотворение». Я всегда был очень занят делами Матха, не было времени спокойно присесть. Все в Матхе жили размеренно, но я был постоянно погружён в дела. Я ответил: «В этом году это едва ли возможно, Диди». И тогда Рама Диди протянула мне ручку, то была ручка «Паркер», и сказала: «Ты должен написать здесь и сейчас». Тогда я понял, что это указ самого Гуру Махараджа, нисходящий свыше. Я попытался начать и внезапно ко мне пришли слова ш́рӣ гаураман̣д̣ала-мāджхе хāпāнийā грāма, йена аватӣрн̣а мора прабху гун̣а дхāма. Так неожиданно родились эти две строки, и я сказал ей: «Дайте, пожалуйста, бумагу». А через полчаса всё произведение уже было написано, и я показал его Раме Диди: «Пожалуйста, взгляните, что получилось». Когда она стала читать, слезы наполнили её глаза, затем она предложила дандаваты и снова протянула мне эту шариковую ручку, сказав: «Я не могу взять её назад». Так, в течение получаса, в её комнате, я завершил сочинение и предложил его Раме Диди: «Это был ваш наказ, пожалуйста, примите это». Она была необычайно счастлива, она плакала. Свою ручку «Паркер» она подарила мне.

Все питали уважение к Гуру Махараджу с тех пор, как ему исполнился двадцать один или двадцать два года. Деревенские жители, да и вообще каждый уважал его. Когда он учился в колледже, он также пользовался расположением других. Его соратники отзывались о нем, как о человеке глубоко погруженного, трансцендентного разума.