February 7, 2022

В чём моя миссия?


Самой насущной, жизненно важной потребностью каждой дживы является сознание Кришны. Кто мы такие при этом – не столь важно. Ученик ли ты Шрилы Шридхара Махараджа или Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – не имеет особого значения. Существенно лишь то, что нам необходимо практиковать сознание Кришны под руководством истинного вайшнава, того, кто обладает тремя вышеупомянутыми качествами, кто развил в себе истинное понимание сознания Кришны и кто сведущ в трансцендентном знании о Шри Кришне. Общение с ним должно стать частью нашей жизни. Мы должны искать их общества, слушать их возвышающие душу беседы. В ИСККОН ли или в Матхе Шрилы Шридхара Махараджа посвящен преданный – для меня значения не имеет, важно одно: является ли общение с ним садху-сангой, и где бы ни был садху, я буду стремиться к общению с ним.


Вопрос: Мне хотелось бы, чтобы в Санта-Крузе развивался центр сознания Кришны, но здесь, похоже, существуют два лагеря: лагерь Шрилы Шридхара Махараджа и лагерь ИСККОН. Можете ли вы предложить что-нибудь для того, чтобы соединить их в единое целое?

Шрила Говинда Махарадж: Я приехал сюда не для сектантской пропаганды. Я живу в том сознании, в котором мои наставники, мои гуру общаются свободно и беспрепятственно. Оба они – Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж – мои гуру. Шрила Шридхар Махарадж – мой гуру-наставник и мой дикша-гуру (гуру, давший посвящение). Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, по милости Шрилы Шридхара Махараджа, – тоже мой гуру-наставник. Поэтому единственное, чего я хочу, – это следовать сознанию Кришны. У меня нет партийных пристрастий. Я не знаю, кто какой партии принадлежит, кто живет в Индии, а кто – в Америке. Я не ищу различий. Мы хотим следовать сознанию Кришны – тому, что мы получили от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Это наша линия преемственности. И в этой линии мне выпала невероятная удача быть учеником двух гуру, как и многих других. Но эти двое – мои высшие
наставники и гуру, я стараюсь следовать их указаниям и их духовному пути. Именно это я проповедую всем своим друзьям и тем, кто мне верит.

Я занимаюсь проповедью сознания Кришны, а не выявлением людей, заслуживающих или не заслуживающих, на мой взгляд, доверия.
Духовное продвижение невозможно без таких качеств, как смирение, терпимость и почтение к другим. Этот путь указал нам Махапрабху. Вы знаете эту шлоку, третью шлоку из «Шикшаштакам». Чтобы достойно воспевать Святое Имя, необходимо смирение, оно должно неотъемлемым свойством вашей души, наравне с терпимостью и уважением к другим. Благодаря этим качествам можно легко избежать вайшнава-апарадхи. Вайшнава-апарадха – это величайшее препятствие при воспевании Харе Кришна маха-мантры. Через вайшнавов
маха-мантра нисходит сюда с высшего плана. Она распространяется в этом мире через Панча-таттву – Шри Кришну Чайтанью, Прабху Нитьянанду, Шри Адвайту, Шри Гададахару и Шриваса Тхакура. Но если вы наносите Им оскорбления, маха-мантра не явит вам Своего благодатного образа. Махапрабху говорил о необходимости избегать вайшнава-апарадхи и девяти других оскорблений Харинама. Суметь избежать их довольно нетрудно.

Что важнее – нос или дыхание? С отсутствием носа можно смириться, но, перестав дышать, мы погибнем. В чем назначение жизни? Мы живем для того, чтобы следовать сознанию Кришны. Это то, что нам всем необходимо. Самой насущной, жизненно важной потребностью каждой дживы является сознание Кришны. Кто мы такие при этом – не столь важно. Ученик ли ты Шрилы Шридхара Махараджа или Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – не имеет особого значения. Существенно лишь то, что нам необходимо практиковать сознание Кришны под руководством истинного вайшнава, того, кто обладает тремя вышеупомянутыми качествами, кто развил в себе истинное понимание сознания Кришны и кто сведущ в трансцендентном знании о Шри Кришне. Общение с ним должно стать частью нашей жизни. Мы должны искать их общества, слушать их возвышающие душу беседы. В ИСККОН ли или в Матхе Шрилы Шридхара Махараджа посвящен преданный – для меня значения не имеет, важно
одно: является ли общение с ним садху-сангой, и где бы ни был садху, я буду стремиться к общению с ним. Садху не делает различий между лагерями и партиями, он видит лишь уровни преданности. Чистая преданность и только она привлекает его. Я стараюсь следовать тому же. В каждом я хотел бы видеть друга и доброжелателя, а не врага. Это заложено во мне с детства. Я кланяюсь каждому, кого встречаю на своем пути. Я не наношу оскорблений вайшнавам. Я не хочу оскорбить преданного, если он принадлежит не к нашей, а, например,
к Рамануджа- или любой другой вайшнава-сампрадае.

Проблемы с ИСККОН нет. Того, кто убежден в обратном, в ком силен дух
партийности, я убедительно просил бы отказаться от таких взглядов. Оставьте это мышление и воспевайте Харе Кришна маха-мантру, которую дали нам Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж или Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж. Они не думали создавать ограниченную узкими рамками секту, зачем же тогда это делать нам? Мы хотим гармонии со всем сущим. Гармонизировать отношения между этими обществами совсем не трудно.

«Общество» подразумевает некое множество людей. Людям присущи недостатки и изъяны характера. Эго – наш злейший враг и нужно стараться не подпадать под влияние ложного эго. Чего я лишусь, если окажу уважение другому? Если во мне есть смирение и терпимость, они сообщат моему характеру лишь благостные черты. Махапрабху учил, что это необходимое условие для воспевания Харе Кришна, только тогда мы будем способны воспринимать подлинно трансцендентную Харинама-маха-мантру. Святое Имя неотлично
от Кришны и потому это хороший способ попытаться выйти за рамки ограниченного мышления. Цель нашей жизни – практика сознания Кришны без оскорблений Харинама, и там, где нам предоставляется такая возможность, мы смиренно преклоняем колена. Для чего я живу? Зачем я сюда приехал? Если я смогу принести благо другим, тогда мои усилия не напрасны. В противном случае – это бесполезная трата денег, в которые вложена энергия преданных. Если моя миссия не принесет успеха, мне будет очень грустно. В чем состоит моя миссия? Во встречах с друзьями и их семьями. И коль скоро я получил возможность говорить о сознании Кришны, я буду стараться проповедовать его вне каких-
либо течений и направлений. Таким я вижу это служение. Я буду счастлив, если благодаря общению со мной кто-то почувствует желание следовать сознанию Кришны. Даже если это будет один человек, я буду неизмеримо счастлив. Тогда я увижу, что моя миссия была успешной.

Нам всем необходимо сознание Кришны и мы должны стараться следовать ему, где бы такая возможность ни представилась. Многие миссии поддерживают дух партийности. Иногда это приносит пользу, временами приводит ко множеству ошибок. Нам чужд такой образ мыслей. К цели нашего существования, к которой нужно стремиться прежде всего при любых обстоятельствах, мы можем двигаться, не нарушая окружающей среды и не беспокоя других. Необходимо всегда видеть цель. И если в результате наших действий вокруг нас воцарится гармония, будет замечательно. Это вдохнет в нас новые силы и создаст благоприятную атмосферу всеобщей доброжелательности и взаимной благосклонности. Это прекрасно, однако в реальной жизни труднодостижимо. Я могу контролировать свое эго и, может быть, эго кого-то из моих друзей, но мне неподвластно эго всех остальных. И поскольку собственное эго – наш худший враг, всеобщая гармония кажется почти утопией.

Другой вопрос состоит в том, что Кришна не желает раздавать према-бхакти всем подряд. Кришна предпочитает одаривать без ограничений мукти, освобождением, но не бхакти. Даже если Его преданный разбрасывает повсюду семена бхакти, Кришна иногда пытается этому воспрепятствовать, потому что Он попадает в зависимость от Своего преданного. Обычного искателя смысла жизни такое положение вряд ли воодушевит на дальнейшее продвижение в сознании Кришны. Но мы должны практиковать его даже в том случае, если Кришна не расположен давать нам бхакти. Он ничего не сможет поделать, если этого
захочет Его преданный. Но в отсутствие преданного Кришна может попытаться ее утаить.

Кришну не оставишь в дураках! Бизнес в духовном мире невозможен. В писаниях говорится: муктих дадати кархичит сма на бхакти-йогах. Вот причина того, почему каждое общество постигают те или иные трудности. Когда преданный хочет уйти, Кришна не чувствует Себя вправе на него давить. Сознание Кришны доступно всем без ограничений, но, приняв его, необходимо ему следовать и практиковать. Преданный, давший вам его семя, не будет это делать за вас. Практикующий может совершить ошибку, которая побудит Кришну отдалиться от него. Ошибки могут нарастать снежным комом, мешая и затрудняя развитие, заставив, в конечном итоге, уйти с выбранного пути. Экзамен провален и
претендент дисквалифицирован. На соревнованиях по бегу каждый бежит по своей дорожке; сойдя с нее, бегун отстраняется от участия в соревнованиях и получает дисквалификацию. Но при поддержке чистого вайшнава мы никогда не свернем с правильного пути. Шрила Гуру Махарадж всегда старался привести окружающую среду в гармонию. К нему часто приходили за советом члены Гаудия-миссии и даже представители враждебно настроенных групп, совершавших выпады и оскорбления в его адрес. Как-то раз, когда к
Шриле Гуру Махараджу пришел лидер группы, находящейся к нему в оппозиции, тот спросил:


– Зачем вы ко мне приходите, если наши мнения столь несхожи?
Человек этот отвечал:
– Махарадж, вы не принадлежите ни к каким партиям. Ваши неизменное здравомыслие, высокая образованность и равнодушие к мирским радостям неудержимо влекут меня к вам. В беседах с вами я ощущаю подлинное счастье. Вот почему вы видите меня здесь. Я ученик Шрилы Шридхара Махараджа и с юности впитывал это мировоззрение. В каждом я вижу друга, и если человек не испытывает ко мне дружеских чувств, я стараюсь расположить его к себе. Я не хочу иметь врагов. У меня много друзей в ИСККОН, и с некоторыми из них меня связывает очень тесная дружба. В обществах, основанных духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа и моими духовными братьями, многие преданные питают ко мне очень теплые чувства, их милость поистине поддерживает мою жизнь. Они очень добры ко мне, и когда милость их проливается на меня, я чувствую, как она устраняет препятствия с моего духовного пути. Поэтому, следуя моему Шриле Гуру Махараджу, я стараюсь находиться в гармонии со всем окружающим. Таково мое отношение к миру.
Из выступления Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа в Лоден Нельсон Центре, город Санта-Круз, Калифорния, 30 июня 1992 года