March 28

Как восстановиться после выгорания и начать хотеть хотеть

Начиная с 21 года я плотно окунулся в работу и построение карьеры. Пролетело 11 лет. Было сделано многое, чтобы встать на ноги. Примерно в 31-32 года я почувствовал, что я неслабо себя выжег физически и эмоционально. В какой-то момент у меня вообще не было сил, и даже исполнение оплаченных обязательств стало даваться крайне тяжело.

Понял – время трансформации, ведь у меня много целей и мечт, а чтобы к ним двигаться нужно пересобрать стиль жизни. Я начал собирать свой метод трансформации.

Я не медик, не психотерапевт, я поделюсь инструментами здравого смысла, которые сработали.

В статье описал очень простые инструменты, но почему-то они игнорировались. Самые главные вещи в жизни – это здравый смысл.

Начало. Признаки

Ничего не охота. Нет желания зарабатывать больше денег, даже если они реально нужны.

Мало энергии. Пойти с детьми в выходные погулять в парке кажется очень тяжелой задачей.

Проекты и бизнес. Не растет. Вроде много делается, а метрики не растут, при этом не происходит корректировки действий. Замкнутый круг.

Сложно услышать себя и свои чувства. Вот я задаю себе вопрос "что я хочу?". А я ничего не чувствую, кроме желания лежать и молча смотреть в стенку.

Причины

1. Долгое время живешь в долг у себя

Примеры: зарабатываешь деньги в бизнесе, на себя тратишь мало – все в обороте.

Либо не удается раскачать проект и огромное количество сил не дает результата.

Либо тупо не отдыхаешь в должном объеме, гордишься работой по выходным и отсутствием отпусков.

Да такие этапы могут быть, это нормально. Если это происходит годами, в какой-то момент это аукнется.

2. Заложник прошлого опыта 10 лет строишь карьеру чтобы вылезти из жопы стартовых условий, когда встаешь на ноги, продолжаешь воспроизводить прежнюю модель мотивации ЕБШ 24/7 и мотивацию в виде кочерги у жопы. Но прикол в том, что если ничего не менять в подходе эго эффективность начинает снижаться. Работаешь все больше а результаты не растут.

Или например пытаешься жить в режиме 22 летнего парня, когда не было детей и большой ответственности. Хотя и то и другое требует серьезного ресурса. Жизнь поменялась, а режим нет.

У меня все в порядке с целеустремленностью и я долго не слышал звоночков, что нужно менять стратегию. Начал чувствовать перманентную усталость. Появились проблемы со здоровьем и я задумался – а что если поменять подход?

Общий подход

Восстановить тело и восстановить психику. Скомпенсировать "долги" перед собой.

Инструменты

Ниже я покажу перечень конкретных действий, которые реально работают. Проверьте что вы делаете, а что стоит потестировать.

Баланс ресурсов

Ресурсонаполняющие задачи, ресурсозабирающие. Проверить свой календарь и понять, сколько ресурсонаполняющих задач реально запланированы по расписанию. Они должны делаться не по остаточному принципу, а на них нужно выделять время и бюджеты.

Вознаграждения после задач лягушек

Есть висящие задачи, которые не хочется делать. Какой-то мелкий ремонт дома, сдать анализы и т.д. Чтобы такие задачи шли легче, можно придумать систему вознаграждений чтобы приучить себя, что ты не просто выполняешь унылую задачу, а кайфуешь когда она решена.

Делегирование. Работа

Мы меняемся, то, что раньше было интересно делать в рамках рабочих задач, теперь вызывает только сонливость. Но эти задачи должны решаться. Решение – делать их чужими руками. Вначале не хочется строить процессы, ведь в начале "нужно потратить время на организацию, лучше самому сделать". Это большая ошибка и однажды ее придется решить.

Делегирование. Быт

В какой-то период я делал все задачи по дому связанные с мелким ремонтом самостоятельно. В выходные вместо расслабона очередная бытовуха. Решение: найти проверенных подрядчиков для закрытия бытовых задач, оплачивать их время и наслаждаться результатом. Исключения: если ремонт и работа руками дает кайф и переключает мозг, то это отлично.

Планирование отдыха

Чтобы спланировать что-то интереснее чем пицца и сериалы нужно выделить на это время. Вот прям посмотреть какие концерты, турбазы и спа сейчас доступны. Выделить бюджет и сделать брони. Если отдых не спланирован, и он идет по остаточному принципу и часто нет сил на интересные активности.

Маленькие кайфы каждый день

Раньше была такая идея, вот месяц ударно поработаем, а потом как спланируем какой-то ударный и концептуальный отдых. Это хорошо, но еще лучше внедрить небольшие удовольствия на ежедневной основе. Примеры: неспешный завтрак в приятной кофейне, когда ты ощущаешь вкус каждого блюда и старт работы попозже. Прогуляться пешком по городу в хорошую погоду до работы. Это может быть что угодно, нужно искать свое. Небольшие радости каждый день.

Творчество

Творчество хорошо восполняет, после базы: сон, нормальное питание, физическая активность. В какой-то момент я думал, что мне это не нужно, да и на работе много творчество.

Однако дело было лишь в том, что я не исследовал разные форматы творческих хобби, которые подошли бы лично мне. Февраль 2023 года, мне приходил идея, а что если пойти на хип-хоп танцы и начать тренироваться с нуля? Тыкнул пальцем в карту и записался на индивидуальное занятие.

Вот что я написал через месяц после занятий:

Мужики не танцуют?

Откуда эта чушь в моей голове? Не нужно блокировать желание развиваться. В январе спонтанно записался на персоналки по хип-хоп танцам. А почему бы и нет.

Нереальный кайф от нового хобби. Сесть на лавку ученика это прикольно. Когда ты вообще ничего не знаешь. Доверяя профи и терпеливо исполняя задания. Некоторые движения отрабатываются по 40 раз перехода от ужасно, до удовлетворительно. Под счет, под метроном, под музыку.

Узнаешь новые термины, smurf, steve martin, running man. Слои движения: кач, флоу, грув, hands perfomance. Делаешь первые попытки связок, записывая видео для истории. Я в кайфе.

Прошло 14 месяцев после первого занятия. Это хобби изменило многое. Я начал по другому ощущать жизнь. Танцы это про свободу и про вдохновение. За год пропустил всего 2 тренировки.

Теперь танцы это существенная часть жизни. Тренируюсь 3-4 раза в неделю, недавно снял первый профессиональный видос. Готовлюсь поучаствовать ва баттле.

Страхи

Когда я начал менять образ жизни меня одолевала паника. Кажется что "сейчас развалится бизнес" и т.д. Т.е. мозг настолько привык к гонке что даже идея спокойно отдохнуть 2 выходных воспринимал в штыки.

В результате: когда я стал как следует отдыхать, результаты в проектах и доходы стали расти – я вышел из плато. Я не превратился в дауншифтера, который только и делает что отдыхает. Нет я по-прежнему активно и системно работаю.

Навязанные цели

Если ты не слышишь и не доверяешь себя, очень легко начать бежать к тем, целям которые хорошо разрекламировало общество.

Пример: круто жить возле моря и в тепле. Мой опыт показал, что в данный момент жизни мне ближе в мегаполисе, в квартире и видеть сменяемость времен года – зима, весна, лето, осень.

Пример: брось работу по найму и запусти свой проект. Да, мне это подошло, но некоторые моя знакомые с энергично строят карьеру в корпорации, зарабатывают существенные деньги и активно инвестируют капитал в консервативные инструменты наслаждаясь высоким уровнем жизни.

Каждому свое. Если слушать себя и идти к своим целям, то можно двигаться долгосрочно и кайфовать.

Проведи ревизию своих целей. Они реально вызывают у тебя пожар внутри? Или это всего лишь огоньки единиц контента от наставников по заработку в инстаграме?

Если долго бежать по этой дорожке, то получается что ты просто живешь не свою жизнь. Нахуй это.

Важно. Не нужно крайностей, отречься от всего, уехать на Бали и там "отлететь" в итоге не даст ничего хорошего. Баланс!

Тело. Тренировки

У меня был разный режим тренировок. Утренние тренировки сейчас не заходят, вечером неудобно по времени. В обед у меня всегда просадка эффективности по работе. Решение – часовая тренировка только в этот период 13:00 - 15:00.

Регулярно тренироваться получится если сам формат тренировок нравится.

У меня был разные этапы увлечений качалка, велосипед, бег и марафоны.

Сейчас моя страсть это хип-хоп танцы + пилатес в качестве подсобки на укрепления тела и гибкости.

Психология

Для трудоголиков трудно отдыхать без чувство вины. У меня нет готовых рецептов для решения этой проблемы. Отдых это проявление любви к себе. Любить себя выгодно.

Семья

Постепенно с женой пришли к пониманию, что нужен микс отдыха:

  1. Время всей семьей
  2. Свидания вдвоем
  3. Встречи вдвоем с друзьями
  4. Личное время жены и посиделки с ее друзьями
  5. Личное время мужа и посиделки с друзьями

Не всегда все идеально, но стремимся к этому и чем ближе подходим, тем выше качество жизни.

Нахуй социально-приемлимые форматы

Чтобы кайфовать от отдыха нужно отказаться от модных форматов досуга. Как это работает? Если мы по привычке ходим отдыхать там где нам не нравится, это нас истощает а не наполняет. Пример я не люблю квизы, настольные игры, фильмы жанра фантастика и просмотр футбола. Вместо этого я могу 3 часа один гулять по городу или исследовать новые рестораны с женой или пойти потанцевать в клуб. Либо вообще часами смотреть документалки про хип-хоп культуру.

Неожиданные вещи

В марте 2024 я приехал в Алматы, чтобы снять себе танцевальный клип. Год с удовольствием тренируюсь и решил раз в квартал снимать видео с профессиональным клипмейкером. Создавая себе такую видео-открытку на память. Сам процесс меня мега зарядил! Отдача на вложенные деньги колоссальная. И это как раз про то, что я нашел именно себя в такой формате хобби.

Есть база, а есть хотелки

Есть базовые расходы, которые мы в любом случае несем. Жилье, еда, детские расходы, медицина, ремонт, шмотки и т.д. Это некие регулярные расходы. Гораздо коварнее, когда все заработанные деньги уходят только на базовые расходы. Которые не дают всплеска радости, а воспринимается как обязаловка.

Если в таком ритме жить долго, то в какой-то момент энергия начнет блокироваться. Появится ощущение "раб на галерах".

Что делать? Нужно сделать так чтобы кроме в структуре затрат оставалось нечто лично для вас. То, что хочется, то что наполняет. Важный принцип: чуть чуть лучше чем ноль. Если сейчас нет возможности сорваться в отпуск за 5000 долларов может быть можно можно просто взять сертификат на 20 часов массажа и ходить стабильно раз в неделю. А по средам завтракать в любимой кофейне.

Звучит все очень просто, но даже это может игнорироваться месяцами и годами. Это проблема.

Деньги

На усталость и выгорание влияет способ зарабатывать деньги. У меня было все достаточно просто – 100% дохода происходит когда я работаю. Ничего не делегировано, нет команды. Невозможно нормально уйти в отпуск. На выходных думаешь о работе. Нет автоматических систем продаж. Интенсификация усилий не дает роста. Как будто усталый бежишь на месте. Начал постепенно менять.

Начал с того, что я сформировал часть дохода, который приходит без моего участия.

Постепенно пошел результат. Вот эта сумма пришла в течении года на автомате. Раньше было 0 дохода полученный таким способом.

Кроме этого я начал перестраивать линейку основных услуг, значимо поднимать все цены и отказываться от низкорентабельных проектов. Это привело к тому, что я стал работать ровно в 2 раза меньше при этом доход вырос на 25-50%.

Я не лежу под пальмой как отлетевший дауншифтер. Это лишь часть годового дохода. Я начал постепенно менять структуру доходов. В данном случае источник: автоматические продажи онлайн продуктов не требующие моего участия в оказании услуги и партнерские программы (обмен клиентами).

В одной статье сложно системно разобрать вопрос заработка, но вектор один. Если мало сил возможно стоит подумать над корректировкой способа зарабатывать. Возможно поднять цены, возможно начать делегировать часть задач, возможно создать новые продукты.

С ростом проектов и денег мы разбираемся здесь. Если тема актуальна – приходите.

Кофе

Годами пил хороший кофе и много. Я фанат посидеть в кофейне и вообще это дело привычки. 3-4 чашки качественного кофе в день. Типа 1 эспрессо и 3 американо. В августе 2023 года я заметил что мое качество сна уже мне не нравится. Решил отказаться полностью, прошло 7 месяцев, давление в норме, сон отличный.

Не считаю кофе злом, просто я пил его слишком много.

Вредные привычки

Достаточно долго я вообще был чистый прям радикально. В период 17-30 лет я не совсем не пил алкоголь. Со временем пришел к тому, что это не обязательно.

Могу выпить 1 коктейль или бокал вина не чаще раза в неделю. Умеренность это хорошо. Кальян 1-2 раза в месяц.

Питание, сброс 15 кг

Примерно с 28 лет до 35 я плавно набирал вес и дошел до планки 92кг при росте 174. Было несколько подходов к изменению питания, но я быстро откатывался к прежним привычкам. У мня нет проблем с регулярными тренировками, а вот тема с управление питанием не давалась.

Все начало меняться когда я определил причины, а почему я ем больше чем надо и в меня залетает много джанк фуда.

Недосып, стресс, скука, старые привычки, за компанию.

Недостаточно драйверов радости в жизни кроме еды

Быстрый доступ к мусорной еды. Доставки и прочее.

Я начал работать именно с этими причинами. Например я знаю, что время 13:00-15:00 у меня мало продуктивное для рабочих задач. Особенно после обеда. Это время стимулировало заливаться кофе и подъедать сладкое. Решение: теперь в этот период я провожу тренировку и работаю с телом. Я не пытаюсь "высиживать" результаты в рабочих задачах. Сонливость разгоняется физической активностью и после нее настоящая волна энергии.

Поработав на уровне причин, стал внимательно следить за тем, что я ем – за 4 месяца ушло 15 кг. Без надрыва и жестких подходов. Получилось. Отката не произошло, вес может гулять на 1-2 кг +- но не более. Перехожу к следующему этапу работы с телом.

База отдыха и работы с телом

Что сейчас у меня внедрено на постоянку.

  • Базовые качественные витамины
  • Сон без будильника. Отбой и подъем в одно время.
  • Качественное время на свидания с женой
  • Качественное время на общение с детьми
  • Тайский массаж 1 раз в неделю
  • 3 танцевальные тренировки в неделю
  • 1-2 раза в месяц баня
  • Встречи с друзьями
  • Посмотреть музыкальный диггерский контент
  • Погулять по городу с музыкой в ушах
  • Неспешные завтраки дома
  • Неспешные завтраки в кафе

Творческий отпуск

Сроки восстановления

Первичные результаты пришли через 1-2 месяца. Полное восстановление, когда начала "хлестать энергия" заняло год. Сейчас мне 35 лет я чувствую себя как в 25.

Вопросы

Виталий пользовался ли ты услугами психотерапевта

Нет не пользовался.

А диетолога?

Нет не пользовался. Использую рефлексию и наблюдения за собой.

Я так не могу у меня дети, жена/муж, руководитель, клиенты

Да понимаю, есть разные периоды времени. Но прикол в том, что не слишком ли много внешняя среда навесила на нас? А может мы вообще сами себя навесили то, что не нужно на самом деле никому и мы просто сбегаем в это?

Ваш ресурс конечен, позаботьтесь о нем.

Принцип разумного эгоизма – это ступенька к росту качества жизни. От этого выиграют близкие.

Узнали себя в этом тексте?

Напишите в комментариях