January 16, 2017

Суперобложки

Копирую сюда из телеграма, чтобы не потерять. Признаюсь. Я вечный студент. После двух моих универов развилась привычка конспектировать, записывать и приводить лекции в читабельный формат. Собираю всю тему, лезу дальше в дебри. Тырю частично с канала Редактора Р, она в курсе.

У себя на канале в телеграм она вытаскивает цитату Яна Чихольда: «Одеждой книги является переплёт; суперобложка не более чем дождевик. Одевать суперобложку ради её сохранения ещё в обложку из целлофана столь же безрассудно, как дорогой кожаный чемодан в матерчатом чехле заворачивать ещё и в бумагу». и меня накрывает возмущение.

Дальше тоже кусок из ее рассказа)) Редактор Р, я тебя тут цитирую))

"Спасибо, Ян Чихольд, но у нас другие времена немножко настали: суперобложка – это хороший инструмент для дизайнера, прекрасное дополнение к книге (а главное опциональное), и, самое важное – дополнительное средство художественной выразительности. Такой, знаете, книжный троп.

Девушка Екатерина спросила в почте: "У меня к Вам такой вопрос – как Вы относитесь к суперобложкам? Я люблю и  коллекционирую книги, но если уж так случилось, что я покупаю книгу с суперобложкой, я жестко срываю ее и отдаю на растерзание подруге-архитектору на макеты. Зачем книге еще одна, зачастую глянцевая обложка?!" "

В итоге выросло аж в три части обсуждения: редактора, художника и продавца книг. Заходите, посмотрите, кто не видел.
Первая часть: https://t.me/redaktorr/175
Вторая часть: https://t.me/vilebedeva/274
Третья часть: https://t.me/kakieknigi/114

Суперобложка переводится как dust jacket, иногда book jacket, dust wrapper или dust cover. Пыльник, короче.

Часть вторая. Начну издалека. Твердый переплет у нас самый распространенный. Его пихают везде и всюду. Он долговечен и непобедим. Но! У него есть одна особенность - расстав (8-10мм) - черная дыра для всех доп. материалов, потому что он подвижный. Благодаря ему книга раскрывается. Это значит, что на расстоянии 8-10 мм от корешка не должно быть лаков, фольги и вдавливаний. Лак отвалится. Вдавливания даже никто не согласится делать, отправят на переделку макета, покрутив пальцем у виска. Фольгу можно попробовать запихнуть под пленку в этом случае, но я не пыталась.

Вторая особенность твердого переплета - картон, который не бывает идеально ровным. Видите внизу, я порвала книжку специально. Это отстав и  сторонки, переплет изнутри. Сверху наклеивается бумага, а уже на нее матовое или глянцевое покрытие. Все картонные неровности вылезают, как только вы заливаете свое творение ровным цветом, черным или белым, роли не играет. Неровности будут видны и с матовой пленкой и с глянцевой, с глянцевой даже больше. Раньше было классное покрытие "вельвет" или "софт", оно часто спасало положение.

А теперь фокус.
Суперобложка с черным цветом с матовой пленкой. Никакого расстава, никакого углубления, лак можно фигачить через весь супер даже на четвертую сторонку (это задняя часть). Лак никуда не уедет и не отвалится. Даже матовая пленка похожа на бархат, на контрасте с лаком выглядит идеально, потому что ровная. Никакой картон такого эффекта не даст в твердом переплете. С точки зрения геометрии - идеальная форма без выемок и беговок.

Конгрев (выдавливание) на супере делать можно. В твердом переплете - нет. Ну, по крайней мере, экономичного способа мне никто не назвал. В твердом переплете можно делать блинт (вдавливание), который может уехать на 4мм). Я один раз решилась на такое. Сделала слишком маленькие элементы для вдавливания в картон, так там защитная пленка отошла. Все эти ограничения на суперах не работают. На суперах наступает Бамболейло для дизайнера! Глянцевый супер получился очень яркий и ровный, почти как на мониторе светится. Буквы выдавлены.

В студии Лебедева пошли дальше. Книги можно узнать по белому фону и шрифту на супере, а внутри крутые образцы переплетных материалов. Фотка не передает. Наощупь они прекрасны. Суперы я не выкидываю)

В википедии, например, еще вот что написано. Суперобложки 1920-х, выполненые в стиле Арт-деко, высоко ценились коллекционерами. Самый известный пример - суперобложка для романа "Великий Гэтсби" Фицджеральда. Без суперобложки книга стоит около 1000 долларов, с супером стоимость книги возрастает до 20000 или 30000 тысяч долларов, в зависимости от состояния.