October 20, 2021

День 165. Непогода на Косе Назимова. Хасан, как по маслу. Палатка на воде

За 10 октября.

Эти строки пишу из Loft-хостела во Владивостоке.

На озере Лотос на въезде в Хасан

Ночь на Косе Назимова была тёплой, ветреной и дождливой.

Кажется, дождь не прекращался ни на минуту. Палатка выдержала. Бурными реками меня не смыло.

160-ый лагерь на Косе Назимова

Проснулся я в 7:29. К этому времени ветер сменился, оставаясь всё таким же сильным и порывистым. Теперь он имел западную составляющую, и я порадовался тому, что не встал на подветренном пляже, потому что наутро он превратился в наветренный.

Восточный пляж Косы Назимова

Когда я взялся за пакет с двумя ароматными пирожками с картошкой, он показался мне небольшой дверцей в какую-то волшебную страну наподобие Нарнии, потому что стоило мне только его немного подвинуть, как на меня пролился дневной свет.

Отбросив пирожки в сторону, я увидел на дне палатки огромную зияющую дыру. От такой картины моё настроение сразу же заметно ухудшилось.

Чуть позже я обратил внимание на один из пирожков. Кто-то к нему хорошенько приложился.

Пирожок и дыра в палатке

Ещё через некоторое время я вспомнил, как поздно вечером с прогрызенной стороны до моих ушей доносилось какое-то назойливое шуршание, и, пару раз лениво стукнув по дну палатки, я погрузился в сон.

Накануне вечером я в один момент почувствовал себя смертельно уставшим и даже не стал готовить ужин. Съев несколько вафель, я запил их холодной водой из фляжки и начал готовиться ко сну. Сил не было даже на то, чтобы скипятить чай.

Пирожки и хлеб у меня и раньше ночевали на дне палатки, но подобный инцидент случился впервые. Возможно, пакет оказался дырявым, и это позволило учуять ароматный запах сдобного теста или картошки какому-то оголодавшему грызуну.

Помимо прочего, я сделал вывод, что в Краскино пекли отличные пирожки и решил обязательно наведаться в тот же магазин на обратном пути.

Компот из шиповника

Настроение немного поднялось, когда я позавтракал. Дождь к тому времени уже закончился, и всё вокруг начало стремительно просыхать.

На улице было прохладно и хмуро.

Перед отъездом я починил дно палатки, вырезав заплатку из плотного пакета из-под молока.

Результат ремонта дна палатки (вид изнутри | вид снаружи)

Получилось сравнительно неплохо.

Когда я разделался с утренней рутиной, на часах было больше 14 часов, и, так как терять было уже нечего, я решил потратить ещё немного времени, чтобы поставить новую цепь ― уже 5-ую по счёту.

4-ая цепь прошла у меня от Байкала почти до Хасана. Я оценил пройденное расстояние примерно в 4000 км. И всё это вместе с бурятскими и забайкальскими грунтами.

Выехал я после 15 часов.

Скалы на краю Косы Назимова

Сперва я решил доехать до края Косы Назимова. При свете дня на её конце я увидел высокие скалы.

До самих скал мне добраться не удалось. Метров за 100 до конца косы на моём пути встал шлагбаум. Рядом с ним, на заборном столбе, висела скромная табличка. Она сообщила мне, что за сразу за забором расположилась воинская часть.

Войсковая часть на краю Косы Назимова

Приглядевшись к огороженным объектам повнимательней, я понял, что более убогой действующей части я, кажется, ещё не встречал.

Ближе к краю косы, по обеим её сторонам, раскинулись шикарные пляжи. Ветер не встречал здесь никаких преград и бушевал от души.

Ветер постригает барашки

Несмотря на мелководье, по морю гуляли высокие волны. На их острых гребешках то и дело образовывались белые барашки, и ветер их беззастенчиво постригал. Зрелище было впечатляющим.

Западный пляж ближе к краю Косы Назимова

Дорожка, ведущая на материк, была песчаной и очень приятной. Воздух был пропитан солёным ароматом моря.

Дорожка на материк

На длинной песчаной косе, уходящей далеко в море, как нигде до этого, чувствовалась мощь бушующей стихии. Как это уже бывало со мной во времена зимних метелей, сидя в седле, я чувствовал какое-то воодушевление. Если зимой, преодолевая плотное сопротивление ветра, я чувствовал себя покорителем Арктики, то здесь я ощущал себя покорителем песков.

Ещё в первые дни своего знакомства с Японским морем я заметил, что оно обладает какими-то сверхъестественными способностями по самоочистке, изрыгая все попадающие в него нечистоты на берег.

Вездесущий мусор

Если на предыдущих фотографиях на берегу моря вы не видели гор мусора, то это происходило только потому, что прежде, чем сделать очередной снимок, я выбирал наименее замусоренные ракурсы и старался немного прибраться в кадре.

Если говорить начистоту, то здесь, в Приморском крае слово «море» у меня начало плотно ассоциироваться со словом «мусор». Это было очень печально.

База отдыха

Когда я проезжал мимо опустевших баз отдыха, мой взгляд скользил от одних закрытых ворот к другим, плавно пробегая по безжизненным домикам.

База отдыха. Ворота заколочены досками

Некоторые ворота были и вовсе заколочены досками. На фоне пасмурного дня окружающая картина показалась мне очень грустной. Она ясно давала понять, что лето закончилось даже на юге Приморья.

Я крутил педали, а внутри меня всё было заполнено чувством ностальгии по безвозвратно ушедшим летним денькам. С особенной теплотой я вспоминал жаркое Поволжье с его шикарными реками. Тогда, буквально обезумев от жары, целыми днями я крутил педали, а душевными вечерами, когда жара немного спадала, с превеликим удовольствием купался в тёплой, как парное молоко, воде.

Всё это осталось в истории. Возможно, оно ещё когда-нибудь и повторится, но это будет уже на следующем витке спирали, когда я стану старше.

Дорога в Хасан. Взгляд назад

Чёрные горы продолжали громыхать артиллерийскими залпами. Я стал всё больше склоняться к тому, что возмутителями спокойствия в этих краях выступали наши горемычные братья — северные корейцы.

Чёрные горы на границе с Китаем

Природа на побережье мелководных бухт Японского моря показалась мне очень однообразной. Склоны гор выглядели лысыми, широкие долины рек были болотистыми, а во все стороны от меня простирались поля высоченной осоки.

Широкая долина близ Лебединого

Когда я вновь выехал на хасанскую дорогу и постепенно начал углубляться в горы, вокруг снова стало красиво и разнообразно.

Горы слева от дороги

Небо разъяснилось только перед самым закатом, когда я вплотную приблизился к живописному озеру Лотос.

Закат

На подъезде к Хасану меня обогнала легковушка. Через несколько десятков метров водитель, молодой паренёк, немного притормозил и, поравнявшись со мной, произнёс:

— Добрый вечер. Куда направляетесь?

Приветствие и тон показались мне какими-то официальными, и уже после первых двух предложений я понял, что общаюсь с сотрудником какого-то ведомства.

Северная часть озера Лотос

Дальнейший разговор пошёл про приграничную зону и правила нахождения на пограничной территории.

Главным, что я вынес из этой непродолжительной беседы, было то, что для того, чтобы попасть в Хасан, мне будет достаточно паспорта гражданина Российской Федерации. Этот момент меня очень порадовал.

Перед самым въездом в посёлок на берегу озера находилась шикарная видовая площадка.

Видовая площадка на берегу озера Лотос

Когда я дошёл до самого её края, со всех сторон меня окружили мясистые стебли и широкие листья лотосов. Теперь я был полностью уверен в том, что это были именно они.

На видовой площадке

В период цветения лотосов здесь почти наверняка было божественно красиво, и я отметил, что было бы очень неплохо побывать здесь в нужное время.

Лотосы на озере Лотос

Если бы берега озера не были такими заросшими и заболоченными, заповедная зона не остановила бы меня от установки лагеря, потому что солнце вовсю клонилось к закату.

Небо близ Хасана

Перед Хасаном я свернул на неприметную второстепенную дорожку, взяв курс на небольшое безымянное озерцо, расположившееся почти в самом центре посёлка.

На въезде в Хасан

Каждую сотню метров я ожидал наткнуться на КПП со шлагбаумом, пограничниками и колючей проволокой, но, доехав до магазина, я не встретил ни того, ни другого, ни третьего.

В магазине я закупился продуктами и водой, обратив внимание на то, что все надписи на витринах были продублированы на корейском языке. (Я стал опознавать его по большому количеству окружностей, присутствующих в иероглифах.)

Хасанский магазин запомнился мне тем, что впервые за всё путешествие мне продали заплесневелую плетёнку белого хлеба. Вовремя спохватившись, я без проблем её обменял.

Проехав по центральной улице, я добрался до берегов озера и чувствовал себя если не шпионом, то уж точно каким-нибудь разведчиком.

Озеро оказалось заболоченными, но делать было нечего, и, время от времени хлюпая ногами по грязи, я метр за метром исследовал береговую линию, передвигаясь по тропинкам.

С неба стремительно спускались сумерки.

Спустя некоторое время, я уже блуждал по узким, холмистым и извилистым прибрежным улочкам и, подняв на ноги всех местных собак, оказался на подсыпанной дорожке, уходящей прямо в воду.

Вокруг небольшой полянки, расположенной у самой воды, густо росла осока, а сразу за ней ― чернели многочисленные листья лотосов.

Место было открытым и продуваемым. То и дело на меня обрушивались свирепые порывы ветра.

Чтобы перестали лаять собаки, я был вынужден выключить фонарик, оставшись в темноте.

Палатку я ставил, с трудом различая колышки.

Грунт был каменистым и надёжно зафиксировать на нём своё жилище оказалось довольно проблематичным.

Кое-как пригвоздив палатку единственным колышком с наветренной стороны, я отошёл от неё на несколько метров, чтобы найти пару каких-нибудь веток.

Одинокий колышек успешно справился с несколькими довольно сильными порывами, но потом дунуло так, что он со свистом куда-то вылетел, и моя палатка, боком перекувырнувшись через прибрежную осоку, встала на воду и поплыла. ПАЛАТКА, ПОПЛЫЛА!

До этого момента ничего подобного я ещё никогда не видел.

Наблюдая за тем, как моё жилище стремительно отдаляется от берега, я, с ног до головы пронизанный ужасом, на мгновение ока замер, а потом, стремительно прорвавшись через заросли осоки, бросился в воду.

К счастью, отдалившись об берега на пару-тройку метров, палатка достаточно быстро начала наполняться водой и резко замедлилась. Озеро было мелким, и я смог ухватить её, зайдя в воду чуть выше колена.

Когда мой дом был спасён, я с облегчением выдохнул, а затем начал избавляться от воды и килограммов водорослей, которые за короткое время успели собрать свободно болтающиеся растяжки.

За свою неосмотрительность я заплатил одним потерянным колышком. Этот был вторым.

Первый колышек я тоже потерял из-за ветра. Это случилось на севере, на берегу мраморного карьера близ Рускеалы, в Карелии.

Второй колышек навсегда прописался на юге, в Хасанском районе Приморского края.

Для того, чтобы завершить свой невольно начатый пасьянс, мне осталось потерять ещё по одному колышку на западе и на востоке нашей необъятной Родины. После этого, в разгул стихии мне придётся удерживать крышу своей палатки руками.

Сготовив ужин, я вышел в интернет, чтобы отыскать два интересующих меня объекта. Первым был железнодорожный мост Дружбы, ведущий в Северную Корею, а вторым — монумент трёх границ, расположенный на стыке России, Китая и Северной Кореи.

Поначалу связь была отличной, но через несколько минут интернет как будто обрубило.

Ненадолго переключив телефон в автономный режим, я почти наверняка пропустил вперёд себя ФCБ-шников, а затем подключился вновь.

Интернет больше не рвался, и на каких-то сомнительных сайтах я начитался каких-то сомнительных статей, окончательно почувствовав себя шпионом.

Немного поизучав карту, я обнаружил, что китайцы, корейцы и русские жили почти на равном удалении от меня. Штука здесь была в том, что каждый из этих народов находился на территории своей собственной страны, а расстояние от моей палатки до соседних границ измерялось десятками метров.

Ночь обещала быть неожиданной и прохладной.

Трек: https://strava.app.link/goYtek3Rfkb

День 165

Продолжение следует...