May 2, 2020

Начать работать на себя, напороть косяков и остаться в живых.

С июня 2016 года я работаю сам на себя. До этого я успел поработать во всех классных студиях Краснодара. Но каждый раз, устраиваясь на работу, я понимал, что что-то не так. Я чувствовал, что хочу и могу сделать что-то большее. Быть наёмником тоже классно, но мне тесно.

Прошло уже больше года и мне есть чем с вами поделиться.

Зачем я это сделал?

  1. Ну, во-первых, мне тридцать с небольшим. Перспектива уйти на пенсию с дизайнерской зарплатой меня не то чтобы напрягает, я просто, сука, до усрачки боюсь даже думать об этом.
  2. Я понял, что если я не сделаю этого сейчас, то я не сделаю этого никогда. Дальше будет только сложнее, страшнее и дороже.
  3. Расширение картины мира через погружение себя в зону полного дискомфорта.
  4. Хотелось другого ощущения жизни. И я не оставляю идею пожить месяц в другой стране.
  5. Эту уже третья попытка фриланса. Дальше отступать некуда.

Обучение

У меня никогда не было хорошего примера для подражания. Я знал, что какие-то люди зарабатывают большие деньги в бизнесе и мне казалось это логичный путь, если ты не работаешь по найму.

Для того, чтобы понять, как это делается, я пошёл в Бизнес Молодость.

Бизнес Молодость и ЦЕХ

Сам бы я в жизни не пошёл, но мне удалось познакомиться с ребятами, которые преуспели и очень хорошо отзывались о БМ. Ребята рассказывали, что там очень жёстко, но это того стоит. Не смотря на то, что было страшновато, я был уверен вот в чём:

  1. Обычно там где страшно и непонятно и есть твоя точка роста. Лучше, как говориться, умереть в бою, чем бояться.
  2. Я уже твёрдо решил работать самостоятельно. Новые знакомства с людьми, которые уже делают свой бизнес точно не повредят.
  3. Если я не потяну ЦЕХ, то что вообще я могу? Может быть тогда и пытаться не стоит?

Последняя мысль была совершенно неприемлема и я решил нырнуть. БМ это в первую очередь сообщество. Наверное самая неоднозначная платформа для обучения и самая отрезвляющая. Не смею лишать вас удовольствия открытий, поэтому не буду описывать происходящее там, только скажу, что я настоятельно рекомендую хотя бы раз бросить себе вызов и попробовать. Правила там действительно жёсткие и все кто дошёл до конца уже могут собой гордиться.

Лучше всего ЦЕХ проходить в тот момент, когда вы уже что-то знаете про свой продукт, у вас есть какие-то показатели продаж, пусть даже нулевые. В моём случае последний день в Руторике совпал с первым днём ЦЕХа. Сейчас расскажу почему это была плохая идея.

Дизайнер в агентстве и на фрилансе

Дизайнер в агентстве

Когда ты работаешь в агентстве, твоя жопа со всех сторон прикрыта. Давайте на чистоту, дизайнер вообще ни за что по сути не отвечает. Получилось здорово — молодец, не получилось здорово—получится в следующий раз, ну или давайте переделаем. Ответственность размывается на всю команду, а пиздюлей обычно отхватывает аккаунт, менеджер проектов, продажник или собственник от заказчика. Максимум, что с тобой может случиться это увольнение.

Дизайнер в крупном агентстве не обсуждает цену, не общается с заказчиком, не защищается перед ним. Задачу для него формируют аккаунты и креативщики. По большому счёту от тебя требуется красиво нарисовать. Конечно бывает не везде и вообще случается всякое, но это один из популярных рабочих сценариев.

Поэтому я всем своим студентам или коллегам советую шабашить.

Дизайнер на воле

На воле ты сам за себя. Обсуждаешь задачу, составляешь договор, придумываешь креатив, маркетинговые штучки, рисуешь, пишешь тексты, защищаешься перед заказчиком, получаешь или не получаешь деньги тоже сам, платишь налоги, получаешь письма из налоговой, что всё заполнил неправильно, бесишь сам себя, платишь за бухгалтера, теряешь деньги на ровном месте. На каждом из этих этапов ошибаешься до тех пор, пока не научишься. Все риски на тебе.

Шабашки ни в какое сравнение не идут с работой на себя.

Подрабатывая небольшими заказами по вечерам, вы не знаете рынка, у вас нет договорной базы, потому что по сути нет серьёзных рисков, нет стратегии, нет принципов работы, нет возможности выезжать на объекты заказчика и встречаться в рабочее время. Вы ни черта не знаете на самом деле.

Это в офисе вы всегда знаете как надо было бы поступить в той ситуации менеджеру по продажам, чтобы такого факапа не произошло. В реальности же, когда вам все карты в руки, вы начинаете обсираться на ровном месте по три раза в день. Вам просто становится страшно. Страшно потерять заказ, страшно общаться с налоговой, страшно заключать договор, страшно кого-то нанять, страшно ставить самому себе срок и впервые получить звонок от очень серьёзного человека с претензиями. Оказывается заказчики не всегда готовы идти вам на встречу (как акаунт-менеджер) и ещё, они могут кричать на вас матом и требовать своего.

Деньги

Никакого денежного мешка за спиной у меня не было. Никаких сбережений на чёрный день и вообще ничего такого. Что-то заплатили в Руторике, что-то перепало с фриланса, но это были деньги, которые семья из двух взрослых и двух маленьких детей уничтожают за месяц. Поэтому трудности с деньгами начались почти сразу же.

Поначалу были кое-какие заказы. В основном случайные, от друзей или по рекомендациям. Иногда получалось заработать в четыре раза больше, чем на работе, а иногда было совсем пусто, но одно компенсировало другое и мы кое как справлялись. А потом начался декабрь. Традиционно, если у тебя не начался завал в декабре, то до февраля ты на подсосе. Завал не начался.

Ситуация осложнилась тем, что в начале декабря мы сняли помещение под офис. Конечно мы бы не стали этого делать, тем более под новый год, но освободилось место, которое мы давно хотели и надо было действовать. Надо ли мне сказать, что оно ещё и ремонта требовало?

Ситуация «Приуныл»

Началась депрессия. Я много времени проводил перед компьютером, играя в видеоигры. Мне казалось, что всё разрешится как-то само собой. Но заказы не шли. Ситуация с каждым днём становилась всё хуже. Необходимость что-то менять стала болезненно очевидной.

В итоге мы всё таки сделали ремонт, превратив отвратительный совковый барак в охренительный хипстерский уголок уюта и тепла.

На следующий день после окончания ремонта, по старой традиции пошёл дождь и у нас потёк потолок. Арендодатели сказали «ой, ну надо же, ну вот как-то так пока, разбираемся». Прошёл год, а они до сих пор разбираются.

Первые ошибки

Спустя год, я понимаю, что большой ошибкой было то, что я искал дизайнеров себе в помощь. Я же думал, что я строю бизнес и вот сейчас я найду классных дизайнеров, научу их всему, что умею и буду только общаться с заказчиками, строить концепции, проводить презентации и всё в этом духе.

О, это была чудовищная, глупая, самонадеянная ошибка.

Самое главное что я понял. Бизнес и ремесло — это два разных пути, каждый из которых имеет место. Важно понять заранее какой из них ваш. Если вы хотите строить процессы — вам в бизнес. Если вы хотите делать дизайн—вам в ремесло.

Что такое бизнес?

Задача собственника бизнеса — поиск клиентов и создание денег. Ваша задача выстроить такую структуру, при которой вы просто запускаете клиента в цепкие лапки аккаунта и дальше с ним работает аккаунт, продажник, дизайнер и прочие. А вы в этом время ищете другого клиента. И получаемый результат вообще не требует вашего участия.

Уточню, что искать клиента — это не ходить и спрашивать самому буквально, а выстроить такую структуру отдела продаж, который генерирует поток клиентов. Понимаете в чём смысл?

Идеальная ситуация, когда вы можете это кому угодно продать и ничего кардинально не изменится. Или вы можете заменить любого человека в цепочке и новый человек будет работать так же как старый. Вот это бизнес.

Что такое ремесло?

Вы рисуете дизайн, вы сами печёте торты, вы сами шьёте платья и т.д. Вы и есть ваше основное звено, которое нельзя заменить, нельзя вычленить из процесса.

Если вы остановились — остановилось всё. То есть фактически, вы сами себе делаете рабочее место. Это называется быть самозанятым.

Это тоже очень круто, потому что вы имеете степень свободы не соизмеримую с работой в офисе и бизнесом. У вас другие риски, другой ритм, другие плюсы и минусы. Это просто совершенно другой путь.

Чтобы это понять и попробовать мне понадобился год. Но я тупой и медленный, вероятно вы справитесь быстрее.

Что сейчас

Когда мы вновь обнулились уже в третий раз, всё равно были сложные моменты, когда я мог весь день тратить на переговоры с заказчиком и за целый день не сделать ничего по дизайну. Тогда Саша, моя жена, предложила мне помочь (уже в третий раз). Зная мнение большинства, что с родственниками и уже тем более с женой работать нельзя ни в коем случае, я сразу понял, что это офигенная идея.

Одним из самых правильных решений пока что является то, что мы начали работать вместе. Да, я знаю, что это является очень спорным моментом, но в нашем случае это сработало именно потому, что я обладаю одним набором скиллов, а она — другим. И они вообще не пересекаются, но удачно дополняют друг друга. Я занимаюсь только креативом, дизайном и идеями. А на ней договора, счета, переговоры и прочее. Добавьте сюда уважение и доверия и всё получится.

Как только мы это сделали, мы удвоили оборот. Я уже говорил о том, что искать дизайнеров было большой ошибкой. Искать надо было того, кто сможет структурировать процесс, ведь дизайнер уже был, это я.

Стоит ли оно того?

Стоит ли работа на себя всех этих нервов, денег, долгов и страхов?

Для меня ответ очевиден — безусловно стоит. Вот почему:

  1. Ничто так не отрезвляет.
  2. Вы сами решаете. В большинстве случаев вы решаете неправильно, но это и есть жизнь. Дерево тоже не геометрически правильное.
  3. Непостоянный по началу доход — ничто по сравнению с той степенью свободы, которую вы получаете. Возможность быть со своими детьми в среду днём, — что может быть круче?
  4. Обращаться с деньгами и выстраивать более надёжные процессы вы научитесь рано или поздно. Работая по найму вы научитесь жить на зарплату.
  5. Бросить себе вызов, потерпеть неудачу, пройти через ошибки, получить опыт и в конце концов прийти к результату — это привилегия доступная не многим. Цените возможность.

Выводы

  1. Учитесь обращаться с деньгами и откладывать. Если вы не умеете этого сейчас, то ничего не изменится, даже если вы будете зарабатывать в 4 раза больше. Почитайте статью «Де деньги?», чтобы узнать больше об этом.
  2. Пользуйтесь услугами профессионалов, упрощайте себе жизнь. Юристы разбираются в договорах, вы —нет.
  3. Ищите пробелы в структуре и залечивайте их. Не ищите удобных для себя людей, ищите эффективных.
  4. В какой то момент вы всё равно спросите себя, на что я потратил свою жизнь. Подумайте, над ответом сегодня.