September 1, 2018

Будда ждёт тебя в Цуголе

Третьего дня посетил Цугольский дацан, что в посёлке Цугол Могойтуйского района Агинского Бурятского округа Забайкальского края.

Не знаю даже, что вам сказать:

Можно порыться в интернете и написать просветительский пост. Но вот, во-первых, статья в "Википедии", переписывать которую нет смысла (но важно прочитать перед тем, как ехать). А, во-вторых, в Цуголе отрубает всё, что ты читал до того, как приехал:

Цугольский дацан... прекрасен:

Когда отворачиваешь с федеральной трассы на старый мост, приезжаешь в Цугол и едешь по Цуголу, поверить в то, что попадёшь сюда, очень сложно:

Весь комплекс как будто парит над посёлком, да и вообще над временем. Внутри стен комплекса кажется, что все вот эти уродливые пятиэтажки, бетонные заборы, разбитые дороги, вереница военных водовозок на въезде в посёлок, даже старый мост через Онон - это даже не из другого времени, а из другого измерения. Внутри сложно поверить в то, что где-то рядом есть дороги, самолёты, военные учения, двигатели внутреннего сгорания, ругань, несправедливость, шоколадные шарики "Несквик", книжки про маркетинговые исследования и наушники эйрподс:

Очень крутое ощущение, которое я ловил во всех дацанах, кроме Иволгинского - как будто ты приехал домой. Или, может, не домой, но к очень близким родственникам, которые тебя очень ждут. Они в возрасте уже, они не расплёскиваются эмоциями - просто молча радуются тебе. Быть может даже занимаются своими делами, и тебе надо дождаться, пока они докрутят банки с огурцами, накидают на стол и начнут спокойно рассказывать о том, что было, пока ты зарабатывал деньги, сомневался, переживал, бегал куда-то, ездил, ругался, работал, чинил крышу у гаража, жёг костры, покупал и носил свою одежду, пил, читал книги и воспитывал детей. И, кажется, это самые важные беседы в жизни:

Я не знаю, может, это волшебство или просто так совпадает, но во всех дацанах всегда, когда я там бываю, бесконечно тихо, безветренно и над ними висит как будто вечное синее небо. Я не знаю, что там за музыка играет, когда ламы читают свои скрижали или что там они делают, но музыка эта как будто не разгоняет эту тишину и вселенское спокойствие, а насыщает их массой, весом, значимостью:

Я был в буддийских храмах во Вьетнаме, в Китае, Таиланде, но нигде не ловил таких сильных ощущений, как в забайкальских дацанах. Будда здесь всегда ждёт тебя, любит тебя, гордится тобой, улыбается тебе, дарит тебе спокойствие и как будто приглашает перестать бежать, а вместо этого сесть и посмотреть внутрь себя. Около этих статуй я испытываю чувство любви. Да, она перемешана с восхищением, спокойствием, уверенностью, но больше всего, стоя рядом в этой массивной и важной тишине, я думаю о том, как люблю эту планету, небо, дороги, деревья и умиротворяющее спокойствие того, чей опыт символизируют эти многометровые штуковины:

В этот раз сообразил, что моя тяга к дацанам никак не связана с желанием изучать буддизм, исповедовать какие-то его нормы, что-то вообще делать. Мне просто хочется быть рядом:

На обратной дороге нельзя не заехать в Амитхашу:

Я не один такой:

И это единственное место, где моя младшая дочь готова мгновение попозировать:

Агинский дацан, в отличие от Цугольского, вплетён в Амитхашу точно так же, как Амитхаша является его неотъемлемой частью. Здесь так же спокойно, хотя не так домашне, как в Цуголе. Не в смысле, что тебя не ждут - нет, ждут, любят и накидывают на стол. Нет, не про это. Агинский дацан как будто более академичный - это тоже огромный полигон тишины и спокойствия, сосен и умиротворения, но он как будто учитель - смотрит за тобой, заглядывает внутрь тебя, понимающе улыбается твоим сомнениям. В Цуголе ты сам с собой. Поэтому в Амитхаше я сажусь обычно в угол и даю дацану заглянуть в меня:

Спасибо, что вы есть.