September 10, 2022

"Еда для радости", Елена Мотова

Фотка для привлечения внимания - Майлз Олдридж

До сих пор лучшей из прочитанных мной книжек про еду была "Интуитивное питание" Бронниковой. Но "Еда для радости" Елены Мотовой лучше.

Надо учитывать, что книжка Бронниковой не столько про еду, сколько про психологию еды - чего вообще в голове происходит, когда мы пытаемся питание контролировать, и насколько это всё это сложнее наших представлений о самих себе. "Интуитивное питание" серьёзно переворачивает отношение к проблеме, но сама является проблемой.

После прочтения может показаться, что ты взял быка за рога, ситуацию контролируешь, и всё твоё питание теперь - интуитивное. Прочитавшие книжку Бронниковой, я думаю, прекрасно понимают, о чём я. С этим ощущением собственного величия мгновенно начинаешь набирать вес (если проблема с весом в принципе существует. Хотя если её не существует, то человек не будет Бронникову читать в принципе). Потом пофиксить системную ошибку в голове очень сложно, потому что методология Бронниковой, насколько я могу судить, требует серьёзного самоконтроля и опыта осознанности, которого у нас обычно нет. Ну или есть какие-то зачатки, которые больше путают, чем помогают - всё время кажется, что ты понимаешь больше, чем понимаешь на самом деле (чаще всего не понимаешь вообще ни черта).

Однако Бронникова в любом случае вправляет мозги, и заставляет резко отпрыгнуть от всех доморощенных диетологов - от "нутрициологов" из инстаграмма до псевдо-тренеров из спортзалов, которые предложения без пяти ошибок написать не могут в мессенджере, но учат десятки разных совершенно людей, как им питаться, используя в лучшем случае пяток шаблонов. Я также слез с весов - настолько, что не взвешивался года 3-4, и чувствовал себя от этого абсолютно счастливым.

Книжка Мотовой более прикладная и без претензий на психологическое пробуждение спящего разума. С Мотовой я познакомился из ролика на "Антропогенез.Ру", что само по себе гарантия качества - что попало в умном и любимом мной проекте Дробышевского и Соколова выпускать не будут. В ролике много раз книжка упоминалась, я её скачал и запоем прочитал.

"Еда для радости" из тех книг, которые нужно давать к обязательному чтению в старших классах школы. Типа "Истории религий Востока" или "Аддиктологии" Короленко-Дмитриевой. Думаю, что у школьников в большинстве случаев не очень много проблем с питанием, да и понимание того, откуда есть пошёл ислам - не самое важное знание в 16 лет, но потом всё это явно будет не лишним примерно всем.

Написано простовато даже для научно-популярной литературы - эдакий блоговый намеренно упрощённый стиль, но я думаю, что с учётом цели книги это скорее преимущество: до большего числа читателей дойдёт без дополнительных размышлений.

По структуре просто и понятно. Можно пропускать то, что не интересно и не важно, а читать только то, что вызывает внутренний трепет. Я прочитал от корки до корки, хотя многое знал до этого. Есть и про еду, и про воду, и про алкоголь, и про омегу-3 - опасное (в том числе смертельно) плацебо, про нутрициологов и прочих шарлатанов, захвативших внимание сотен миллионов людей ради сиюминутной выгоды.

Очень рекомендую.