Интервью
August 14

«Мы должны пройти проверку на человечность». Корреспондент ТСН Наталья Нагорная вернулась из Суджи и рассказала «Вот Так» о том, каким увидела первый занятый ВСУ российский город  

В среду, 14 августа, служба новостей украинского телеканала «1+1» показала кадры из занятого украинской армией российского города Суджа в Курской области. Впервые с начала полномасштабного вторжения ВС РФ съемочная группа украинского телеканала работала на территории России. Корреспондент ТСН Наталья Нагорная рассказала «Вот Так», что прямо сейчас происходит в городе, который, по словам командира спецназа «Ахмат» Апти Алаудинова, ВСУ не контролируют.

Коллаж «Вот Так»

— Ваш репортаж из Суджи стал сегодня медийной сенсацией, поскольку с начала полномасштабной войны украинские съемочные группы не работали на территории России. Расскажите об обстоятельствах своей поездки.

— Действительно, это была очень рискованная поездка, несмотря на то, что наши бойцы уже смогли отогнать россиян несколько дальше от Суджи. Сейчас над городом уже не летают FPV-дроны, его не обстреливает российская артиллерия. До Суджи достают только российские авиабомбы и ракеты. Сегодня мы слышали и видели много их разрывов. На самом деле, взрывы звучат практически беспрерывно, но в основном не в самой Судже.

Россия использует очень много авиабомб. Причем значительное их количество падает на российскую же территорию, которую прямо сейчас контролируют ВСУ.

Репортаж Натальи Нагорной

Когда мы ехали сюда, важно было предусмотреть все меры безопасности. И я очень благодарна ребятам, которые нас сопровождали. Благодаря им, наше путешествие действительно получилось безопасным — мы без приключений заехали в Суджу и вернулись в Сумы. Скажу честно, я волновалась, потому что не знала, что буду чувствовать, когда заеду на территорию Курской области. Но теперь я могу сказать о большой благодарности, которую испытываю по отношению к украинским защитникам.

Мы создаем здесь санитарную зону, которая даст возможность уменьшить количество обстрелов, от которых страдают Черниговская и Сумская области. Только с начала августа эти территории обстреливались более 2,5 тысяч раз. Теперь эти территории наконец-то смогут жить без постоянных российских атак с использованием FPV-дронов.

— Подвергалась ли Суджа обстрелам во время вашей работы в городе?

Как я понимаю, украинские военные уже находятся на достаточно большом расстоянии от города Суджа. По крайней мере, за все наше пребывание в городе звуков боя мы не слышали. Единственное, что постоянно напоминало нам о войне — это прилеты авиационных бомб. Все они летели со стороны России.

Мы слышали взрывы со стороны Сумской области [Суджа находится примерно в 10 километрах от границы]. Их действительно слышно на очень большом расстоянии. В самой Судже я видела последствия лишь одного серьезного прилета авиабомбы.

— Сколько гражданских продолжает оставаться в Судже?

По словам наших военных, это больше ста человек. Лично наша съемочная группа видела людей, которые прятались в подвале. Среди них были дети — подростки, мальчик и девочка. Также мы видели семью с маленькой девочкой, которой год и три месяца. В то время, когда мы пришли туда, ребенок спал, поэтому мы не стали их тревожить. Мы просто понаблюдали, как украинские солдаты передали гуманитарную помощь для этой семьи — воду и еду.

— Как местные жители реагируют на украинских военнослужащих?

Сегодня мы были свидетелями того, как украинские солдаты помогают этим людям. Они привезли продукты питания, воду, прочие необходимые вещи. Потому что некоторые люди уже неделю сидят в подвале. Понятное дело, что они брали с собой какую-то еду, однако сейчас просто не рискуют выходить наружу — именно из-за угрозы, которую представляют российские авиабомбы.

Украинские военнослужащие продвигаются и выполняют стоящие перед ними задачи. В то же время есть люди, которые ежедневно занимаются оказанием помощи жителям Суджи, которые остались в городе и по разным причинам не стали эвакуироваться.

Лично я не видела никакой агрессии со стороны местных жителей по отношению к военнослужащим ВСУ.

— Расскажите о своих наиболее ярких впечатлениях за время поездки в Суджу. Возможно, что-то осталось за кадром и не попало в телевизионный репортаж?

— Я не знала, что буду чувствовать, когда окажусь в Курской области. Естественно, меня переполняла благодарность нашим военнослужащим, которые облегчают жизнь мирным гражданам на территории Украины. Не могу сказать, что меня переполняла какая-то радость.

На одной из фотографий, сделанных на фоне сожженной российской колонны, я улыбаюсь. Но в тот момент меня радовало лишь то, что эта колонна не дошла до Украины, а уничтоженный российский танк больше никогда не выстрелит в украинцев.

В моем сердце не было никакой ненависти по отношению к местным жителям, к гражданскому населению. Я не знаю, что это за люди, но я понимаю, что они нуждаются в помощи. И мне было легче от мысли, что украинцы остаются людьми и помогают гражданскому населению страны, которая ведет против них войну. Это была моя самая главная эмоция.

Я считаю, что очень важно, чтобы в этой войне мы оставались людьми. И мне очень хотелось бы, чтобы мы прошли эту проверку на человечность.

Беседовал Иван Лысюк