November 21, 2023

Войти во Вриндаван, следуя за духовным учителем

Теперь мы с вами вновь приступаем к обсуждению нашей главной цели жизни — развитию качеств, необходимых для того, чтобы войти в трансцендентную реальность, а именно в обитель Голоки Вриндаваны. Сделать это возможно, живя в Гокуле Вриндаване, которая является проявлением Голоки на планете Земля. Гокула Вриндавана находится в материальном мире, а Голока Вриндавана — в духовном. По сути, между ними нет разницы. Кришна разыгрывает лилы со Своими любящими преданными в обоих местах, только в Гокуле — временно, а на Голоке — вечно. Гокула — это место, где обусловленные души тренируются, практикуют сознание Кришны, перед тем как отправиться на Голоку. В Гокуле они занимаются садхана-бхакти, чтобы перейти на уровень рагануга-бхакти, а затем — према-бхакти. Садхана-бхакти, или вайдхи-бхакти, означает деятельность, в ходе которой человек упражняется в преданном служении, тренируется быть преданным. Повторенье — мать ученья.

Как-то раз один преданный начал прославлять Прабхупаду:

«Вы такой великий преданный, такой великий вайшнав...».

Прабхупада прервал его:

«Вайшнав? Это величайшая редкость! Я лишь пытаюсь стать вайшнавом».

Здесь, в Гокуле, мы делаем то же, что и обитатели духовного мира, с единственной разницей: мы делаем все, можно сказать, механически. Однако даже так называемое механическое служение обладает таким могуществом, что в конечном итоге пробуждает в нас истинное бхакти и мы приобретаем все качества, необходимые для того, чтобы вернуться в духовный мир. Вриндаван предназначен только для преданных. Ни для материалистов, ни для йогов, ни для гьяни, — только для преданных. Здесь мы либо тренируемся совершать преданное служение, либо вечно живем и служим в полном сознании Кришны. Это особая обитель Кришны, и именно поэтому, как я уже говорил, Кришна позаботился о том, чтобы с материальной точки зрения ВРИНДАВАН ВЫГЛЯДЕЛ ДЛЯ МНОГИХ СЛИШКОМ АСКЕТИЧНЫМ МЕСТОМ ДЛЯ ЖИЗНИ!!!

Как-то раз я прочитал в «National Geographic», что самая высокая температура на нашей планете была зафиксирована (я думал, что где-нибудь в пустыне Мохаве) — на холме Говардхан. Самая сильная жара на Земле — на холме Говардхан! А зимой здесь становится очень холодно, потому что дома строят с расчетом на жару. Хотя снега и нет, но в не приспособленных для зимы домах с открытыми верандами, мраморными полами и без отопления, — жуткий холод. Только преданные, настроенные очень решительно, могут жить здесь. Они не замечают тягот местной жизни, поскольку обладают духовным видением и видят Вриндаван во всем его духовном великолепии.

Я уже неоднократно рассказывал эту историю, но повторю ее еще раз, поскольку в этом году к нам присоединились новые преданные. В ранние годы движения Прабхупада водил преданных на парикрамы вокруг Вриндавана, и однажды во время очередной остановки он описывал красоту Вриндавана, используя цитаты из писаний. Что здесь каждый шаг — это танец, каждое слово — песня, и каждый день — праздник; земля сделана из трансцендентных самоцветов чинтамани; все деревья — это древа желаний, и если их попросить, то они дадут все, что вам необходимо для служения Кришне; коровы дают безграничное количество молока; попугаи и кукушки распевают пятую ноту, и так далее. После этого Прабхупада спросил, есть ли вопросы.

Один преданный, казалось, был в замешательстве и полон сомнений. Иногда даже тех, кто близко общается с духовным учителем или Господом, в силу прошлой обусловленности могут одолеть сомнения. Например, у Иисуса Христа был ученик, которого звали Фома (позднее он отправился в Индию и проповедовал в Керале), он постоянно задавал вопросы, ставя под сомнение истинность слов учителя, и постоянно спорил с ним:

«Да, это так, но...».

Иисус называл его Фомой Неверующим. Вот откуда пошло это выражение. Сомневающиеся ученики будут во все времена. Даже с Прабхупадой некоторые спорили:

— Прабхупада, правда ли, что американцы летали на Луну? Я полагаю, что да.

— Нет, — отвечал Прабхупада.

— Но я полагаю, Прабхупада, что они действительно летали.

Фомы Неверующие!

Как-то раз в Париже мы были на прогулке с Прабхупадой в парке, и один преданный. Йогешвара, без конца задавал ему вопросы. Он любил это делать, чтобы побудить Прабхупаду как можно больше говорить, узнать его мнение по поводу того или иного случившегося события и услышать как можно больше нектара. Однако в тот день вопросов было так много, что Прабхупада не выдержал, остановился и спросил президента храма:

«Этот Йогешвара во всем сомневается?»

Он ни в чем не сомневался! Он задавал вопросы только лишь ради того, чтобы побудить Прабхупаду говорить, но Прабхупала воспринял это иначе. Тот, кто внимательно слушает духовного учителя, избавляется от всех сомнений. Если в вас все еще живы сомнения, то это значит, что вы недостаточно хорошо слушаете своего духовного учителя. А если вы слушаете его и все еще сомневаетесь, значит вы очень упрямы и твердолобы. Сознание Кришны просто для простых и сложно для упрямых.

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау

«Только тем искренним преданным, кто непоколебимо верит в Господа и духовного учителя, сам собой открывается весь смыел ведического знания».
(Шветашватара-упанишад 6.23.).

Итак, Прабхупада описывал Вриндаван, и один преданный, казалось, засомневался и спросил:

— Прабхупада, вы так прекрасно описали Вриндаван, но когда я смотрю вокруг, то вижу лишь открытую канализацию, мусор, больных собак, свиней, поедающих испражнения, плохо одетых бедняков...

Прабхупада даже немного расстроился:

— Это потому, что у тебя соринка в глазу! Здесь, во Вриндаване, да и вообще в Индии, очень много пыли, и иногда вам что-то попадает в глаз...

У того преданного были большие очки с черной оправой, он их снял и стал тереть глаз.

— Нет, — ответил Прабхупада, — не эта. Твоя соринка — это твое желание чувственных удовольствий, твои материальные желания. Именно поэтому ты не можешь видеть Вриндаван таким, какой он есть.

Наше видение ограничено. В самом начале практики преданного служения мы видим всё только лишь глазами гуру, садху и шастр. И в шастрах утверждается, что даже сегодня, 24-го октября 2009 года, Кришна проводит лилы во Вриндаване со Своими преданными. Но вы просто этого не видите!

Преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
(Брахма-самхита 5.38.).

Только лишь когда глаза ваши будут умащены бальзамом любви, хотя бы каплей этого бальзама, сможете вы увидеть игры Кришны с такой же ясностью, с какой видите собравшихся здесь преданных. Но для этого, повторюсь, нужны квалификация и разрешение. К примеру, для оформления нового паспорта недостаточно просто подготовить и сдать все документы, нужен еще правительственный штамп «Одобрено», тогда ваш паспорт будет иметь силу.

Чтобы попасть в дхаму, вам нужно разрешение, оно позволит не просто попасть сюда, а стать чистым преданным и принять участие в играх. Как мы уже говорили пару дней назад, нам нужно разрешение царицы Вриндавана Радхарани, чтобы приблизиться к Ее возлюбленному Кришне, а также особые разрешения еще пяти личностей — на то, чтобы войти сюда и оставаться здесь.

Как выяснилось на прошлой лекции, почти никто не знал, что это за личности!

И я спросил вас:

«Что вы тут делаете? Вы хотите попасть во Вриндаван, но даже не знаете, у кого спросить разрешения?»

Конечно, мы приехали сюда но благословениям своих духовных учителей, и кто-то может возразить, что этого достаточно. Это так, но для того, чтобы овладеть тончайшими премудростями науки сознания Кришны, вам нужны благословения пяти личностей: Шивы, холма Говардхана, Ямуны, Пурнамаси и Вринда-деви. Вы должны попросить их благословений и попросить проводить вас во Вриндаван. Как говорится, следуйте за лидером.

Недавно, в день ухода Шрилы Прабхупады. меня попросили, как и других моих духовных братьев и сестер, поделиться воспоминаниями о Прабхупаде. Я всерьез задумался:

«Я рассказывал о своем опыте личного общения с Прабхупадой так много раз... Большинство учеников уже давно знают все мои истории, связанные с Прабхупадой. Вспомнить бы что-то такое. о чем я еще никогда не рассказывал...».

Я долго ( копался в памяти и вдруг вспомнил! Поразительно, как я мог забыть такую историю.

Однажды мы отправились со Шрилой Прабхупадой в старую часть Вриндавана на спектакль «Раса-лила». До сих пор спектакли здесь очень популярны, особенно в карттику. Мы шли от Кришна-Баларам-мандира до города пешком. Было так чудесно — идти с Прабхупадой по Вриндавану! В зале, в котором проходил спектакль, Прабхупаде как почетному гостю предложили место впереди, мы же смотрели издалека. Разумеется, я ничего не понял — все было то ли на хинди, то ли на диалекте вриджабаси. Спектакль длился час-полтора, уже стемнело, и по его окончании все стали очень быстро расходиться. Мы с двумя преданными поджидали Прабхупаду у одного из выходов, но толпа буквально вынесла нас наружу. Мы оказались в какой-то темном, не известном нам узком переулке и заблудились! Света нигде не было (вы знаете, как часто здесь отключают электричество), и у нас не было с собой фонарика, мы блуждали по переулкам и, стараясь не угодить в сточные канавы, медленно пробирались наощупь... Прошло минут двадцать, а мы, уже окончательно заблудившись, всё бродили по задворкам Вриндавана. Я помню. как повернулся к своему духовному брату и сказал:

— Знаешь что? Мы заблудились.

И он мне ответил:

— Да, мы во тьме.

А третий парень, моложе нас, сказал:

— Мне страшно.

И как только он это произнес, вдруг из-за угла на рикше выехал Прабхупада! Его рикша ехала впереди, за ней — другая, где сидели секретарь Прабхупады и еще один преданный. Мы просто застыли от изумления. Поразительно как только тот преданный произнес, что боится, Прабхупада появляется... И я только сейчас, спустя 35 лет, вспомнил эту историю! Мы были просто потрясены, а Прабхупада, увидев нас, приказал рикшавалле остановиться и спросил:

— Что вы тут, парни, делаете? Почему это здесь стоите?

— Прабхупада, — сказал я, — мы потерялись!

— Тогда следуйте за мной, — с улыбкой ответил он. — ЕСЛИ ВЫ СЛЕДУЮТЕ ЗА ДУХОВНЫМ УЧИТЕЛЕМ, ТО ВСЕГДА БУДЕТЕ В БЕЗОПАСНОСТИ!!!

Рикша Прабхупады тронулась с места, а нам пришлось за ней бежать! Уже было поздно, и других рикш поблизости не было, поэтому мы просто бежали всю обратную дорогу, вплоть до Фогал Ашрама. Но меня это нисколько не беспокоило. Я никогда бегать не любил, но тогда я думал:

«Вот это экстаз! Я бегу!»

И вспомнил стих из песни Бхактивиноды Тхакура:

«И я бегу за тобой, крича „Кришна! Кришна!“»

Я мчался во весь дух! Прабхупада пару раз оглянулся, и было видно, как он смеялся, оттого что мы бежим.

«Если вы следуете за духовным учителем, — сказал он. — то всегда будете в безопасности».

Мы всегда за кем-то следуем. Нам хочется считать себя независимыми, но на самом деле мы всегда следуем тем или иным идеалам, за каким-то учителем, совсем не обязательно уникальным. Только единицы способны положить начало новому течению, философии или традиции. Большинство людей хотя и считают свой образ мыслей независимым, единственным и неповторимым, — лишь последователи. Чистые преданные знают, что бывает с теми, кто следуют за ложным гуру. Как говорил Иисус Христос (что-то я сегодня много Иисуса цитирую):

«Если слепой ведет слепого, оба падают в канаву».

Именно это, как правило, и происходит.

Бхактисиддханта Сарасвати рассказывал по этому поводу забавную иносказательную историю, притчу. Он говорил:

«Либо вы следуете за гуру, либо — за гоуру. Либо за гуру, либо за коровой».

Я не большой знаток санскрита, но слова звучат похоже, и, насколько мне известно, гоуру — это одно из слов, обозначающих корову. Как-то раз преданные пели ванде гауро шри-чаранаравиндам, — и Прабхупада их остановил:

«Что? Вы прославляете корову! Ванде гауро... Вы должны петь — гуру, а не гоуру. Вы же не за коровой следуете! Из круговорота самсары вас спасает гуру! Произносите правильно!»

Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что если человек следует за гуру, то его путешествие всегда будет гладким, безопасным и успешным. Притча же такова.

Как-то заблудился один человек, он не мог найти дорогу в свою родную деревню и обратился к каким-то людям за помощью. Они ему говорят:

«О! Какое совпадение! Эта корова как раз из твоей деревни, так что держись за ее хвост, и она приведет тебя обратно домой. Держись за ее хвост, держись!»

Они просто хотели над ним подшутить. Как только он взялся за хвост, они поддали ей сзади, корова испугалась и пустилась бежать. Он держался за хвост, а корова тащила его по грязи, по камням, по дорогам, по полям, волокла за собой сквозь колючие кустарники и лес, он бился о деревья. Вскоре бедняга был весь в синяках, шишках, порезах и царапинах и очнулся он не в своей, а в чужой деревне.

Вот что происходит, если следовать за неавторитетным духовным лидером: он приведет вас туда, куда вам не надо, и за высокую цену. Если он поведет вас путем бхукти, чувственных наслаждений, мукти, освобождения, или путем мистической йоги, то вы, даже приложив немало усилий, все равно не достигнете вашего родного дома — Вриндавана, где царит чистое преданное служение Кришие.

Вы сможете попасть во Вриндаван по самой кратчайшей дороге, только если последуете за тем, кто является представителем Господа и знает путь чистой преданности. Однако имейте в виду, что это не бесплатная поездка у гуру на шее: вы все еще находитесь в материальном мире и болезней, старости и смерти вам не избежать. Остается лишь приспособиться и извлечь из этой сделки максимальную духовную пользу. Но вы, пусть пока и находитесь в материальном мире, по крайней мере, двигаетесь в правильном направлении.

Нужно набраться терпения. Мы привыкли в наш век науки и технологий получать все быстро и дешево. Но в «Брахма-самхите» говорится, что прогресс в сознании Кришны, как правило, СОВЕРШАЕТСЯ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, ПО ЧУТЬ-ЧУТЬ, ШАГ ЗА ШАГОМ. Сделали один маленький шаг — и тяжко и долго трудитесь, чтобы сделать второй: неустанно воспеваете, молитесь, ходите на парикрамы, служите... Хоть медленно, но верно. Тише едешь — дальше будешь.

В прошлом году в Америке я встречался с моими старыми школьными друзьями (если их можно назвать друзьями).

И они обсуждали, кто как преуспел в жизни: один товарищ стал доктором, другой — юристом, третий — процветающим бизнесменом, у всех теперь большие дома и яркие машины... Я видел, с каким выражением они смотрели на меня:

«А с ним-то что случилось?»

Да, это так, нам особо нечего демонстрировать, даже в духовном отношении, но как бы то ни было, ПЛОДЫ МОИХ ТРУДОВ ВЕЧНО ПРЕБУДУТ СО МНОЙ, тогда как все плоды их трудов будут потеряны в момент смерти. Всё, что бы я ни заслужил, — мое вечное достояние.

Один из бывших одноклассников начал было со мной спорить, но я его прервал:

«Послушай, лучше идти медленно, но в правильном направлении, чем мчаться во весь опор в неправильном, ведь так?»

— «Э... ну да».

Мы шли по краю утеса, вдоль нашего старого доброго пляжа (но не будем об этом), и я ему объяснял:

— Если ты мчишься на машине к обрыву, а я медленно еду к дороге, ведущей в город, кто из нас лучше? Ты летишь, как стрела — вву-у-у-у-уф! — так быстро, эффектно, а я еду медленно, и кто из нас лучше?

— Ну... ты, — ответил он.

— Вот именно.

Первым делом мы должны найти такого человека, которой вызволил бы нас из материального мира и привел бы в духовный. Именно это должны мы искать. Как говорил Бхактисиддханта Сарасвати:

«Мы должны искать не Бога, а того, кто может привести нас к Богу».

И в действительности не мы находим духовного учителя, а он нас.

Однажды Гауранги, ученица Шиварамы Свами и замечательная певица, написала в своем подношении духовному учителю:

«Гуру Махарадж, пожалуйста, никогда не оставляйте меня. Вам понадобилось так много времени, чтобы найти меня, поэтому, пожалуйста, никогда меня не теряйте».

Мне никогда раныше в голову не приходили такие мысли! Я был так впечатлен, что даже поблагодарил Гауранги:

«Спасибо. Ты сказала, что твоему духовному учителю понадобилось много времени, чтобы найти тебя, — это правда».

Лишь по милости духовного учителя мы находимся на прямой и верной дороге, ведущей обратно в духовный мир, и нам не нужны ни бхукти, ни мукти, ни сиддхи...
(Шримад-Бхагаватам 7.9.24, комментарий).

Мы уже там были! Мы уже это пробовали! Единственное, что мы еще не пробовали, — так это предаться Кришне и попытаться стать чистыми преданными. Ведь если бы мы это сделали, то нас бы тут уже не было! Так что проведите эксперимент. Посвятите одну жизнь гуру и Кришне. Вы отдали столько жизней на бессмысленные попытки добиться успеха, так проживите хоть одну достойно! Как говорил мне мой отец:

«Если ты что-то делаешь, так делай это правильно».

шраванам киртанам вишнох/смаранам пада-севанам/арчанам ванданам дасйам/сакхйам атма-ниведанам

(Шримад-Бхагаватам 7.5.23).

Отдайте свое сердце, полностью вручите себя Господу. Больше ни на что не отвлекайтесь!

Е.С. Индрадьюмна Свами
Из книги "Как попасть в Шри Вриндавана Дхаму"
Глава "Войти во Вриндаван, следуя за духовным учителем".