October 17, 2023

Люди сопротивления: Евгений Маринович

В рамках нашего проекта «Люди сопротивления: кто они?», хотим рассказать вам историю активиста, волонтёра и музыканта из Барнаула. Разочаровавшись в уличных протестах, он решил покинуть Россию, чтобы помогать украинским беженцам. За видео как донатить украинской армии анонимно на него написали донос собственные друзья. Очень искренняя и откровенная история диссидента Евгения Мариновича.

- Расскажите немного о себе (из какого вы города, чем занимались до войны, интересовались ли политикой раньше).

Здравствуйте, меня зовут Евгений, я из города Барнаул Алтайского края. И я диссидент. Всю свою жизнь я жил в России, не покидая её границы, даже в ближайшие от Алтайского края страны, такие как Казахстан. Я музыкант, звукоинженер с квалификацией и художник-оформитель по образованию - и вся моя трудовая деятельность в России связана была с этим. В России я НЕ был никем, я вёл активный социальный образ жизни, и даже был популярен в пределах своего региона, так же для примера, у меня есть одна государственная награда. Я лауреат президентской премии по поддержки талантливой молодёжи 2006 года. Иначе говоря, по факту, я совершенно не бесполезный гражданин своей страны. Политикой я всегда интересовался, и власть меня перестала устраивать. Примерно в 2013 году я начал ощущать перемены в политике своей страны, в силу разных факторов своей жизни. Цены повышались, зарплаты у людей не повышались, стал замечать, что начинается какая-то дичь. На протестах я был пару раз, но не нашёл там ничего хорошего, всё что я увидел на протестах в России, это кучку не очень активных людей, которые по факту просто орали и ничего не делали. Скажем так, к протестам в РФ я относился как к беззубой собаке, которая лает, но не кусает, просто для меня это дикость, когда 5 полицейских избивают на глазах целой толпы девушку, а толпа при этом кричит: «Мы без оружия» и снимает всё происходящее на телефончики. Я понял именно тогда, что протесты это не моё.

- Как вы восприняли новость про начало СВО? Какие чувства и эмоции испытывали?

Я ещё до начала СВО наблюдал это всё с полным ощущением какого то сюра. Спать даже нормально не мог. Невозможно было поверить, что такое может произойти. Казалось, что ну погрозится Путин, что ах мы вам сейчас, походят там они на границе и обратно пойдут, но когда это произошло, и Россия вторглась на территорию Украины, я был в полнейшем шоке, я около 4 дней просто смотрел в потолок и ничего не мог придумать.Просто в один момент произошло самое страшное, что, в принципе, могло произойти: жизнь миллионов людей, миллионов украинцев и даже миллионов россиян просто слили в унитаз по прихоти безумного старика. Я не видел никаких решений этой проблемы. Ну, через 4-5 дней я немного начал приходить в себя и начал общаться с людьми, которых считал друзьями, и понял ещё более неприятную вещь. Поскольку я рок музыкант и проживал последнее время в Питере, я обитал в местных рок тусовках (чатики, встречи и всё такое). Каково было моё удивление, когда я узнал, что все РОК-музыканты, практически все, за исключением 2-3 человек, сказали мне, что они за Россию и нормально воспринимают данное решение властей. Так же я попытался найти союзников, чтобы пойти на протест не просто так, а начать какие-то действия. И даже вызвался тем, кто первым бросит кирпич в росгвардейца. Но эти все мои предложения были встречены крайне негативно, и меня везде заблокировали в тот же момент. По сути, союзников не осталось даже у меня дома, половина моих родственников словно с ума посходили и говорили по методичке из телевизора.

- Почему вы решили уехать из страны? Может, была какая-то ситуация, которая повлияла на ваше решение столь скорого отъезда? Сложно ли далось вам это решение?

Я просто решил, что мне нужно куда-нибудь уехать, собраться с мыслями. Друзья предложили мне приехать к ним, погостить в Европу. Ну и поскольку я никогда никуда не выезжал из РФ, это было моим последним шансом увидеть Европу, я принял их приглашение и оформил турвизу, и уехал. Были сложности и в оформлении, и при переходе через границу, ведь уже тогда, в марте 2022 ввели огромный пакет санкций, и все страны ЕС максимально препятствовали въезду на их территории граждан РФ. Даже приходилось один раз развернуться на границе в обратную сторону, не пустили. Пошёл на другую границу, шёл с чемоданом более 10 км пешком, даже чемодан дыры протёр от того, что я его по земле волочил.

- Как приняла Вас новая страна? С какими трудностями вы столкнулись?

В первые дни, как я приехал, мне всё еще было очень трудно воспринимать реальность, всё напоминало какой-то сюр. Я приехал, и попал в другой мир буквально. Европейцы, в принципе, хорошие люди, меньше психически нездоровых людей в силу того, что им не приходится выживать, у них всё хорошо, они живут прекрасно с самого рождения, и, как следствие, — здоровые люди.

- По прибытию в Венгрию вы с первых дней стали волонтёром, помогали беженцам, которые прибывали из Украины. Расскажите немного о тех днях. Может, есть истории, которые вам запомнились больше всего, или люди, которые вас впечатлили.

Один день погулял по городу, и на второй день я увидел палатку помощи беженцам из Украины около вокзала, мне очень хотелось хоть как то помочь, хоть немного ослабить чувство вины перед украинцами за эту войну, ведь я чувствую эту вину и коллективную ответственность. Я подошёл к волонтёрам и расспросил, как можно тоже стать волонтёром. Мне дали адрес, я пошёл по адресу.

Буду честным, конечно, было страшно, я никогда не был в чужой стране, никогда не видел реакции украинцев на россиян, но я боялся не того, что меня побьют, например, или оскорбят, или вызовут полицию, совсем нет, я боялся, что от моей помощи откажутся, что меня назовут террористом, это было самым страшным. Я вошёл в центр помощи на ресепшен, там была одна женщина, она там была вроде куратора. Я подошёл к ней и сказал: «Я пришёл, чтобы помогать». Она, в свою очередь, также поздоровалась со мной на русском языке и сказала: «Здравствуйте, хорошо. А вы откуда?» Я ответил, глядя в пол: «Я из России». Она удивлённо: «Из России?!...Ну хорошо, заходи». В этот момент мне стало намного легче, и я запомнил его на всю жизнь, ко мне отнеслись, как я считаю, несоизмеримо благосклонно.

- Вы донатите ВСУ и записали видео о том, как можно поддержать украинскую армию из России. А также как задонатить в фонд «Вернись живым», с русской карты с отключённым свифт. Какая была реакция на этот ролик?

Когда я работал в центре помощи беженцам, через меня прошло очень много украинцев, людей, которые бежали из-под обстрелов, со сломанными судьбами, потерявшие свои дома, своих родных, это всё было для меня огромным моральным потрясением, и на эмоциях я снял видео для россиян, в котором я показываю, как можно задонатить ВСУ, с российской банковской карты, анонимно.

Видео Евгения как помочь украинской армии из России из его YouTube-канала


Ну и поскольку я всё таки был известен в своём регионе, видео быстро распространилось через мои соцсети. И случилось самое интересное. На меня донесли мои же друзья, после чего через 5 часов полиция уже приехала к моим родителям и расспрашивала обо мне. «Где ваш сын?», «Знаете ли вы, чем он занимается?» и т.д. (Для справки: у нас в Алтайском крае так быстро даже скорая не приезжает). Ну и по итогу на меня составили заявление в Генпрокуратуру, о чем свидетельствует напоминание в социальной сети ВКонтакте. С российской геолокации отображается надпись: «Этот материал (моя страница) запрещен на территории РФ Генеральной прокуратурой». Ну и, конечно, все стали сразу меня считать предателем и искренне ненавидеть. Угрозы физической расправы, оскорбления и проклятья приходят через звонки, мессенджеры и чаты до сих пор.

- Поддерживают ли вас родные? Как они восприняли новость про ваше решение. Поменялось ли как-то их мнение за все это время. Возможно, как-то изменились ваши отношения.

Мои родные меня не поддерживают в моих действиях, но большая их часть всё равно за меня. Правда, огорчательно, что именно отец от меня отказался. Старший брат, который воевал в Чечне когда-то, написал мне, что я ему больше не брат, было, конечно, не просто это принять.

- Чем вы занимаетесь сейчас? Как вы считаете, ваша жизнь изменилась в положительную сторону? И изменились ли Вы за это время? Если да, то как именно.

Я также по-прежнему помогаю местной организации активистов национальных меньшинств в Венгрии. Всех, с кем я прожил эти полтора года, считаю родными людьми, которых люблю как своих родственников и самых близких друзей.

Видео-работа Евгения из его YouTube-канала

- Что вас мотивирует, вдохновляет, не даёт опускать руки?


Меня мотивирует само желание жить и быть свободным.

- Планируете ли Вы возвращаться в Россию, или что должно случиться, чтобы вы вернулись?

Возвращаться в Россию уже не планирую, путь мне туда закрыт, потому что если вернусь, сразу посадят или убьют, и, к сожалению, ничего это уже не изменит.

- Какой Вы бы хотели видеть Россию будущего? Возможно ли этого достичь и как?

Если говорить честно, я бы вообще не хотел в будущем видеть такое государство, как Россия. Лучшее, что может случиться с Россией и для самих россиян - это распад РФ на республики, в которой каждый ее житель сможет начать жизнь заново, с новыми надеждами и новой демократической властью.

- Скажите, пожалуйста, несколько слов активистам, которые остаются в России и борются с путинским режимом.

Желаю активистам не прекращать бороться! Всё получает тот, кто не сдаётся и идёт до конца. Как говорил Бенджамин Франклин: «Те, кто готов променять свободу на безопасность, не достойны ни свободы, ни безопасности». Боритесь до конца!


Видео-версия интервью доступна по ссылке.

YouTube-канал Евгения Мариновича


#люди_сопротивления

Проект «Люди сопротивления: кто они?» создан движением #ОЧНИСЬ!: @wakeup_russia
Подробнее о проекте по ссылке.