January 25, 2023

Люди сопротивления: Канарейка

В рамках нашего проекта «Люди сопротивления: кто они?» нам посчастливилось пообщаться с человеком, работы которого трогают до глубины души. Человеком, который стал символом сопротивления для многих активистов. Мастером антивоенной сатиры.

Хотим познакомить вас поближе с, пожалуй, величайшим открытием прошлого года, невероятно талантливой художницей – Канарейкой.

Привет! Канарейка на связи.

И прежде, чем отвечать на конкретные вопросы, мне бы хотелось сделать небольшую ремарку под вступительным словом.

Вы сейчас сказали много тёплого, замечательного в мой адрес – это меня очень тронуло, ведь это означает, что мои работы действительно находят отклик у зрителей. Но правда состоит в том, что у меня нет какого-то особенного таланта – я человек, долго и добросовестно обучавшийся своему делу. Это не скромность, просто факты. Я – обученный ремесленник, которому «не посчастливилось» обзавестись гражданской позицией. Более того, таких, как я – в том числе, и с более крутыми скиллами – довольно много. Беда в том, что молчат тысячи, а говорят (пусть анонимно) единицы. Совсем недавно, в одном из своих кошмарных снов я с упорством лежащего в бреду человека всю ночь пыталась посчитать, сколько на Россию приходится таких, как я, которые могли бы творчески высказываться так же или лучше. Прикидывала количество вузов нужной направленности, умножала на ежегодный выпуск. Снова и снова получала огромные числа. Это отдельная моя боль. Где. Они. Все.

- Как/Когда/Почему «родилась» Канарейка? Почему ты выбрала такой творческий псевдоним?

Канарейка родилась ранней весной, когда у меня получилось немного собраться после 24 февраля. Псевдоним стал вынужденной мерой, ведь я решила играть в долгую – рисовать до тех пор, пока это возможно физически, брать количеством и упорством. К слову, если какой-то талант мне и можно приписать, то это – работоспособность. А образ канарейки вырос из ассоциации с известной историей о канарейках в шахтах. До появления чуткой аппаратуры шахтёры брали с собой под землю этих птиц; пока канарейки были живы, это значило, что воздух в шахте не отравлен газом.

- Как появляются идеи для работ? Что тебя вдохновляет?

Идеи могут возникнуть из чего угодно. Часто я, собираясь на работу, слушаю утренний прямой эфир Даши Литвишко и Антона Рубина, ведущих ютуб-канала РЗВРТ. Они собирают новости их родного города Самары, России, Украины, мира; анализируют и обсуждают со зрителями.

Ещё я читаю много телеграм каналов, смотрю ютуб; слежу за деятельностью Феминистского Антивоенного Сопротивления, Весны, Медиа Партизан, многих других. Недавно вместе с единомышленниками мы сделали своё маленькое арт-объединение, SAF.

Если говорить именно о вдохновении, то это для меня – именно общение с товарищами по несчастью, ощущение того, что я не одна в этой чёртовой шахте.

Также значительную долю моей мотивации составляет боль – от всего, что произошло и происходит сейчас.

- У тебя есть потрясающие рисунки в поддержку движения «Весна» в рамках акции #ВеснаНеизбежна. Принимала ли ты участие ещё в каких-то акциях? Возможно, делала выставку своих работ или оставляла их в качестве агитационных листовок?

У меня должен скоро появиться принтер, тогда я смогу действительно распространять листовки и, что мне кажется важнее, номера «Женской правды», очень классного изобретения ФАС. Конечно, подобное в разы повышает мои риски, но этот самурай (я) мысленно уже смирился с любым финалом своей биографии.

По поводу выставки – это технически крайне сложно, а финансово очень затратно. Возможно… я надеюсь… скоро в Тбилиси пройдёт выставка моих работ, «Боль»; с 24 января до 29 января включительно. Открытие к одиннадцати месяцам войны не подгадывали специально, но вышло символично. Если в ходе выставки кто-то решит приобрести какой-то из напечатанных плакатов, эти средства отправятся на поддержку беженцев из Украины, которую осуществляют Volunteers TBILISI.

- Сколько работ насчитывает твоя галерея? Есть ли у тебя какая-то любимая работа? Возможно, за какой-то из них стоит интересная история или она связана с какими-то воспоминаниями?

На сегодня у меня 82 готовых работы. Каждая из них связана с какими-то воспоминаниями, я помню, что послужило импульсом для создания каждой; что думала и чувствовала, пока рисовала, какую музыку или подкасты слушала.

Любимых работ нет. Было бы странно любить брызги крови на стенах после кровавой бойни.

- В Новый год ты провела арт-перформанс со сожжением своих работ. Нам кажется, что для этого нужна некая смелость, ведь столько сил было вложено в эти работы, столько эмоций… В конце концов, они же просто потрясающе красивые. Неужели было совсем их не жалко? Сложно было решиться на такую акцию?

У всего есть конец. У меня, у моих рисунков. Сгорев, они стали новым творческим высказыванием, затронувшим чьи-то души. Это хорошо. Мне было жаль работы, как было бы жаль любую часть себя, но выбора у меня в тот момент не было; обстоятельства больше не позволяли хранить оригиналы. Кроме того – боже, да о чём вообще речь! Я сожгла стопку листов бумаги, а где-то сгорают люди, под артобстрелами того, что раньше было моей страной.

- Как родные и близкие относятся к твоему творчеству? Поддерживают ли тебя и разделяют ли твою позицию?

Родные, как и я, настроены антивоенно; мне несказанно повезло, у нас общие ценности. Но ни один мой близкий человек не знает о моей деятельности. Для их же безопасности. Говорю, как профессиональный осквернитель символов войны (шутка).

- Даже в самые темные времена можно найти луч света. Что помогает тебе не опускать руки и продолжать действовать?

Если обобщать – любовь к тому светлому и чистому, что осталось у нас в душах. И желание хотя бы капельку подточить основание той колонны, что раздавила тысячи, миллионы людей – и мою жизнь тоже.

- Пожелания/напутственные слова для наших читателей.

Наш чёрный февраль длится уже много месяцев; копится усталость. Я изо дня в день повторяю себе, что в обстановке, когда легко сорваться, надо быть особенно чуткой. Найти силы помочь кому-то, поддержать хотя бы улыбкой. Избегать ссор до тех пор, пока это возможно – на улице, дома, в интернете. И находить силы заботиться о себе – вспомним пресловутое «сначала наденьте маску на себя…».


#люди_сопротивления

Проект «Люди сопротивления: кто они?» создан движением #ОЧНИСЬ!: @wakeup_russia
Подробнее о проекте по ссылке.