November 15, 2023

Люди сопротивления: «Комната 101»

Новым героем нашего проекта «Люди сопротивления: кто они?» стал анонимный музыкант из России под псевдонимом «Комната 101». Активист рассказал нам о своём альбоме «Режим», как ходил на акции протеста до начала полномасштабного вторжения России в Украину, как пытался разговаривать о войне с людьми и, разумеется, о планах на будущее.

- Расскажите немного о себе

О себе я могу рассказать не много. В сложившейся реальности приходится создавать себе анонимные личности, чтобы иметь возможность высказывать свои мысли. Я надеюсь, что в недалеком будущем у меня будет возможность «выйти из тени» и рассказать о себе больше.

Я родился и вырос в России. Город называть не буду, как и место сегодняшней моей дислокации. Музыка для меня больше как хобби - ей я никогда не зарабатывал себе на жизнь. Тем не менее, занимаюсь ею достаточно давно. Года два - три назад возникла идея творческой самореализации - сочинить, записать и выложить несколько песен. Пока собирался с мыслями и думал над тем, как это реализовать, случилось 24 февраля 2022 года. Тогда ко мне пришло четкое осознание того, какие и о чем должны быть мои песни.

Политикой я активно стал интересоваться примерно с 2016 - 2017 годов, когда на YouTube стали выходить расследования ФБК. Я начал задумываться о проблемах, происходящих внутри нашего государства, размышлять и рассуждать об их причинах и возможных путях решения. Стал искать информацию на различных политических YouTube-каналах, слушать политологов, экономистов и прочих экспертов, читать независимые СМИ. Примерно в то же время я впервые прочитал «1984» Джорджа Оруэлла. Тогда для меня было поразительным то, как придуманный автором антиутопический мир нашел столь изощренное воплощение в современной российской действительности. Конечно, я не мог и предположить, что это всего лишь прелюдия, а апофеозу этого воплощения только предстоит случиться в ближайшем будущем...

- Как вы восприняли новость про начало СВО?

О начале вторжения российских войск в Украину я узнал из утренних новостей 24 февраля. В моей голове не укладывалось, что весь этот беспредел возможен и происходит в реальности, что наша страна развязала подлую и бесчеловечную войну и убивает тысячи мирных людей, оправдывая это нелепыми словами о «денацификации и демилитаризации». Казалось, будто мир сошел с ума, если позволяет происходить этому ужасу. Я уткнулся в телефон и стал искать подробную информацию о происходящем во всех возможных источниках, в том числе в украинских СМИ. Я наблюдал за войной практически онлайн. Передо мной были кадры зверских убийств, насилия, жестокости и разрушений.

В памяти всплыли многочисленные фильмы и рассказы о войне, которые всегда были наполнены героизмом, самоотверженностью и патриотизмом. Эти пафосные идеи «о подвигах и славе русского народа» нам десятилетиями вдалбливало в головы наше государство, пытаясь романтизировать войну. Нет, война - это прежде всего подлость, горе и смерть, и в ней в принципе не может быть красоты и романтизма...

Я стал записывать свои мысли и в дальнейшем написал текст к песне «Русский Мир».

Внимание! Видео 18+

- Поддерживают ли вашу позицию и творчество родные/друзья?

В моем окружении все, за исключением нескольких человек, поддерживают эту, так называемую, «специальную военную операцию». По началу для меня особенно диким было видеть, как эти люди испытывают некий экстаз, когда обсуждают свежие сводки новостей о новых продвижениях и захваченных территориях. И я, может быть, понял, если бы это были безграмотные люди с промытыми телевизором мозгами. Но все они образованные люди, со своими убеждениями, способные логически мыслить. Большинство из них не смотрят телевизор, зато любят блогеров и военкоров типа Юрия Подоляки и абсурдно верят их рассказам о скорой победе. Конечно, весь этот восторг удивительным образом растворился, когда объявили мобилизацию - идти воевать ни у кого желания не было. Со временем война для всех стала обыденностью, но они продолжают верить в ее праведность и необходимость, а также в то, что «мы» побеждаем и, в отличие от этих «бандеровцев», воюем честно и благородно.

По началу я пытался с ними спорить, демонстрировать кадры, на которых российские войска обстреливают жилые дома и убивают мирных граждан, кадры с множеством уничтоженной российской техники и убитыми российскими солдатами. Я пытался объяснить и доказать, что нам врут об отсутствии потерь, врут о том, что русские не бомбят и не убивают мирных, врут про биолаборатории и нацистов. Но меня не хотели слушать, все мои доказательства называли фейками и западной (либо украинской) пропагандой. После нескольких таких споров я написал песню «Молчи». Да, именно так - «Ты никому ничего не докажешь и не выстоишь один против семи».

Невозможно переубедить человека, если он считает себя умнее остальных и не умеет признавать свои ошибки. К сожалению, большая часть российского общества, по моим ощущениям, именно такая. Представьте, что вы на протяжении нескольких лет непоколебимо верите в то, что злобный запад пытается уничтожить нашу страну и захватить многочисленные ресурсы, и что единственно возможный и единственно правильный вариант существования государства заключается в противостоянии Америке и установлении нового миропорядка, чем якобы сейчас и занимается президент. И вдруг вам говорят, что ваш президент преступник, развязанная им война - это терроризм по отношению к населению соседней страны, а вы сильно заблуждаетесь в своих убеждениях. А ведь признать нужно не только тот факт, что вы не правы здесь и сейчас в конкретной дискуссии, признать нужно то, что вы не правы в течение уже долгого периода времени. Что вы были не правы, когда голосовали за Путина и за поправки в Конституцию, когда верили пропаганде, когда осуждали протесты, считая, что их организацией занимаются западные спецслужбы, когда закрывали глаза на повышение пенсионного возраста, убийства и репрессии оппозиционных политиков и независимых журналистов, когда просто молчали, отстраняясь от политики, тем самым потакая действующей власти. А если при этом вы работаете в государственной сфере: в силовых структурах, образовательных учреждениях, на предприятиях ОПК и являетесь частью этой системы, вам предстоит признать, что все эти годы вы были соучастником преступлений, совершаемых вашим государством. Нет, признаться себе в этом может далеко не каждый.

Гораздо проще придумывать себе всё новые и новые оправдания, которые, как защитный механизм психики, будут возникать в ответ даже на самые достоверные доказательства ошибочности ваших суждений. Тем более, что и придумывать ничего не нужно - телевидение и пропаганда предоставят вам сотни различных объяснений, почему мы - «хорошие», а они - «плохие»: от жидо-масонских заговоров и конспирологических теорий до исторических теорий Путина и философских идей Дугина. Нужно лишь выбрать наиболее убедительную версию из числа предложенных.

- «Комната 101» - это отсылка к «1984» Оруэлла? Или как и почему вы выбрали такое название?

Да, это «1984» Джорджа Оруэлла. Это один из моих самых любимых романов. Я перечитывал его в марте 2022 года, после начала войны, и с сожалением обнаружил, как наша российская реальность с каждым годом всё отчетливее напоминает эту антиутопию.

Над названием я думал довольно долго. Мне хотелось, чтобы оно однозначно определяло тематику моих песен и, в то же время, завуалировано привлекало внимание людей, понимающих реальную обстановку в стране. Название «Комната 101» - идеально подходило мне, поэтому выбрал его.

P.S. Комната 101 в романе Джорджа Оруэлла «1984» представляет собой камеру пыток, находящуюся в Министерстве любви. С её помощью партия пытается подчинить заключённых, используя в качестве наказания их наибольшие страхи и фобии.

- Расскажите немного о своём альбоме

Альбом (или лучше сказать EP) создавался довольно долго по моим меркам, всё-таки это мой первый опыт подобной работы. К тому же, как я уже сказал, музыка для меня скорее хобби - у меня нет возможности заниматься ей каждый день. Первые две песни «Молчи» и «Русский Мир» были написаны в течение года после начала войны. Мне очень хотелось высказать своё отношение к происходящему беспределу, сделав это в наиболее близкой для меня форме. Но когда эти песни были написаны, у меня появился страх, что за мной могут прийти «люди в масках на лицах». В нашем государстве дают реальные сроки и за более безобидные действия. Моё больное воображение дало мне возможность представить, что испытывают политические заключенные. В итоге этим летом я написал последнюю песню к альбому - «Режим».

Её я посвящаю всем борцам с путинским режимом и всем политзаключенным, попавшим под зубья этой репрессивной машины.

Самой большой проблемой в подготовке альбома стало найти людей со схожими убеждениями и идеями. Тех, кому можно доверять. Надеюсь, что когда-нибудь я смогу рассказать об этом подробнее.

Отдельно хочу сказать про обложку альбома. Это один из рисунков художника и активиста Павла Крисевича, которые он творит из заключения, используя в качестве материалов ткань, зубную пасту, кровь, тушь и карандаш. С его работами можно ознакомиться на сайте - https://pavelkrisevich.art

Рисунок Павла Крисевича, который активист использовал в качестве обложки своего альбома

- Участвовали ли вы в акциях протеста или других формах активизма?

До войны я часто участвовал в акциях протеста - это был мой способ выразить несогласие с действиями власти. Я пытался спорить о необходимости таких акций с людьми, чья точка зрения была противоположной. После начала вторжения правительство стало принимать всё более репрессивные законы и участвовать в протестах стало не безопасно и малоэффективно. Большая часть населения, испытывая оргазм от своего величия, силы и мощи российского оружия, сплотилась вокруг президента. К сожалению, пока это возбуждение не пройдет, пока население в своей массе не осознает, что их обманули, и пока существует путинский режим, изменить что-либо мирными акциями и протестами невозможно.

Я не считаю, что нужно смириться и прекратить сопротивление, наоборот, мы должны продолжать высказывать своё несогласие теми способами, которые нам доступны хотя бы для того, чтобы оставаться едиными. Тем самым мы поддерживаем и вдохновляем друг друга, помогаем не терять надежду в это темное время. При этом нужно быть осторожными и стараться сохранить себя для будущей борьбы. Ведь время тирании рано или поздно закончится и «дракон» будет мертв, но этого недостаточно. Как в пьесе Евгения Шварца - «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона.»

- Как вы считаете, изменились ли вы за время войны? И изменилась ли ваша жизнь?

Да, конечно. Я думаю, война повлияла на многих. Она неотвратимо вторглась в нашу жизнь, так или иначе воздействуя даже на тех, кто пытается от нее отстраниться, а ее последствия нам предстоит еще очень долго разгребать после ее завершения.

Сам я стал более замкнутым и опасливым. Пришлось учиться держать свое мнение при себе и разговаривать вполголоса на кухне. Стало сложнее планировать свое будущее.

- Чем вы занимаетесь сейчас? Есть ли какие-то творческие планы на будущее?

У меня есть желание продолжить писать и выпускать новые песни, есть мысли для новых текстов. Но пока хочу понять, интересно ли мое творчество кому-то, кроме меня. Если буду видеть обратную связь, то буду творить и дальше.

- Что вас мотивирует, вдохновляет, не даёт опускать руки?

Не опускать руки мне помогает поддержка от самых близких людей. Наверное, это самое важное для меня на сегодня - ценить и проявлять заботу, помогать друг другу. Это то, что спасает в трудное время.

- Какой Вы бы хотели видеть Россию будущего? Возможно ли этого достичь и как?

Россию я бы хотел видеть свободной, демократической, развивающейся страной. Для этого необходимо полное переустройство управления, развитие институтов власти, реформы судебной и правовой системы. Пока Путин у власти, сделать это невозможно. Но и после него нужно будет приложить значительные усилия, чтобы наше государство выбрало правильный вектор развития. И во многом это будет зависеть от нас и от российского общества в целом. Готовы ли мы будем стать частью цивилизационного общества или хотим так и остаться дикарями, способными лишь захватывать чужие территории и терроризировать развивающиеся государства, угрожая им своими ракетами и танками.

- Напишите, пожалуйста, несколько слов/пожелания нашим читателям.

Хочу пожелать всем беречь себя, «самоотверженность не приносит награды» - вы нужны вашим близким и нужны прекрасной России будущего. А также беречь и поддерживать друг друга, только в сплоченности мы сможем противостоять этому деспотичному режиму.

▶ Telegram-канал «Комнаты 101»


#люди_сопротивления

Проект «Люди сопротивления: кто они?» создан движением #ОЧНИСЬ!: @wakeup_russia
Подробнее о проекте по ссылке.