December 27, 2022

Привычки, вуду и менеджмент

Стоит уже наконец признаться - я сильно повернут на тайм менеджменте или же "джедайских техниках" по Дорофееву. Мой календарь, список задач, система планирования - это космолет, который сначала выстраивался, а потом упрощался годами. Теперь я могу как Макс устраивать по этому поводу тренинги и, на самом деле, делаю это в личных консультациях со своими клиентами. Есть лишь один вопрос, который до последнего времени я никак не мог для себя решить. Годами, между прочим.

В чем твоя проблема, чувак?

У Дорофеева хорошо расписана работа с задачами, проектами, календарем. В целом много с чем, но, как ни странно, не с привычками. Эту тему он затрагивает, даже дает список вакцин и практик, но как работать с большим кол-вом привычек как-то не рассматривает, это почему-то выпадает из фокуса. Почему, я не знаю. Но факт есть факт.

Если уйти от Макса и обратиться к книгам про привычки, а так же множеству материалов в интернете, то в них затрагиваются такие вопросы: насколько полезны привычки, как их сформулировать, сформировать, как выработать мотивацию, как выполнять на постоянной основе и т.д.. Но это не то, мне этот мир абсолютно понятен, как говорится.

Ааааааааааа, все не то!

Я столкнулся с другими проблемами, близкими к философии Дорофеева. Что делать, когда привычек много? Как их менеджерить? Как снизить при этом ментальную нагрузку и построить систему, на подобии системы задач, которая работает на тебя, а не ты на нее? В общем, использовать привычки как заботу о себе и не сходить с ума.


Немного истории

Когда я начал внедрять привычки, то их быстро стало много. Например: читать час книгу, сделать зарядку, медитировать пол часа, пойти на пробежку, написать в блог, закрыть N помидоров, позаниматься музыкой... Я это называю привычками, но по сути это привычки или какие-то хобби, которые я хочу делать регулярно и не забывать про них в куче рутины и бытовухи. Дальше буду называть их ритуалами.

На каждый ритуал нужно определенное время, мое внимание, силы, а ресурсы при этом в течении дня ограничены. Например, в 3 свободных часа утра все плохо влезало. Да и после работы тоже времени не так много, а ресурса еще меньше.

На ранних этапах работы с ритуалами я пробовал впихивать все, что только можно, в один день по максимуму, но после подобных ударных темпов, к одному или всем им возникало присыщение и отвращение. Я чувствовал себя в дне сурка, было морально уныло, а от попыток закрыть все ритуалы залпом мой уровень стресса и тревоги взлетал до небес, больше чем от дедлайнов на работе. Это вообще не то, чего хотелось.


Тюнинг-тюринг

Раз каждый день делать ритуалы плохо, то давай чередовать - подумал я. Так появилось расписание, например бег по вторникам и четвергам, музыка в среду, чтение в будни и так далее. Это работало лучше, но не сильно. Например, если во вторник я не хотел бегать, то нужно было что-то менять местами, думать. Думать сложно, не хочу думать, и так много думаю. А если я не хочу бегать неделю, то в трекерах привычек мой страйк теряется и начинай все сначала. Тоже демотивирует и добавляет стресс, как ни крути.

Кстати, почти все трекеры которые я пробовал настроены на постоянство - закрывать привычки каждый день, раз в неделю или другой постоянный повторяющийся период. Проще говоря, делать какие-то страйки. И если ты страйк пропустил, то это обычно считается поражением. Это тоже не то, чего я искал.

Приложение streaks. Пропустил пару дней и уже крестики стоят, что говорит тебе "ты - лох!"

Раз и расписание плохо, то давай отменим его тоже. Так получился трекинг по неделям без привязки к определённым дням: 2 дня в неделю бегаю 5км, 5 дней в неделю читаю по пол часа. и т.д. В такой схеме я стал себя чувствовать куда свободнее, уровень стресса и демотивации снизился, жить стало веселее, а ритуалы выполнялись куда лучше. И вроде никаких изъянов, кроме того, что трекер привычек для такого был плохо предназначен и это просто глупо выглядело в нем.


Счастье наступило

Но позже я все-таки обнаружил изъян. Проблема с пропуском недели бега и потерей страйка в трекере (так как он был настроен на неделю) никуда не пропала. И не то, чтобы она меня сильно цепляла, я просто понял, что концепция страйков мне не подходит как таковая. Она хороша когда хочется достигать, копить дни или недели исполнения и потом этим гордиться.

Мне это не нужно. Я внедряю ритуалы для балансирования разных хобби и сфер жизни, чтобы не забывать заботиться о себе, жить наполненной жизнью, но не обязательно ставить галочки на постоянке. Нет у меня тут достигаторства и гордости поставленными галочками. Ну и на протяжении нескольких лет это тупо не работает, рано или поздно я продолбаю неделю потому что заболею или в отпуск уйду. Короче, продолбать для меня не проблема, главное, чтобы важные вещи не выпадали из фокуса внимания в долгосроке.

Развивая тему баланса дальше, я пришел еще к одной мысли: "хочу, чтобы моя система сама подсвечивала что выпало из фокуса и требует больше моего внимания". Подсказывала на что можно забить, а на что нет. Зачем мне за этим следить самому? Тут ведь опять думать надо. А ты помнишь про думать, да? Надеюсь, что да.

Джедайские техники - это искусство продалбываться, а не все успевать. Так я хочу искуссно продалбывать ритуалы, вашу мать!

Чего хотелось

  • единое место с трекингом всех ритуалов
  • гибкость, свободу, возможность продалбываться и не стрессовать
  • возможность держать фокус на том, что больше всего продолбал

Самая душная часть

Подобного трекера я не нашел и поэтому запилил свой на гугл таблицах! No code, ну почти. Выглядит это примерно так:

Свои костыли роднее любого приложения из топа AppStore

Не знаю на сколько сходу рандомная таблица может тебе быть понятна. Мне обычно нет, поэтому я все же распишу что здесь происходит.

Первая колонка в представлении вряд ли нуждается - это сами привычки / ритуалы / хобби. Основная часть таблицы - лог, сюда я каждый день заношу значения. Это может быть время, кол-во выполнений или какая-то другая метрика, в которую я целюсь. Самый сок - 2-4 колонки, в них скрывается вся логика подхода, которая делает эту таблицу полезной. Что в них?

  • 1/7 - норма метрики за один день, то есть 1/7 от недели
  • 7/7, как можно догадаться, норма за неделю. Причем если приглядеться, то она очень редко равна 1/7 * 7, чаще 1/7 * 5 или меньше. В ней реализована свобода и вариативность
  • % - процент выполнения от нормы за последние недели

Важно отметить, что % отображается не за неделю, а именно за последние недели, сейчас за 21 день. Учитывается выполнение нормы за 2 последние недели, плюс третья с убывающим вкладом значимости. Чем давнее был день, тем меньше вклада в статистику делает. Во-первых это дает больше свободы и вариативности, ибо я могу неделю забивать по какой-либо причине на ритуал, а потом наверстать и меня не будет грызть совесть. Во-вторых убывающая значимость дает плавное изменение метрик, убирает скачки, когда самый старый день вышел за окно и метрика резко просела. Это повышает предсказуемость и снижает фрустрацию.


Пора заканчивать

Этот подход кардинально отличается от типичных трекеров привычек, которые заточены на закрытие тасок каждый день. Можно сказать, что я упоролся, но для меня тема оказалась важной, потому что я с одной стороны слишком люблю метрики и прозрачность, а с другой заботу о себе. Я просто не смог пройти мимо и не думать об этом в свободное время.

Сейчас инструмент еще не идеален. Есть пара багов, мысли как упростить его использование и даже перенести в мобильное приложение если хватит на это сил. Но уже сейчас он приносит мне огромную пользу. Жить с ритуалами стало куда легче, процесс стал приносить больше удовольствия, баланс выстраивается сам. Теперь это не достигаторство и закрытие галочек на убой, а игра в балансирование. Такое я люблю намного больше.

Поиграться с таблицей можно тут

А как со своими ритуалами работаешь ты?