July 9, 2020

К женскому вопросу

Я не то, чтобы марксист, но меня волнует «женский вопрос», хотя и в другом смысле. Так уж случилось, что мне «повезло» родиться (человеком) мальчиком.

Молитва, которую греки возносили Зевсу: «О Зевс великий, благодарю тебя за то, что ты создал меня греком, свободным и мужчиной»

Здесь меня интересует два вопроса: (1) как я к ним отношусь сейчас? (2) как я бы хотел к ним относиться?

Предыстория.

Так уж получилось, что я – это я. Мне с детства говорили, что с девочками лучше не водиться, они мол коварные и злые (думается, конечно, что имелись ввиду романтические отношения).

"В биологическом смысле, если вас кто-то укусил или ужалил, то это, вероятнее всего, женщина" (Десмонд Моррис)

И что? На протяжении многих лет я по большей части дружил (действительно дружил, без «фу-фу» подоплеки) именно с девочками и ножей в спине что-то не чувствую. Возможно, свою лепту внесла эта ориентация на дистанцированность. Кажется, точнее будет сказать, сужение возможных вариантов взаимодействия, что, на мой взгляд, повлияло положительно.

Сейчас.

To put it bluntly, (мне самому не нравится, когда начинаю выпендриваться иностранными фразочками, поэтому будь это личная переписка, то я бы спросил разрешения. Однако, здесь она стоит для разбавления языка) сегодня есть определенные обстоятельства, которые затрудняют мою коммуникацию с противоположным полом. Поэтому мое нынешнее отношение построено на предыдущем, как вы поняли ограниченном, опыте и культурных объектах (кино, сериалы и т.д.).

На данный момент у меня такое впечатление: «самостоятельно начинать невынужденное общение не буду, хотя и бежать прочь то же». Приведу примеры, которые на уме. Понятно, что так в науке не делается, но и вы не редколлегия.

Сериал «Острые козырьки», 1 сезон. Грейс Берджесс предает Томаса, когда сдает полиции тайник с оружием.

А ты так мило смотришь на меня Заворожила меня своим голосом Как жаль, что ты — ядовитая змея Но ты разбила сердце Томасу (Kambulat "Томас Шелби")

Фильм «Уродцы» (1932). Клеопатра предает Ганса, когда выходит за него замуж из-за полученного им наследства, а потом и вовсе пытается умертвить. Сразу же нужно отметить достойное поведение Фриды, которая простила Ганса за его слепую влюбленность в другую.

Клеопатра и Ганс (источник Yandex.Картинки)

Если у вас к этому моменту не сгорел стул от сумбурности и однобокости позиции, то вы молодец.

Безусловно, мне можно и нужно возразить тем, что я тот еще сексист, который почему-то берет примеры из культуры начала прошлого века (допустим, что «Острые козырьки» действительно ее отражают), при том какие-то специфичные: из преступной среды или из среды людей с ограниченными возможностями, что, очевидно, имеет дополнительные особенности.

В свою защиту могу сказать, что моя цель не в очернении (хорошо, что мы не в Америке) женского пола. На таких резких примерах много легче объяснить самому себе разницу. Они-то и помогли мне понять следующее. В культуре признается профессиональная компетентность и, скажем так, «рациональная любовь» женщин, но вместе с тем указывается их «проблемность» для мужчин в «глупо-романтических» отношениях.

Так, в тех же «Острых козырьках» женщины играют значимую и значительную роль в управлении делами семьи. В одной из первых серий даже проговаривается причина этого, Полли сказала что-то типа: «А как вы думаете, кто управлял хозяйством, пока вы были на войне». (Тема для отдельного поста)

Про ситуацию в «Уродцах» я уже упомянул. Добрая и разумная Фрида повела себя максимально достойно. Также стоит сказать про Венеру, которая на фоне Клеопатры, просто прекрасна.

Ганс и Фрида (источник Yandex.Картинки)

Почему-то вспомнились «Форс-мажоры». Там секретарь Донна Полсен прям-таки чудо-женщина. Превосходный профессионал, которая знает, что делать и как делать.

Можно вспомнить Ахматова и его «Тополек мой в красной косынке» (короткий рассказ, который по душещипательности даст фору многим большим драмам). Асель представляется любящей женой и матерью, но измена Ильяса вынуждает ее уйти.

Таким образом, было бы абсолютной ошибкой сказать, что Ева склонила Адама к вкушению запретного плода.

Наоборот, в тех самых «глупо-романтических» отношениях женщин демонстрируют требовательными истеричками, которым лишь бы захомутать мужчину и «посадить его на цепь». Естественно, не все такие и т.д. и т.п., но и говорить об их отсутствии нельзя.

"Большинство мужчин, бранящих женщин, бранят на самом деле лишь одну" (Реми де Гурмон)

Думали, что Фромма не будет? А вот он дорогой. То, что он пишет* заставляет отбросить сомнения в великом значении женщин для всей цивилизации.

"Одним из самых характерных признаков неолитических поселений, включая Чатал-Хююк, является центральное положение матери в социальной структуре, а также большая роль религии.
Согласно первобытному разделению труда, мужчины уходили на охоту, а женщины собирали коренья и фрукты. Соответственно, открытие земледелия принадлежит женщине, а приручение животных, вероятно, было делом мужчин (в свете того, какую огромную роль играло земледелие на всех этапах цивилизационного развития человечества, можно смело утверждать, что современная цивилизация была основана женщинами).
Только женщина и земля имеют уникальную способность рождать, создавать живое. Эта способность (отсутствующая у мужчин) в мире первобытного земледелия была безусловным основанием для признания особой роли и места женщины-матери. Мужчины получили право претендовать на подобное место, лишь когда они смогли производить материальные вещи с помощью своего интеллекта, так сказать, магическими и техническими способами. Мать была божеством, которое идентифицировалось с матерью-землей; это была высшая богиня религиозного мира, и потому земная мать, естественно, была признана центральной фигурой и в семейной, и в социальной жизни"

В будущем.

По большему счету, я бы хотел остаться при своем мнении, но стать более открытым, наверное. Есть вещи, которые невозможно почерпнуть из медиаконтента. Те вещи, которым учит только жызнь (я знаю, что через «и», но так хотел почеркнуть «пацанкость»).

Всем хочу сказать, что аккуратным и сознательным нужно быть в любых отношениях с любым человеком.

Photo by Josh Frenette on Unsplash

А мужчинам напоминаю:

"Быть женщиной - это так странно, так непонятно и сложно, что только женщина и может с этим сравниться" (Серен Кьеркегор)

*Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. - Москва: Издательство АСТ, 2017.