July 6, 2020

«Я неизбежно приду к религии, однако, что да как неизвестно»

Я как-то обмолвился, что нуждаюсь в ценностной системе координат. Очевидно, что большое количество религий, помимо прочих атрибутов, обладают и этим. Кажется, что вот и все, путь найден, однако, сложнее, чем выработать свое отношение к миру, может быть только интериоризация чужих воззрений.

Мне неизвестно почему (хотя, возможно, это пресловутый синдром отличника), но хочется, если и «войти» в религию, то уже «праведным». Иначе говоря, фактическое присоединение к какой-либо из групп верующих должно, лично для меня, стать важным, но лишь финальным шагом. Так, пророк Мухаммад (мир ему и благословение), как известно, до становления непосредственно пророком был долгое время торговцем. И его контрагенты отзывались о нем, как о честном и достойном купце. То есть, чтобы быть хорошим в глаза Другого вовсе необязательно быть последователем какого-то определенного учения.

Также я должен понимать, что быть членом религиозной общины (в самом широком смысле), значит и являться одновременно ее представителем для остальных. Это очень опасно. В том плане, что растет вероятность перехода акцента с содержания (достижения какой-то внутренней гармонии) на форму («облагораживание фасада» учения). Хотя, если спрашивать меня, то сегодня некоторые религии, к сожалению, в этом нуждаются. В любом случае, выбор других нужно уважать хотя бы и так.

«Чужую веру следует уважать, но лишь так же, как мы соглашаемся с тем, что жена этого человека прекрасна, а дети умницы» (Генри Менкен).

А что до личной веры? Если попытаться подогнать себя под какую-то классификацию, то я скорее атеист-агностик или теист-агностик (ааа, я не знаю).

Я верю во что-то, но не могу четко себе сказать, что это Бог. Видимо, потому что не могу избавиться от антропоморфического представления. На данный момент я верю, что существует какой-то определенный «порядок вещей». Надежду дает лишь то, что

«противоположность веры – отнюдь не сомнение, а уверенность» (приписывается Паулю Тиллиху).

При том, я стремлюсь к вере рациональной. Она встречается во многих рассуждениях Фромма, я лишь приведу из того, что под рукой. В «Искусстве любить» можно прочитать следующее:

«Если иррациональная вера есть принятие чего-то только потому, что так считают авторитеты или большинство, то рациональная вера коренится в независимом убеждении, опирающемся на собственные плодотворные наблюдения и расчеты, несмотря на мнение большинства».

Думается, что если я буду верен этому положению, то придется перекопать чертову тучу информации для совершения собственного «плодотворного» выбора.

Photo by Jon Tyson on Unsplash

Может показаться, что текст абсолютно несвязный, так и есть. Поэтому просто отмечу основные пункты хотя бы и для личного удовлетворения.

  • Потребность в определенных ценностных «координатах»;
  • Синдром отличника как препятствие принятия веры «на веру» (как завернул-то);
  • Ответственность не только перед собой и членами возможной общины, но и другими;
  • Сомнения в сомнениях;
  • Рациональность веры.