July 6, 2020

Что значить быть самим собой?

«Какое это счастье – иметь кого-то, с кем можно оставаться самой собой» (Абигайль Адамс)

Так. Что значит оставаться самим собой? Для начала, чтобы им оставаться, им нужно быть, поэтому нужно немного подкорректировать вопрос. Что значит быть самим собой?

Если интересно, то поисковый сервис Yandex на этот вопрос выдает 13 миллионов результатов. Будь я не столь ленивым, то обязательно бы прошелся хотя бы по первым ссылкам. Но вам не повезло, я не из тех ребят, кто тщательно аккумулирует и четко обрабатывает информацию, чтобы выдать взвешенное мнение по вопросу.

Личный интерес в проблеме заключается в том, что недели две назад я с ужасом обнаружил внутреннюю рассинхронизацию между тем, что я хочу/делаю/говорю (читай: «выражаю»).

Решение: «Познай самого себя» . Расходимся…

Эх, звучит, безусловно, прекрасно, но такой декларации недостаточно для того, чтобы «в своем познании настолько преисполниться» *. Не могу сказать, что сейчас я в этом очаровательном состоянии гармонии, однако какие-то попытки вернуть контроль над собой все-таки были предприняты.

Делаю. Я попытался проследить куда, собственно, уходит драгоценное время. Благо, что человечество уже все придумало, есть специальные приложения на смартфоны. Было сложно и, скажу честно, неприятно. Неприятно осознавать, что из 24 прожитых часов около пяти тратятся на неизвестность. Важно сказать, что это даже не отдых или удовлетворение естественных потребностей, а именно пустота.

Photo by Aron Visuals on Unsplash

Как это изменило меня? Я стал проще относиться ко времени. Кто-то бы «ударился» в суперпродуктивность, но это не то, как я хочу (опа, вот одна из связок «хочу-делаю» соединилась). В таком случае, видится хорошей идея определения некоторого дневного минимума. То есть такие дела, после выполнения которых можно с уверенностью сказать, что день прошел не зря.

Выражаю. Этот параметр вообще удивительный. В моем случае образ, при том положительный, сложился сам собой, то есть без моего деятельного вмешательства. Хотя, естественно, лучше время от времени рефлексировать этот момент, чтобы было легче «набрать очки отношений» или, наоборот, не тешить других слишком возвышенными ожиданиями.

Думается, что сегодня многие стали забывать, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Конечно, «одежку» и «ум» нужно воспринимать метафорически, но речь не об этом. Суть в том, что можно быть хоть «семь пядей во лбу», но если группе/отдельным людям ваша «обертка» не нравится, то коэффициент трения не в вашу пользу.

Но здесь важно пояснить, что ложь не есть решение. Если образ не будет цельным, не будет подкреплен содержанием, то будьте уверены, что кто-то уже делает разоблачение этого «колосса на глиняных ногах».

Хочу. Ой, чего я только не хочу. Самое невероятное то, что при всех моих «хотелках» цели в жизни все равно нет. Можно возразить моим же предыдущем текстом (там позиция Джефферсона), но там, скорее, общие правила игры. То, к чему я стремлюсь, должно вызвать восхищение других и позволять мне оставаться собой.

Photo by My Life Journal on Unsplash (Кому нужно продать душу, чтобы было так?)

Для преодоления этого аспекта проблемы я попытался в journaling (по-русски - введение журнала). Вы, по сути, его и читаете сейчас, хотя рекомендовал бы поберечь силы и время на что-то действительно интересное для вас (например, статьи моего коллеги).

Тут могу сказать, что практика понравилась, но если подумать, то проблему она не решила. Я просто еще сильнее разочаровался в себе, ведь теперь степень осознания увеличилась. Однако, все же надеюсь, что это лишь этап. Ведь я, как и многие, иду к врачу только, когда боль становится более нестерпимой. Может и здесь, чтобы прийти к разумному ответу, нужно испытать абсолютную деморализацию?

И так всегда. У меня все скатывается в потребность в каком-то сокрушении и деструктивности. На следующее день рождения попрошу дарить деньгами, чтобы сходить к хорошему психологу.


* Не многие философы с учеными степенями могут сказать так же живо и проникновенно. Это определено должно войти учебники. АХТУНГ! Много мата, но оно того стоит https://www.youtube.com/watch?v=50nlHgRYp1I