April 23, 2020

Кто-то скажет «конформизм»

Вчера я досмотрела сериал, прошедший мимо меня в период премьеры, и он, на мой взгляд, чертовски хорош.

«Утреннее шоу» собрало феноменальный каст, феноменальный для стримингового сервиса бюджет, имеет на IMDB рейтинг больше 8/10, стало одной из лучших премьер 2019 года, но вызвало негодование критиков. Сериал ругают за нечеткость политической позиции, и сейчас я расскажу, почему, на мой взгляд, даже это классно.

Я не буду пересказывать синопсис, лучше потратьте время на трейлер

1. На протяжении всего сезона то тут, то там проскальзывали штрихи, указывающие на написание сценария как мужской, так и женской рукой.

Зрителю представляется возможность увидеть логику агрессора, сознание которого до последнего отталкивает саму вероятность того, что он правда агрессор, и придумывает целые теории о том, что сначала обвиняли действительно плохих парней вроде Вайнштейна, а потом взялись за обычных парней, не склонных к «новому пуританству».

И всё это – медленно подводя зрителя к серии, в которой можно увидеть оцепенение, стыд, боль, ненависть к себе со стороны жертвы, показывающие, что насилие бывает таким, и жертва не должна обвиняться за слабость.

В сериале упоминалось достаточно острых социальных тем, помимо центральной, но шоураннеры просто дают в руки зрителя попкорн и дают наслаждаться наблюдением не с какой-то определенной стороны, а немного сверху, откуда видно все стороны, и зритель наконец имеет возможность самостоятельно решать, какого он мнения о них, если он вообще хочет занимать стороны, а не воспринимать это, как цельную проблему.

Ни одного картонно-положительного или отрицательного в стиле плохой драмы персонажа, у всех в равной степени рыльце в пушку, потому что каждый имеет право на ошибку. Кто-то скажет «конформизм», а я скажу «спасибо, что не считаете своего зрителя настолько тупым, чтобы он не мог самостоятельно решить, насколько ему близка позиция главных героев».

Кстати, если вы еще смотрите на движение «me too» свысока, почитайте историю его возникновения. Подсказка: оно возникло не в твиттере среди актрис, теряющих популярность, которым, к слову, тоже пришлось быть сильными девочками, чтобы справиться и заговорить, – погуглите биографию Тараны Бёрк.

2. При всем драматизме обеих позиций, сериал ловко балансирует на комедийных элементах. Карикатурная ирония, на мой взгляд, выглядит вполне уместно: власть твиттера над политикой США, IT убьет телекорпорации (смешно, Apple), поляризованное общество, кричащее друг на друга толпами пролайферов против феминисток, трикстер Кори Элисон со своими «Хаос – это новый кокаин» и «Однажды я поклялся завладеть миром и подчинить всех себе». Кори, к слову, профессионал по встряхиванию осиных гнезд, и к концу сезона вы, думаю, тоже будете думать, что этот говнюк чертовски хорош.

3. Серпентарий в организации, управляющей массовым мнением. Люди, никогда не бывавшие в подобных организациях и подобных конфликтах, могут воспротивиться тому, что такое бывает, но я говорю свое уверенное «верю».

Подковерные игры, манипуляции друг другом и пользование тем, что все вроде что-то знают друг о друге, но у каждого в руках свой кусок правды, и чтобы собрать этот пазл, надо быть открытым к взаимодействию с другими владельцами его кусочков, нервные срывы, паранойя – у меня каждое мгновение сериала было чувство, словно мою жизнь последних лет пропустили через призму сюжета о самой влиятельной телесети в США. Простите мне мою предвзятость на моем канале:)

4. Античная трагедия.

Здесь, пожалуй, я просто оставлю ссылку на статью, в которой и без меня очень круто написано все, что я подметила в сюжете, в особенности – в последней серии.

5. Все, что я написала выше, – о драматургии, но нельзя не отметить потрясный опенинг, крутую работу музыкального супервайзера (в этом, кажется, Apple TV особенно хорош), режиссуру – в особенности последней серии, на протяжении которой герои подходят к катарсису последних минут сезона. В которых, кстати, герои обрели голос и выразили четкую позицию – которую в глубине души всегда имели, но хотели оправдать ближнего своего, за что нельзя винить кого-либо, кому свойственна человечность.

P. S. Чип, я знала и верила, ты чертовски хорош.

P. P. S. Отдельное спасибо Джен за великолепный гнев в сцене «fuck you, kid».