January 12, 2022

12 января 1942. США готовы сделать все, что не собирается делать Англия

4 ноября 1941 Вашингтон одобрил решение СССР назначить Литвинова послом в США. Американского посла в СССР Штейнгардта тоже заменили, он отбыл в США вместе с новым советским послом 11 ноября. С 1942 9-м послом США в СССР стал работать адмирал Уильям Стэндли. Будучи одновременно заместителем наркома иностранных дел СССР, Максим Максимович Литвинов пробыл послом в Соединенных Штатах вплоть до 1943 г.

Максим Литвинов и госсекретать США Корделл Халл

12 января 1942 Литвинов встретился с президентом США Франклином Рузвельтом. После чего отправил в Москву телеграмму с подробным описанием встречи. Из диалога с американским президентом отчетливо видно, что США в отношениях с СССР готовы сделать все то, что не собирается делать Англия: выкинуть прибалтийские страны из Декларации Объединенных Наций, наладить нормальные поставки к апрелю, даже готов обсуждать присутствие американских войск там, где англичане быть не пожелали.

Телеграмма посла СССР в США в Народный комиссариат иностранных дел СССР

12 января 1942 г.

Тотчас же по своем возвращении в Вашингтон президент, несмотря на воскресный день, принял меня. Были затронуты следующие темы:

1) Как только я заговорил о присоединениях к Декларации двадцати шести, Рузвельт рассмеялся по поводу названного мной количества обращений. Он сказал, что предполагает все эти обращения (включая литовское, латвийское и другие) поставить на лед, то есть заморозить. Гопкинс предложил было сразу отклонить явно неприемлемые обращения, но я возразил, что в таком случае все остальные обращения будут считаться принятыми, и предложил не реагировать на обращения, пока они не будут обсуждены с нами. Президент сразу согласился, сказав, что невозможно будет согласовывать со всеми 26 странами и что обсуждение должно происходить между четырьмя главными участниками, то есть СССР, США, Великобританией и Китаем.

2) Поскольку Рузвельт сам заговорил о своей программной речи и подтвердил необходимость снабжения нас всем необходимым к апрелю месяцу, я обратил его внимание на весьма неудовлетворительное состояние этого снабжения в настоящее время, когда крайне ограниченное количество боеприпасов для самолетов делает последние почти бесполезными, когда на январь нам пока обещают, и то лишь устно, всего пятнадцать пароходов и стесняют нас в портах отправления. Это послужило поводом для немедленного вызова Гопкинса, которому я подробно изложил наши жалобы. Тот обещал сразу же заняться этим и дать мне ответ через день.

3) Президент высказал мнение, что для Ирака и Ирана были бы более приемлемы американские войска, чем британские или наши, и что было бы поэтому хорошо отозвать находящиеся там британские войска для действий в Малайе и Ливии, а наши — для других наших фронтов. Он говорил даже о замене наших войск на Кавказе американскими войсками, дабы наши могли действовать на других фронтах. Американцы могли бы оттуда послать на Украину свои летные силы. То же самое, мол, можно было бы сделать в Мурманске, который американцы защищали бы против немцев и финнов, и освободить тем наши войска. Он оговорился, что он не делает никакого предложения, он будто бы об этом не говорил с англичанами, но что он все-таки хотел бы знать наше мнение по этому поводу. В связи с этим он говорил о необходимости дать нам незамерзающий порт на севере, где-нибудь в Норвегии, вроде Нарвика, что можно было бы дать нам туда коридор, что это было бы весьма справедливо.

4) Когда я ему передал наши сведения о положении на болгаро-турецкой границе, Рузвельт, а также Гопкинс спросили меня, не следует ли оказать Турции помощь оружием. Я ответил, что, по моему мнению, это можно делать только с получением необходимых гарантий. Рузвельт сказал, что туда едет Штейнгардт, который сможет выяснить положение, прибавив, что и у нас в Союзе Штейнгардт более или менее справился со своей задачей. Он при этом смотрел на меня, как бы ожидая подтверждения, но я промолчал.

5) На мой вопрос, удержат ли англичане Сингапур, Рузвельт ответил, что сомневается в этом.

6) Рузвельт спросил, верны ли газетные сведения о переговорах с Финляндией. Я ответил, что у меня сведений нет, но я сомневаюсь в этом.

7) Рузвельт сообщил, что он пошлет войска в Северную Ирландию для замены английских.

М. Литвинов