August 2, 2020

Кейт Фландерс "Год без покупок"

Сначала я увидела эту книгу на сайте МИФа, потом - в инстаграме Игоря Манна. Потом Эри сказала, что она, возможно, будет интересная. В общем, все сложилось и мы ее купили - Кейт Фландерс «Год без покупок». Мы пытаемся тут жить осознанно, покупать меньше, максимально использовать то, что имеем, что-то сдавать в переработку, отдавать шмот на благотворительность и т.д.

Книга очень классно и легко написана(и переведена!). Нет лишнего нытья, нравоучений и бубнежа на тему «делай как я, я права».

Мне очень нравится подход в виде челленджа, я в какой-то момент даже захотела попробовать(особенно когда смотрела на количество своей косметики, ггг)

Не буду распыляться и дам ссылку на сайт Кейт.

Вот с чего все началось:

Я знала лишь одно: меня все еще не устраивало мое финансовое положение и я хотела тратить меньше. Вот с чего началась моя история. Вот с чего начиналось большинство историй в моей жизни.

Правила года без покупок выглядели так:

Что можно покупать: продукты и самые необходимые товары для кухни; косметику и средства ухода(только когда кончаются старые); чистящие средства; подарки другим людям; вещи из списка одобренных покупок
Что нельзя покупать: кофе навынос; одежду, обувь, украшения; книги, журналы; блокноты; товары для дома(свечи, декор, мебель и так далее); электронные приборы.
Список одобренных покупок: один наряд, чтобы ходить на все свадьбы(одно платье и пара туфель); толстовка(у меня осталась только одна, и в ней слишком много дыр); тренировочные штаны(у меня осталась одна пара); ботинки(у меня нет ничего подходящего на осень\зиму); кровать(моей уже 13 лет и ее необходимо заменить); все, что требует срочной замены, но в этом случае старую вещь следует выкинуть или отдать нуждающимся.

Цитата: между долгами и хламом есть нечто общее: если вы позволяете им накапливаться, становится все сложнее и сложнее что-то с ними делать.

И еще одна цитата: Именно тогда я решила начать отмечать, от какого количества вещей я избавляюсь. Я фиксировала выплаты по кредитам и тренировки, изменения в весе и даже месяцы трезвости. Теперь я решила отмечать и это. Сначала мне было просто любопытно, что получится. Поскольку я уже избавилась от 55% моего гардероба, результат мог оказаться серьезным, и мне захотелось ее увидеть.

И еще одна: Я знала, чем я занимаюсь: притворяюсь, что я счастлива, что я в восторге от жизни в Торонто, и я пытаюсь скрыть, насколько глубоко я страдаю из-за окончания таких важных для меня отношений. Я не хотела чувствовать боль, но даже алкоголь не помогал мне ее заглушить. Тоска поразила все стороны моей жизни и уничтожила все хорошие привычки, к которым я себя приучала. Я снова тратила слишком много денег и выбирала вредную еду. Я не могла вспомнить, когда я последний раз сходила на пробежку или в спортзал.

После того, как героиня отказывается от алкоголя, качество ее жизни меняется:

И так как люди видели, насколько счастливее и здоровее я стала - по всем фронтам, телесно, душевно, умственно, - никто не задавал мне вопросов. Но некоторые все равно пытались, их слова причиняли боль. «Ты вела себя веселее, когда выпивала». Что, я теперь стала скучной? «Было бы здорово, если бы ты выпила сегодня с нами, ну да ладно, я не настаиваю». Ну конечно, все в порядке. «Так у нас что, не будет секса по пьянке?» - спросил меня парень, с которым я недолго встречалась, словно такой секс - это что-то приятное. Меня также представляли на вечеринках как трезвенницу, а потом совали бокал шампанского в руки, чтобы я произнесла тост, и говорили: «Ну хотя бы глоточек, это же не страшно!» «Так ты что, правда больше никогда не будешь пить?» - последний вопрос я ненавидела больше всего.

С улучшением качества жизни меняется и правила покупок:

В блоге я написала, что хочу поднять планку в своем стремлении к совершенству. Но на самом деле я надеялась вернуть часть той жизни, в которой я когда-то жила.
Новые правила запрета на покупки:
Что мне можно покупать: продукты и базовые товары для кухни; косметику и базовые средства для ухода(только когда кончаются старые); подарки другим людям; вещи из списка одобренных покупок; товары для домашнего огорода; ингридиенты для изготовления чистящих средств\средств для стирки; ингредиенты для изготовления свечей.
Что мне нельзя покупать: кофе навынос; одежду, обувь, украшения; книги, журналы, блокноты; товары для дома(свечи, декор, мебель и так далее); электронные приборы; расходные материалы для кухни(пищевую пленку, фольгу и так далее); чистящие средства\стиральный порошок.

Пункты про домашний огород и изготовление чистящих средств и свечей были мне непонятны, ведь в них гораздо больше заморочек, чем пользы - лично для меня. Плюс мне не очень понятен запрет на покупку книг - как можно от них отказаться!

К похожей мысли приходит и героиня:

На самом деле все оставленные мной вещи я могла разделить на две категории: те, которые я использовала, и те, которые должна была использовать идеальная версия меня.

Она начинает анализировать свою жизнь не только с точки зрения потребления, но и с точки зрения эмоционального состояния:

Ко всему прочему добавилось выгорание. Со стороны, наверное, два года удаленной работы выглядят как сбывшаяся мечта, но у такой формы занятости есть свои недостатки и скрытые сложности. Проблема заключалась в том, что почти все эти два года я пыталась выработать здоровый режим дня.
Одно из огромных достоинств ведения бюджета - это то, что вы получаете инструменты, позволяющие планировать серьезные задачи, например увольнение. Я просчитала все наперед и определила, что мне понадобится пять месяцев, чтобы накопить достаточно средств.
Избавление от 70% моего имущества тоже многому меня научило. Я осознала, что провела первые 29 лет моей жизни, покупая вещи в надежде стать кем-то другим. Я хранила столько хлама из-за ощущения, что я недостаточно хороша. Я была недостаточно умна, профессиональна, талантлива и креативна. Меня не устраивала я настоящая, так что я покупала вещи, которые сделают меня лучше.

Итог:

За эти годы я усвоила еще один важный урок: каждый раз, когда вы хотите пуститься во все тяжкие, проблема состоит в том, что вы чем-то недовольны в своей жизни, что вам чего-то не хватает, - и ни алкоголь, ни еда, ни покупки этого не исправят. Я перепробовала все, и ничего не сработало. Но можно отказаться от всего, чем вы заглушаете неприятные чувства, и выяснить, что с вами происходит. Вам не станет лучше, если вы будете потреблять больше. Вам станет лучше, если вы поймете, что вам нужно не так уж много.