July 11, 2021

Сага об электронном сертификате

Дело началось с того, что мы со старшей дочерью привились первыми в семье, сделав это в ТЦ «Океания» (Москва). Первый компонент был введен 24.01.2021, а второй – 14.02.2021. Моя супруга и мама прививались неделей позже в поликлинике. Так вот, у них на Госуслугах электронный сертификат появился в течение нескольких дней, а у нас он не появился вообще. Мне он тогда не то чтобы сильно нужен был. Он мне и сейчас ни к чему пока, но тогда не нужен был тоже. Читая всякие чаты и прочие тырнеты, я заметила, что далеко не мы одни живём обделенными. Ну и решила я таки отвоевать положенное. Будь тогда ситуация в мире (и в моей голове) спокойная, то я пошла бы очевидным путём: стала бы звонить в поликлинику, которая проводила вакцинацию на базе этого ТЦ, либо дошла до неё ногами. Но были объективные и субъективные тому препятствия. А именно,

- мне не хотелось наведываться в поликлинику во время эпидемии;

- поликлиника 209, проводившая вакцинацию, имеет несколько филиалов, и не очевидно, в какой из них нужно идти (хотя, может, это и не важно);

- я не люблю звонить. К тому же опять-таки не понятно, на какой телефон звонить по этому вопросу;

- проблема не стояла остро;

- хотелось понять, как это всё работает для прецедента.

Итак, я решила получить сертификат не выходя из дома, и не пользуясь телефоном. Для меня изначально всё было бы проще, если бы я имела юридическую информацию о том, на основании какого нормативного документа электронный сертификат создаётся и выдаётся. Но такой информации я в открытых источниках не нашла. Соответственно, для меня было вовсе не очевидным, какое ведомство ответственно на выдачу сертификата.

Первое, с чего я начала, было общение в чате техподдержки портала Госуслуг. Результата это не дало ни по существу проблемы, ни по получению какой-то полезной в дальнейшем информации. Выкладывать здесь переписку не имеет никакого смысла, даже познавательного.

Второе, что я сделала, это создала себе доступ к личному кабинету ЕМИАС и электронной медкарте через портал mos.ru. У меня до этого не было доступа, так как я не пользовалась государственной медициной в обозримом прошлом (лет 10 точно). Получив доступ к медкарте, я увидела там информацию о моей вакцинации обоими компонентами вакцины, как положено. Таким образом круг проблемы сократился до портала Госуслуг, так как медучреждение сведения в ИМИАС передало, как положено.

На третьем этапе, 7 марта 2021 я обратилась в Департамент здравоохранения Москвы (через портал Госуслуг) со следующим обращением:

Я прошла полную вакцинацию от COVID-19 двумя компонентами вакцины Гам-Ковид-Вак в мобильном пункте вакцинации в ТРЦ Океания (г. Москва). Первый компонент был введён 24.01.2021, второй – 14.02.2021, по графику. Мне выдали бумажный сертификат о вакцинации (см вложение). Информация о произведённой вакцинации есть и на портале mos.ru. Однако на портале Госуслуги (gosuslugi.ru) информации о вакцинации нет, личных сообщений об этом я не получала, и в соответствующем разделе нет возможности скачать электронный сертификат. Прошу устранить данную проблему и реализовать возможность загрузить электронный сертификат о вакцинации.

К обращению был прикреплен файл скана бумажного сертификата о вакцинации, выданного во время прививки.

7 апреля 2021 через всё тот же портал Госуслуг был получен ответ Департамента здравоохранения Москвы следующего содержания:

Четвёртым действием было моё обращение в Минцифры 9 апреля 2021 через сайт ведомства. Текст:

Я прошла вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2, COVID-19) двумя компонентами вакцины Гам-Ковид-Вак (Спутник-V) в мобильном пункте вакцинации, размещенном в ТРЦ «Океания» (г. Москва). Вакцинацию проводило ГБУЗ «ГП №209 ДМЗ». Первый компонент вакцины был введён 24.01.2021, а второй – 14.02.2021. После вакцинации я получила сертификат о вакцинации на бумажном носителе (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf").

На Едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru) предусмотрена возможность получения электронного сертификата о вакцинации. Мне в полной мере известен алгоритм получения электронного сертификата, однако в моём личном кабинете на портале Госуслуг сертификат мне недоступен по причине отсутствия информации о пройденной вакцинации.

Я обратилась в Департамент здравоохранения г. Москвы 07.03.2021 и получила ответ (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf") 07.04.2021, в котором было указано, что медицинской организацией сведения в ЕМИАС внесены корректно и в полном объеме, а отсутствие электронного сертификата о вакцинации связано с техническими особенностями работы единого портала Госуслуг. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, оператором ЕПГУ является Минцифры России.

Мои обращения в чат службы поддержки Единого портала госуслуг не дали результата.

Прошу устранить проблему отсутствия электронного сертификата на Едином портале госуслуг о проведенной вакцинации и предоставить возможность получить названный сертификат.

В приложении был объединенный файл со сканом бумажного сертификата и ответом Департамента здравоохранения Москвы.

Надо отдать должность оперативности ведомства, так как ответ пришел на почту уже 15 апреля 2021.

Как видно, ответ содержал важные сведения о том, что информация о моей вакцинации не поступала от Минздрава. Выходит, что медучреждение передаёт информацию отдельно в систему ЕМИАС (ею ведает Департамент здравоохранения Москвы и Департамент информационных технологий Москвы), и отдельно – в Минздрав, который уже передаёт информацию на ЕПГУ (действующий на всей территории России). ЕМИАС и ЕПГУ не связаны никак. По крайней мере, по косвенным признакам, это именно так. Но это не точно.

Пятым шагом стало обращение в Минздрав РФ 27 апреля 2021. Это самая ненавистная мною инстанция, которая ни на одно из моих обращений ещё не дала ответа по существу. Там сидят какие-то сказочные боты, которые на самый наипрямейший вопрос умудрятся дать отписку, притом, уверена, получают от этого троллинга сексуальное удовольствие. Так что и в этот раз никаких чудес не ждала. Текст моего обращения:

Я прошла вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2, COVID-19) двумя компонентами вакцины Гам-Ковид-Вак (Спутник-V) в мобильном пункте вакцинации, размещенном в ТРЦ «Океания» (г. Москва). Вакцинацию проводило ГБУЗ «ГП №209 ДМЗ». Первый компонент вакцины был введён 24.01.2021, а второй – 14.02.2021. После вакцинации я получила сертификат о вакцинации на бумажном носителе (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf").

На Едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru) предусмотрена возможность получения электронного сертификата о вакцинации. Однако в моём личном кабинете на портале Госуслуг сертификат мне недоступен по причине отсутствия информации о пройденной вакцинации.

Я обратилась в Департамент здравоохранения г. Москвы 07.03.2021 и получила ответ (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf") 07.04.2021, в котором было указано, что медицинской организацией сведения в ЕМИАС внесены корректно и в полном объеме, а отсутствие электронного сертификата о вакцинации связано с техническими особенностями работы единого портала Госуслуг. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2011 № 861, оператором ЕПГУ является Минцифры России.

В соответствие с этим я обратилась в Минцифры 13.04.2021 и получила ответ 15.04.2021 (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf"), где было указано, что информирование о пройденной вакцинации и наличии сведений об электронном сертификате вакцинированных против Коронавируса COVID-19 осуществляется на основании полученных данных из информационного ресурса учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – регистр), оператором которого является Минздрав РФ.

На основании всего изложенного прошу:

- при необходимости истребовать сведения о пройденной мною вакцинации у ГБУЗ «ГП №209 ДМЗ» и внести информацию в регистр;

- обеспечить мне возможность получения электронного сертификата о пройденной вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

Приложение содержало объединенный файл скана бумажного сертификата, ответ Департамента здравоохранения Москвы и ответ Минцифры.

Обращение было отправлено через сайт Минздрава РФ.

Суть ответа-отписки, полученному 17 мая 2021 сводилась к следующему: обращайтесь куда угодно – хоть в Спортлото – лишь бы не к нам. Наслаждайтес:

Казалось бы, круг замкнулся.

В отчаянии я направила свой драккар в электронную приёмную https://gp209.ru/clinic/to-the-chief-doc/ главврача поликлиники, проводившей вакцинацию в ТЦ «Океания». И это было шестой попыткой. Полагаю, у всех [по крайней мере, московских] поликлиник есть такая опция. Обращение было отправлено 19.05.2021. Текст:

Я прошла вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2, COVID-19) двумя компонентами вакцины Гам-Ковид-Вак (Спутник-V) в мобильном пункте вакцинации, размещенном в ТРЦ «Океания» (г. Москва). Вакцинацию проводило ГБУЗ «ГП №209 ДМЗ». Первый компонент вакцины был введён 24.01.2021, а второй – 14.02.2021. После вакцинации я получила сертификат о вакцинации на бумажном носителе (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf").

На Едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru) предусмотрена возможность получения электронного сертификата о вакцинации. Мне в полной мере известен алгоритм получения электронного сертификата, однако в моём личном кабинете на портале Госуслуг сертификат мне недоступен по причине отсутствия информации о пройденной вакцинации. Моя учетная запись на портале Госуслуг является подтверждённой и полноценной по объёму информации о моих документах.

Я обратилась в Департамент здравоохранения г. Москвы 07.03.2021 и получила ответ (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf") 07.04.2021, в котором было указано, что медицинской организацией сведения в ЕМИАС внесены корректно и в полном объеме, а отсутствие электронного сертификата о вакцинации связано с техническими особенностями работы единого портала Госуслуг. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2011 № 861, оператором ЕПГУ является Минцифры России.

В соответствие с этим я обратилась в Минцифры 13.04.2021 и получила ответ 15.04.2021 (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf"), где было указано, что информирование о пройденной вакцинации и наличии сведений об электронном сертификате вакцинированных против Коронавируса COVID-19 осуществляется на основании полученных данных из информационного ресурса учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – регистр), оператором которого является Минздрав РФ.

Далее я обратилась в Минздрав РФ 27.04.2021, вновь подробно изложив ситуацию, а также предоставив информацию об ответах Департамента здравоохранения Москвы и Минцифры, с просьбой при необходимости повторно истребовать сведения о моей вакцинации и обеспечить мне возможность получения электронного сертификата о пройденной вакцинации против новой коронавирусной инфекции. К сожалению 17.05.2021 я получила ответ Минздрава (см. приложение во вложенном файле "Приложение.pdf") в форме «отписки», из которого ясно, что Министерство не намерено заниматься решением данной проблемы, и рекомендует обращаться по вопросам функционирования ЕПГУ в Минцифры, а по вопросу корректности и объёма внесенных сведений о пройденной вакцинации – в медицинскую организацию либо орган госвласти субъекта РФ в сфере здравоохранения.

Так как в Минцифры и Департамент здравоохранения Москвы я уже обращалась, то теперь я обращаюсь в ГБУЗ «ГП №209 ДМЗ», являющееся медицинской организацией, в которой я прошла вакцинацию.

В заключение добавлю, что вместе со мной вакцинацию проходила моя дочь – ФИО ХХ.YY.2002 г.р., и у неё точно такая же ситуация с отсутствием электронного сертификата.

Прошу повторно отправить необходимые сведения о моей вакцинации против новой коронавирусной инфекции в ЕМИАС и приложить усилия для устранения данной системной проблемы в результате которой я оказалась в дискриминируемом положении.

В приложении был прикреплен объединенный файл скана бумажного сертификата, ответ Департамента здравоохранения Москвы, ответ Минцифры и ответа Минздрава.

Несмотря на то, что файл был сжат до должного объёма, он не загрузился при отправке. Вероятно, по причине плохого интернета у меня дома на тот момент. Так что 20 мая мне на почту пришло письмо от главврача о том, что отсутствует это приложение. Почту я просматриваю редко, и обнаружила его лишь 25 мая. Отправила приложение ответом на это письмо. Никакого ответа не последовало, однако 10 июня 2021 на портале Госуслуг пришло сообщение о том, что мне предоставлен доступ к дневнику самонаблюдения, что означало получение информации о моей вакцинации. Тут я уж думала, что появился и сертификат, однако надежда не оправдалась: если уж мне не везёт, так не везёт, как следует. Появилась информация только о первом компоненте введенной мне вакцины 24 января 2021. Решила подождать, полагая, что информация о втором компоненте подгрузится в течение нескольких дней. Но увы.

Зато я теперь точно знала, где скрывался чёрт. В поликлинике! Никакие министерства и ведомства не имеют прямого отношения к проблеме. Поликлиника банально не передаёт информацию в реестр, и из-за этого нет сертификата на ЕПГУ.

Так что оставалось лишь додавить информацию о втором компоненте вакцины.

Ради этого был сделан последний, седьмой шаг. Я отправила второе обращение главврачу поликлиники через ту же форму на сайте 14 июня 2021:

Я, Штайнер Ева Вячеславовна (папорт номер, полис ОМС номер) прошла вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2, COVID-19) двумя компонентами вакцины Гам-Ковид-Вак (Спутник-V) в мобильном пункте вакцинации, размещенном в ТРЦ «Океания» (г. Москва). Вакцинацию проводило ГБУЗ «ГП №209 ДМЗ». Первый компонент вакцины был введён 24.01.2021, а второй – 14.02.2021. После вакцинации я получила сертификат о вакцинации на бумажном носителе (см. приложение во вложенном файле "Сертификат.pdf").

Однако в настоящее время в личном кабинете на Едином портале госуслуг (ЕПГУ, www.gosuslugi.ru) отображена информация о введении только первого компонента вакцины. В результате отсутствия информации о введении второго компонента вакцины у меня нет возможности загрузить электронный сертификат о вакцинации.

Прошу провести надлежащие операции документооборота для обеспечения загрузки всех необходимых данных на ЕПГУ об обоих введенных мне компонентах вакцины.

В приложении был прикреплен только файл скана бумажного сертификата о вакцинации.

Отправила и стала ждать отведенные 30 дней на ответ. Торопиться было некуда, я уже собиралась в скором времени ревакцинироваться, в результате чего ожидала бы получить электронный сертификат уже по итогу ревакцинации. Однако 8 июля на портале Госуслуг появилась информация о втором компоненте и сам сертификат.

Результат:

На основании своего опыта и информации их открытых источников известно следующее:

- очень много людей не имеют возможности скачать электронный сертификат о вакцинации с портала Госуслуг;

- проблема распространенная, но не системная. Она является результатом халатности оператора поликлиники, передающего данные в реестр;

- обращаться в министерства и ведомства бесполезно и не имеет смысла, так как они не ответственны за отсутствие данных;

- нужно обращаться непосредственно в лечебное заведение, которое проводило вакцинацию (указано на бумажном сертификате или справке о вакцинации);

- если вы пришли проходить вакцинацию, можно попробовать попросить внести всю необходимую информацию в реестр, а не только в ЕМИАС. Возможно, это поможет избежать халатности.