November 28, 2022

ПРО NFT

На днях внезапно заинтересовался темой NFT-искусства, и точно также внезапно угасил свой интерес к подобным темам. Основой для моего текста стал еще и неоднозначный ролик на любимом науч-поп канале Droider.

Как бы я ни пытался поверить и вникнуть в суть, все равно не могу дать разумного объяснения NFT как явления, кроме как старого-доброго желания заработать бабла.

Особенно много вопросов у меня как у дизайнера, который хотел бы получать полу-пассивный доход со своих работ. В ролике рассказывают о четырех составляющих ценности того или иного объекта искусства: качество, репутация, количество, подлинность. Без этих составляющих цифровое искусство фактически обесценивается и приравнивается к статусу "в общем доступе". И NFT не решает ни одну из этих проблем, а иногда даже создает новые трудности.

Проблемы

Если мне как потребителю контента действительно нужна какая-то картинка, то что мне сейчас мешает заскринить любой NFT-арт и хранить у себя в телефоне? Если, как в примере ролика, я могу купить настоящие кроссовки с каким-то принтом NFT в магазине, то я же могу и не привязывать их по NFC к своему профилю и ходить себе спокойно. А вор, который захочет украсть мои кроссовки, ничего не будет должен автору виртуальной картинки, которую нанесли на обувь.

Другой "яркий пример" – лимитированные банковские карты с NFT-артами. Наверное, мало кто знает, что в Сбере при оформлении дебетовой карты я могу выбрать любую свою картинку в качестве принта на карте, и никакие "уникальные" коллабы для этого не нужны.

Еще пример, особенно важный для меня: когда художник или фотограф не хочет доверять в свободный доступ свои работы и исходники, он идет на фотостоки, где за вотермарками или в сжатом качестве можно увидеть превью твоей работы, а за оригинал надо платить реальными деньгами. Но опять же, получив оригинал, ничто не мешает переносить его на флешку, другим людям и т.д.

Существуют цифровые лицензии и авторские права, нарушая которые, можно засудить за незаконное использование, и такая схема кажется куда более справедливой и реальной.

Выкладывая в работу в NFT, ты также можешь не получить ничего, если ты не известен на весь мир, а те единицы, кому это надо, будут все равно скринить и сохранять твои работы себе. И это я уже не говорю про различные сервисы типа AI-улучшайзеров и векторизаторов, которые почти любой скриншот в низком качестве могут превратить в исходник в векторе.

Также с помощью NFT ты не можешь предложить что-то действительно стоящее и полезное, поэтому люди тупо начинают зарабатывать на игромании и манипулировать воздухом. Одна картинка с обезьяной ничего не стоит? Окей, наштампуем 10 тысяч таких обезьян, чтобы недалекие удивились большой цифре и принесли нам свои деньги. С точки зрения маркетинга – гениально. С точки зрения искусства – дичь.

Истории про метавселенные и виртуальный мерч мне непонятны также, как я не могу понять геймеров, спускающих деньги на покупки скинов в играх. Мне как человеку, у которого аллергия на компьютерные игры, это кажется воздухом ради воздуха. Кажется, что люди, у которых есть деньги и кто расходует их на свою реальную жизнь, таким не страдают. Для меня лично перед глазами открыт целый мир, на который я готов тратить свой заработок – путешествия, вещи, свое здоровье, досуг, жилье и т.д. Не могу представить ситуацию, чтобы я побежал тратить свою зарплату на виртуальные полеты в Дубаи, виртуальные солнечные очки и виртуальную еду. Хочется верить, что подобные темы остаются все еще неактуальными для большинства разумного населения планеты.

Какие можно подвести итоги:

1. Проблема качества не решается. Цифровой арт – это по прежнему пиксели и код, легко копируемый и воспроизводимый. Человек в реальной жизни никогда не повторит мазок киски Да Винчи, а собрать по пикселям png-шку - возможно.

2. Репутация – это фикция. Как и сами авторы ролика рассказывают, репутация в мире NFT может быть скамом, и даже представляя многомиллионные проекты по типу нашумевших обезьянок, владельцы бесследно сливаются с деньгами.

3. Проблема количества не решается. Скрины и копипаст – это скипетр и держава Интернета.

4. Подлинность не осязаема. Распечатай себе скриншот арта на футболке и заяви всем, что ты владелец NFT – никто и не заметит, что ты эту картинку не покупал. А те кто в теме, вряд ли смогут что-то с этим сделать.

Концепция NFT возможна в мире, где все компьютерные сети построены по принципу блокчейна. Где созданный скриншот чьей-то картинки NFT, автоматически распознается и блокируется, или выписывает тебе штраф за использование чужой собственности. Но что-то мне подсказывает, что мы далеки от подобной реальности.

Собственно, на этом мое увлечение NFT считаю закрытым.