Музыка
May 9

Синекдоха Монток, "ММХVII, Глава 2": смерть придёт за тобой

Продолжаем исследовать альбом-триптих от Синекдохи Монток. В этот раз обсудим вторую часть и вспомним о том, что смерть может поджидать на каждом шагу.

Читается за 3 минуты


Привет всем! Сегодня поговорим про вторую часть альбома Синекдохи Монток «MMXVII». Если вдруг пропустили статью про первую часть, то почитать её можно здесь.

Обложка релиза "ММХVII, Глава 2"

Первая песня второй главы — «Как не быть молоком». В самом начале трека Савва поёт без музыкального сопровождения. Это в каком-то смысле разрушение ожиданий. Слушатель скорее привык к тому, что сначала в песне играет музыка, а затем вступает артист. Мелодия начинается в середине первого куплета. Первой появляется немного тревожная тягучая скрипка, а ближе к аутро слышны «ломанные» барабаны и засемплированный звон детской карусели. Текст абстрактный, совершенно беспредметный. Синекдоха Монток скорее делает упор на ощущения, возникающие при прослушивании, а не на конкретный и чёткий смысл. И в этом он действительно хорош.

Следующий трек — «РКМ». Genius утверждает, что это аббревиатура. Расшифровывается она как «Русская Книга Мёртвых». Предположение интересное, давайте его разовьём. Если ресурс с текстами песен не ошибается, то название песни — отсылка на важнейший трактат тибетского буддизма, Бардо Тхёдол. Он также известен как «Тибетская книга мёртвых». Это произведение уже было упомянуто в посте про хорошие книги от админов «УЭС АНДЕР». На всякий случай напомню, что в Бардо Тхёдол и комментариях к ней дано описание всех этапов, через которые проходит сознание между смертью и следующим рождением. Освобождение от физической оболочки, постижение реальности, встреча сначала с гневными божествами, затем с мирными и, наконец, новое рождение в другом теле. Артист, очевидно, с «Тибетской книгой мёртвых» знаком и предлагает нам «русскую» интерпретацию этого трактата. И правда, тут нам и встреча с девой Марией:

Тебе понравится моя страна
Хотя, ты ей всем сердцем не нравишься
На дне дня явилась Мария
Со звуками праздника
Явилась, в чем мать родила
Словно буквою «А», буквою «Я»
Лишь девичьих чувств азбукой

И постижение реальности:

Понимай это со мной, понимай со мною
Я хочу видать глаза своих героев
А если героинь, то что-нибудь другое
Принимай это, я перепутаю слова
Все слова другие, помолитесь за меня
Чтобы стыдно было
Если есть места — усади меня за стол
Я узнаю лица и полностью стану тобою

Умирание, постижение реальности, встреча с божеством — всё есть. Только перерождения не хватает. Вместо него всеобщее духовное единение на том свете:

Родина в родинках
Парады, позоры
Матери ждут
В метелях узорах
Лебединого чуда окрестного
Царства небесного

Музыка снова тревожная. Клавиши плавно переходят в приглушенную гитару. На фоне слышен чуть-чуть переделанный звук удара щёточкой об тарелки барабанной установки и тихий сэмпл высокого человеческого воя.

«Яблочко (LUV)» — третья песня, центр альбома. В этот раз инструментал трека достаточно спокойный. Зато вокал и текст перманентно держат слушателя в напряжении. Голос Саввы высокий, медленный, растянутый и завывающий. Слова песни напоминают бред тяжелобольного или сумасшедшего человека:

Не расшатать обветшалых деревьев
Тонкие прутики не стерпят руки
Кто эти люди, проходящие стены
И что мы должны им?

Искренне рад после долгой болезни
Голова — чух-чух — не на месте
Ай, забирай мое хилое тело куда ты хотела
С искрами у глаз про меня думай страшно
Одетым в дурацкое на раненой кляче
В беспамятье красном…

Старое дерево желает удачи
Дерево знает — упаду ничком
Мне так легко умирать не сейчас
Что я милой полезу за яблочком

Что можно сказать уже сейчас? Вторая часть «MMXVII» гораздо мрачнее первой. Песни с прошлой пластинки ненавязчиво говорили нам следующее: смерть — природа жизни. Это дело, которое всем рано или поздно предстоит сделать. Просто морально приготовься и живи спокойно, ничего не боясь. Сейчас же нас держат в дискомфорте, немного пугают, вводят в состояние стресса. Намекают, что смерть повсюду, её не избежать. Она уже идёт за тобой, это и страшно.

Синекдоха Монток (Савва Розанов)

После трёх треков непрерывного эмоционального напряжения обязательно должна наступить разрядка. «Юный мученик» — как раз она. Тихая гитара словно из lo-fi песни, мягкий бас, напоминающий сердцебиение, аккуратный звон монеток, спокойный и глубокий вокал.

Текст тоже интересен. В нём маленький мальчик рассказывает нам о своих посмертных переживаниях:

Я вышел из дома и пропал
Семья воет, мальчик провал
Никто на лысине божьей
Не сыщет юного мученика
Но я видел волшебный город
Жизнь казалась простою и плоскою

Я легко забирался на горы
Через лес выходил к морю
Отец держит библию левой рукою
Братья и сестры поглощены горем

Я не явлюсь частью вашей юдоли
Я теперь самый могучий ребенок
Я видел волшебный город
Жизнь казалась простой и плоской воздух теплым потоком
Расплетал мои грязные космы

Только непонятно, вернулся мальчик к жизни или ушёл в мир мёртвых. А если ушёл, то навсегда ли? Однозначного ответа у нас нет и не будет. Остаётся только переслушивать эту песню, чтобы почувствовать, что же всё-таки произошло с юным мучеником. И каждый раз результат будет разным.

Но я слышу знакомый голос
Его словно приносит бриз
Не умирай мой мальчик очнись… Очнись
Я видел волшебный город
Жизнь застыла в медленном танце
Лодочка — маленький гробик
И все спешат со мной целоваться

Последний трек второй части — «Салют». Фит с Лизой Громовой из группы «ОЗЁРА». Любопытно, что гостье отдали всю вокальную партию целиком. Савва Розанов не поёт вообще. Что-то похожее сильно позже сделал Noize MC в песне «Вереница». Про неё мы тоже поговорим, но как-нибудь в другой раз.

Справедливости ради, пустить Лизу Громову пропеть весь трек — отличная идея. Вокалистка она очень хорошая.

«Салют» встречает нас интро с едва ощутимой отсылкой на синтвейв. Кажется, что мы летим высоко-высоко, но всё ещё слышим шумящее под нами море. Длится это ровно сорок пять секунд. После этого мы резко приземляемся где-то в дореволюционном Петербурге в сопровождении фортепианной партии:

Прошу, живи
Так, чтобы никто
Об этом не пел
Без болтовни
Мертвеца с мертвецом
О том, что это предел

Там вдалеке
Ведут конвой
Царской женской тюрьмы
Смотреть на салют
И левой ногой
Там оказался ты

В середине композиции фортепиано соединяется с «электронной» музыкой и снова уносит нас вверх, в бесконечный полёт чувств и мысли.

Альбом отпускает нас в состоянии смиренного спокойствия и лёгкой грусти. Страх отступил, но что придёт вслед за ним?

Послушать релиз можно тут: Spotify, Яндекс.Музыка, VK, Apple Music, YT

Автор: GeoNet