May 19, 2021

Манипулятивные приёмы со стороны руководителя.

Привет, я проработал полтора года в компании которую теперь наверное не смогу называть.
Я выгорел и устал от манипуляций в команде, сказал что ухожу. Мне дали 2 недели отпуска, и неделю я пообещал уделить чтобы ввести нового человека в тему. Потом начали говорить что мне надо отработать ещё одну неделю чтобы сделать мелкие фиксы. Я не согласился.
После того как я не согласился на отработку сказали что вычтут оплату премии за работу по 12-14 часов на выходных. Когда я начал “мягкой силой” просить мои деньги всё же выплатить, вспоминая их старые грехи они начали меня обвинять в том что я плохой и совсем ужасный, скинули деньги все досрочно, до онбординга человека, сказали чтобы катился подальше, пригрозили что мне это всё вернётся х3 говном и добавили в ЧС.
Они меня кикнули с хабр карьеры(пожаловались что я не работал в компании), в поддержке хабр карьеры сказали что если буду указывать это без пруфов меня забанят. Теперь я указал название сферы вместо названия компании. Работал я неофициально поэтому подтвердить свой статус никак не могу и полтора года рассказов какой я хороший работник коту под хвост.
Вопросы такие:
1) Что мне теперь говорить на собесах если спросят что это за такая компания “HR tech”?
2) Стоит ли рассказывать(если спросят) или как-то упоминать тот негатив с их стороны при уходе?
3) Что делать если они напишут моему текущему или будущим работодателям?(Я читал в их блоге они написали в новую компанию ушедшему челу что надо просить рекомендации со старого места работы, типа плохого работника наняли вы, лол).
4) У меня появилась проблема что часто теперь, спустя пару недель от событий, я хожу и думаю о том что может всё же это я на самом деле плохой и правильно они всё делали, надо было не отстаивать выплату, а смириться. Есть какой-то простой метод с этим всем разобраться и забыть?
Все друзья мне ещё в начале увольнения говорили что я прав, что они поступают "как школьники", и я был уверен в своей правоте, а теперь плохое забывается потихоньку и я начинаю жалеть.
А так хотелось хорошо разойтись....

Ох, ответ на этот вопрос получился слишком большой, такой длинный текст в телеграм не поместится. Так что придётся вам принять этот лонгрид.

Кроме публичного текста вопроса автор добавил очень подробный рассказ с деталями, которые я тут не буду публиковать, но буду использовать эту информацию для составления полноценного ответа.

The good

Начнём с хорошего.

Хорошего в твоей ситуации мало, но кое-что найти можно.

Во-первых, ты вырвался из этой ситуации с относительно малыми потерями. Да, потерял денег, убил кучу времени и нервов, но всё же в твоём возрасте и в начале карьеры — это не так уж и страшно. Потери можно наверстать.

Во-вторых, ты приобрёл своеобразный опыт. Ты на собственной шкуре прочувствовал что такое абьюзивные отношения, газлайтинг и манипуляции. Теперь ты знаешь как они выглядят, какие приёмы используются и как себя ощущает жертва. В будущем, надеюсь, ты сможешь распознавать их заранее, да и жертв понимать будешь лучше.

The bad

Теперь пройдёмся по негативным последствиям. А точнее, по штукам, которыми тебя пытается пугать предыдущий работодатель.

Их, как я понял, несколько:

  • Бан на Хабр.Карьере
  • Черный список и "возврат говна в размере х3"
  • Звонок будущему работодателю

Бан

Самый простой, конечно, первый пункт. Что такое Хабр.Карьера? Это, как я понимаю, какой-то относительно неудачный проект Хабра, который у них получился после покупки дохлой социальной сети Мой Круг. Очень мне "понравилось", что они сразу встали на сторону работодателя в конфликте. Ши-кар-но.

На всякий случай напомню, что все эти сайтики, линкдин, хх.ру, и твоё личное резюме — это не документы. Туда можно писать всё что хочется.

Бан от такого болотца, как Хабр.Карьера вреда тебе не нанесёт. Мало кто из работодателей использует только его, для поиска сотрудников.

Но если тебе всё же хочется держать там профиль и указать проект, над которым ты работал, то напиши, что ты был фрилансером и работал над таким-то сайтом. Саппорт хабра может идти нахер, ведь у тебя есть доказательства: переводы на твою карту, переписка с заказчиком с описанием заказа, копия кода на личном компе, документы с заданием.

То же самое можешь делать с резюме. Кстати, в публичном профиле можно не указывать проект, а в резюме уже расписать всё подробнее.

Чёрный список

Это самый трогательный пункт. Чёрный список чего? Ты теперь не сможешь работать на тех, кто тобой манипулировал, недоплачивал тебе, пытался кинуть на деньги и всячески давил на твою психику? Ну, я даже не знаю, наверное ты бы и сам не очень хотел бы идти к ним на работу.

Ты — специалист с очень востребованным опытом, с достаточно скромными зарплатными ожиданиями, пятью годами работы за плечами. Ты можешь на рынке делать всё что хочешь, можешь выбирать ту компанию, которая тебе нравится. Можешь позволить себе работать только "в белую" и только с приличными людьми. Более того, у тебя давно уже есть предложения на сильно бОльшую зарплату.

ЧС в данном случае — лишь манипулятивный приём, просто ещё один способ тебя запугать и пристыдить. Сработало, кстати!

Но через некоторое время ты отойдёшь от этой ситуации и поймёшь, что этот список им нужен, чтобы обезопасить себя. Ведь ты опасный человек для них, простой жалобой в трудовую инспекцию или выносом своей истории в публичное поле ты можешь создать им очень много проблем.

Звонок будущему работодателю

Если бы мне позвонил директор компании с такой информацией... Я бы порадовался за своего нового сотрудника :). Я бы обсудил ситуацию со своим подчинённым, чтобы понять его сторону, возможно какое-то время чуть внимательнее следил бы за ним, но на этом бы и ограничился.

Единственная адекватная причина пытаться проактивно предупредить окружающих о потенциально опасном сотруднике — это криминал. Но в данном случае звонить надо не будущему работодателю, а в полицию. Во всех остальных ситуациях это какой-то инфантилизм и мелочность. Да, это неприятно, да жалко сотрудника, но это ни на что особо не будет влиять.

Если что, референсы работают иначе. Кроме того, референсы можно и не давать. Или честно сказать "я уходил из той компании потому что меня пытались кинуть, я не думаю, что эта хорошая идея брать референсы у мошенников".

Если же такой звонок будет, то тут сработает честность и открытость. Расскажи спокойно о том, что тебе отказывались платить и угрожали. В конце-концов у тебя остались переписки. (Кстати, советую экспортировать историю чатов из Телеграма, чтобы у них не было возможности удалить чаты).

Бояться такого звонка не нужно, он примерно никак не может тебе навредить.

Кстати, я не очень понял логику. С одной стороны они запрещают тебе писать, что ты у них работал, а с другой стороны грозятся рассказать о том, что ты плохо на них работал. Так работал или нет? :)

The ugly

В этой части я хотел бы разобрать некоторые из типичных манипулятивных приёмов, с которыми тебе пришлось столкнуться. Эти приёмы часто встречаются в жизни. Не только на работе, но и в повседневном общении, в близких отношениях, в семье, в школе, среди друзей, да даже в ситуации автократ-народ.

Кстати, я не психолог, не профессионал. Так что "классификация" будет очень наивная. За подробностями и нормальным разбором советую обратиться к соответствующей литературе.

Распознавать попытки манипулировать очень полезно. Зачастую манипулятор, не такой уж и сильный человек. Он очень быстро отступает, если осознаёт, что его усилия не работают.

Чёрная зарплата

В прошлом году, много кто был вынужден сменить работу. Ковид хорошо так встряхнул рынок. В то время было непонятно, сколько это всё продлится и как ситуация будет разворачиваться. В таком уязвимом положении ты попал в их цепкие лапы.

Это не твоя вина, но это очень удобно для них. Ведь, тебе можно предложить и зарплату пониже, а так же можно нарушать твои права всеми возможными способами. Я, кстати, так же менял работу в то время и был вынужден устроиться на новое место, и вот ровно так же директор компании разными способами пытался продавить удобные и выгодные ему условия.

Неофициальное трудоустройство — всегда плохо для сотрудника. Отсутствие какой либо защищённости, страховок, пенсий, оплаты больничных, зависимое положение, простор для попыток кинуть с оплатой.

Дополнительным плюсом для директора был тот факт, что они тебя "спасли" из бедственного положения.

Абьюзеры очень любят людей в такой ситуации. И они, и сектанты, и просто мошенники.

Любые переговоры с зависимым человеком — это не переговоры, а навязывание своих условий.

Публичная похвала

Ты упоминал, что тебя неоднократно публично хвалили. Хотя, в обычной жизни похвала и публичное признание заслуг — хорошее и правильное дело, но менеджер-абьюзер может и их использовать для манипуляций сотрудником.

Во-первых, публичная похвала обезоруживает жертву. Ну, как ты пойдёшь жаловаться, если все видели, что тебя ценят и хвалят?

Во-вторых, такая похвала, может выбить из колеи. Намеренно перехвалив (хвалить за мелочи, хвалить одного человека за достижение команды) можно легко вызвать дискомфорт и обострение "синдрома самозванца".

И наконец, похвалой можно заставить человека делать то, что он не хочет:

Ты такой молодец, наш самый лучший фронтендер, только ты можешь нас спасти, мы знаем, что ты так хорош, что тебе не составит труда переписать весь сайт за выходные? Ты спасёшь всю команду! Конечно, если ты у тебя есть какие-то дела мы поймём, но без нового сайта мы обречены...

Обесценивание твоих проблем и успехов

С абьюзером тяжело договариваться, он редко воспринимает твои аргументы. Иногда он делает это попросту из-за отсутствия эмпатии, но часто это происходит намеренно.

Что? Неужели тебе так важны эти жалкие три денька отпуска после большого релиза? Что, за выходные уже и не отдохнуть? Я пашу на эту компанию, как раб на галерах, и не жалуюсь.

И вот ты уже чувствуешь себя глупо, потому что вынужден оправдываться и объяснять, что отпуск для тебя важен.

В такой ситуации полезно помнить, что все эти измерения симметричны.

У меня были родственники, которые обижались, что я не приезжаю к ним в гости. Там тоже часто приводился аргумент типа "ну, что тебе сложно до нас доехать? всего-то три часика на электричке?". На вежливое возражение о том, что от меня до них ехать столько же, сколько от них до меня... следовала обида, да :)

Так что, если деньги за переработку действительно такие жалкие, то почему бы их и не заплатить?

В эту же группу можно отнести приёмчики типа "таких как ты у нас очередь, возьмём кого угодно". Тут даже и обсуждать не хочется. Это во-первых, очень "слабый" ход, а во-вторых, взяли-то в итоге тебя :)

Мы делаем тебе одолжение

Абьюзер всегда расскажет тебе о том, какой ты убогий, жалкий и мелочный. Он обязательно напомнит тебе о том, как нанял тебя в кризис, как выдал тебе бонус, о том, как разрешил тебе уйти с работы пораньше, чтобы отвести ребёнка в поликлинику. Он, конечно, забудет о том, сколько денег ты ему принёс, и о том, сколько он сэкономил недоплачивая тебе.

Но главное, он обязательно расскажет тебе, что работать на него — большая честь. И он столько вложил в тебя, а ты — неблагодарная свинья, не оценил его одолжение.

В такой ситуации необходимо помнить: ты продаёшь свои услуги, ты приносишь деньги компании (иначе бы они тебя не наняли). Бизнес — это не про одолжение и не про эмоции.

Каждый месяц, который ты отработал за зарплату ниже рынка, ты натурально терял деньги. Если ты легко мог бы получать на 500 евро больше, то считай, что ты эти пятьсот евро регулярно дарил своему "боссу". Ну и кто кому делает одолжение? :)

Чувство вины

Манипулятор (блин, ну что за слово?) всегда пытается вызвать у окружающих чувство вины.

У такого человека ты всегда будешь виноват в том, что не выполнил задачу в неадекватный срок, в том, что бюджет раздут, в том, что баг на продакшене оказался, в том, что ему пришлось за тебя краснеть, в том, что ты не понял его, в том что... да тысяча причин найдётся, на самом деле.

Он всегда будет таким рыцарем, которого все подводят, который постоянно в беде. А окружающим должно быть стыдно и они должны понимать, что хорошо бы его спасти. А он, наверное, вас простит, ведь он такой великодушный.

Тебе даже не надо ничего делать, для того чтобы оказаться виноватым. Выдача зарплаты будет сопряжена огромными жертвами и неудобствами со стороны руководителя. Ему придётся идти в пургу, пытаясь найти банкомат, чтобы снять для тебя наличные, или ему придётся заплатить комиссию за перевод на твою карту. Твой заранее согласованный отпуск практически разрушит команду и проект.

Всё это полная чушь. Он обязан регулярно выплачивать тебе зарплату, он обязан отпускать тебя в отпуск. А все неудобства он сам себе прекрасно компенсировал, уходя от налогов.

Обида

Конечно же, манипулятор никогда не признает свою вину и свои ошибки. Он будет до последнего выкручиваться, врать, и даже, будучи припёртым к стенке он не извинится. Нет, он... правильно, он обидится. Переложив вину на тебя.

Обрати внимание, что, как только ты проявил настойчивость и пошёл на конфликт, так сразу директор отступил. Для него опасно развитие конфликта и выход в публичное пространство. Он сразу же обиделся, "выгнал" тебя и великодушно отдал тебе деньги. Деньги он выдал не потому что должен был, а потому что "ты такой плохой, ой да подавись". То есть опять же, он попытался наказать тебя, вызывая чувство вины.

А заодно сделал так, чтобы у тебя не было возможности рассказать приемнику о том, что его ждёт. Так было и с тобой, да? Никто же тебе не передавал дела.

Кстати, из-за этого же он запрещает указывать свою компанию в публичном резюме. Он боится, что у тебя могут спросить отзывы о компании.

Заключение

Я понимаю, что хотелось разойтись хорошо. Но это попросту невозможно в такой ситуации.

Ты всё правильно сделал. Особенно хочу отметить, что ты умудрился выбить деньги за переработку. Молодец!

По поводу этого прошлого не стоит сильно переживать. Рассказывать о работе на интервью можно как есть: и компанию называть, и о задачах подробно говорить. Отработал ты там достаточно, вопросов возникнуть не должно. В конце-концов, скажи, что у них начались проблемы с деньгами из-за ковида, и ты вынужден был уйти.

Однако, нет смысла говорить о проблемах на собеседовании. Хотя, я и не могу представить почему бы об этом кто-то стал спрашивать.

При этом рассказывать о такой ситуации потенциальным кандидатам можно и нужно. Мне вот однажды так помогли.

Поведение начальника — это ни разу не поведение "школьника". Скорее всего, он хорошо осознаёт что и зачем он делает.


К сожалению, я не могу посоветовать хорошего способа справиться с чувством вины и всеми этими переживаниями. Это очень индивидуально. Возможно тебе хватит осознания, что это чувство — результат манипуляций. Возможно всё забудется-успокоится со временем. А может быть потребуется более серьёзная помощь. Тут уже сам смотри и решай.


Посты на эти и другие темы публикую в канале: https://t.me/your_soft_skillzz

и твиттере https://twitter.com/soft_skillzz

Напоминаю, что мне можно задать вопрос или предложить свою тему для нового поста через форму обратной связи: https://goo.gl/forms/1G2206MfVzfoowHf2

Лайк, шер, ретвит, вот это всё.

МS.