January 27, 2022

Обзор приложения «Халк назорати»: как оставить заявку и что из этого выйдет

Что это

Ташкентский хокимият выпустил приложение «Народный контроль» еще в феврале прошлого года, но я узнал о нем недавно. Оно и к лучшему, за год должны были отработать все случаи и по идее теперь не должно быть проблем. Об этом и поговорим.

В Москве давно работает похожий сервис — «Наш город», а я предлагал аналогичное приложение еще в 2017 г. Тогда мой «Хокимстр» никто делать не захотел. Газета подробно расписала сервис «НК» в начале его становления.

Главный экран приложения с основными разделами и баннером, который висит вероятно уже год и никуда не ведет.

Приложение нужно, если вы сталкиваетесь в городе с какими-то бытовыми проблемами: не убран мусор, не работает светофор, не закрыт люк, размещена незаконная реклама, вырубка деревьев и даже курение водителем в общественном транспорте — тысячи их. Фиксируете проблему на камеру, добавляете адрес, описание и ждете ответа.

Возможно проект запустили, чтобы сократить число жалоб на Портал президента. Портал, по слухам, контролирует Генпрокуратура и получать по шапке чиновникам, видимо, надоело. Мне все равно через какой сервис обращаться, если проблему своевременно и качественно решат.

Как работает

Чтобы принять участие в Народном контроле, нужно установить приложение для Айфонов или Андроидов. Пройти регистрацию с указанием паспортных данных (требуется по закону). Видать, чтобы нести персональную ответственность и не хулиганить. В целом с этим у меня не возникло проблем.

Далее, вы гуляете по городу и смотрите, что плохо лежит. Выбираете категорию, добавляете описание и фото. На следующем экране нужно указать адрес с геолокацией.

Оформление заявки.

После составления заявки, ее проверяют и указывают срок выполнения. Проверка проходит очень быстро, но если сроки нарушаются, то что? Наверное, отражается в статистике эффективности, но вам никто кешбэк не вернет :-)

Фото можно добавить из галереи или сфотографировать. Старайтесь снимать так, чтобы в кадре однозначно была видна проблема, но по возможности, чтобы в кадр попали какие-то заметные объекты, потому что одна из частых проблем: сотрудники городских служб не могут найти нужное место.

Для фотографирования я использую приложение Timestamp Camera (Андроид или Айфон), которое сразу ставит на фото дату, время и место съемки. Помогает не всегда, но в случае разборок всегда можно ткнуть в фото пальцем.

Адрес можно указать самому или найти через suggest search. Моего дома там не оказалось, но я догадался почему и попробовал другой вариант. Оказалось, что у них в базе мой старый адрес или вроде того. Поиск улиц работает неочень, но если привыкнуть, то нормально.

По идее адрес можно и не указывать, но точку на карте отметить нужно (тогда адрес присосется сам). Но если указать хотя бы улицу, то на карте искать станет проще.

Описание проблемы пишите так, чтобы было понятно, что нужно сделать. Например, иногда вам может показаться, что очевидно, что нужно сделать, но лучше не экспериментировать. Вместо «мусор валяется» лучше написать «Требуется убрать мусор». Если проблема такая, что с вами могут начать спорить, то лучше сразу указать свои аргументы: почему то, что происходит ненормально и так быть не должно.

Перечень открытых проблем со статусом. Неудобно, что не видно фото — по нему ориентироваться в них было бы проще

Категорий много и не все они понятны. Названия как в каком-то ГОСТе, не по-людски. Например, мусор на улице относится к категории «Незаконное размещение строительных, бытовых или промышленных отходов». А строительный мусор, в том числе бетонные плиты, называется «Неубранная территория вокруг строительной площадки».

Если вас не устраивает результат, то вы можете нажать кнопку «Не согласен» и описать суть отказа. Почему-то графомания здесь не приветствуется и вы сможете отправить только такой мелкий "твит", что неудобно, потому что нужно же объяснить в чем проблема, чтобы не повторилось. После этого, модератор снова проверит заявку и при необходимости повторно назначит ответственного.

Экран с результатом (который я уже принял), где видно фото исполнителя

Решил, что набросаю с десяток проблем в течение недели и посмотрю что будет. Но на деле недели не хватило, потому что мусор убирали быстро (об этом ниже), но с другими вопросами было труднее.

Где эта улица?

Свечку не держал, но почти уверен, что сначала они сидят и пытаются понять где проблема, а потом уже едут. Но вот, если они в результате мозгового штурма это не поняли, то ждите звоночек. Правда, если сравнивать с работой Портала, здесь мне пока никто не просил приехать на место, чтобы ткнуть пальцем в проблему. При обращении в Портал такое часто бывало.

Почему так происходит? Когда заявка падает в Портал, даже если вы приложили туда фотографию или скриншот карты, где отмечена проблема — это еще ничего не означает и никак вам может не помочь. Потому, что часто ответственные лица получают заявку в текстовом виде или по факсу. А там уже никаких фотографий нет. То есть все ваши старания в Гугл картах останутся у сотрудников портала.

В случае с «Народным контролем» ситуация немного лучше, потому что некоторые сотрудники умеют читать карту и не звонят, чтобы уточнить место. Но другие вообще не хотят искать и требуют в звонке назвать точный адрес у какого дома эта проблема. А если вы были случайным прохожим и правильно отметили на карте, но вы не знаете номер дома, когда вам звонят, то выходит неудобная беседа.

Реальные случаи

Я оставил 16 заявок. Из них решены были четыре и две перенесены на другое время.

Мусор на улице

Эти заявки закрывали быстрее всего, в течение нескольких дней. Обычно все проходило гладко, но один раз мне позвонили.

Суть обращения Бахрома ко мне была такова: мы там каждые три дня убираем, зачем вы жалуетесь? То есть, он это рассматривал как личную обиду. Я увидел гору мусора, которую скорее всего местные жители и создали. Так как она не была убрана, то я составил заявку. Возможно, она образовалась там час назад и ее не успели убрать, но на ней же не написано, что это свежая куча?

Бахрому нужно было просто приехать туда в течение трех дней и проверить: если мусор есть, то убрать его, а если нет, то сфоткать и написать, что ничегошеньки там уже нет. Но вместо этого он стал выносить мне мозг, как бы обвиняя меня в том, что я несправедливо жалуюсь на его работу. Рекомендовал поехать на ТТЗ и Карасу, потому что вот где на самом деле много мусора на улицах.

Несчастная куча

В итоге он попросил не оставлять в будущем заявок через приложение, а звонить сразу ему и они приедут и уберут. Дичь. Я понял, что на Аккургане не буду больше фоткать мусор, пусть так дальше и лежит.

Пешеходная разметка ⭐️⭐️

Если на улице ниже 20°C, то ничего отправлять не надо, потому что делать не станут. У них там требования к нанесению разметки — тепло. Вашу заявку отложат до лучших времен и формально она будет числиться среди закрытых. Не знаю, что будет, когда наступит подходящее время.

Другая нерешенная проблема у меня возникла с переходом через арык, когда с тротуара надо попасть на зебру. Я попросил его переделать, потому что он просто провалился в арык и им нельзя пользоваться. Мне ответили на узбекском языке (хотя приложение и заявка у меня на русском) что-то вроде: это не к нам, пишите куда-то там. Я отказал в результативности и модератор снова отправил на исправление. Срок исполнения прошел и ничего не происходит.

Если вам приходит ответ на узбекском языке, то иногда даже трудно понять о чем речь, потому что там может быть написано с ошибками или сокращениями, так что никакой гугл вам не поможет. Мне сложно упрекать хокимият в этом, потому что мы где живем? Но жаль, что так выходит — влияет на результат.

Арыки ⭐️⭐️

Один раз я отправил заявку о том, что в арыке мусор и он забит. Его надо очистить, чтобы в нем вода текла (так и написал). Также нужно разобрать переход через арык, потому что там никто уже не ходит (переход перенесли), но из-за него забивается проток.

Но я совершил классическую ошибку при обращении в госорганы: указал сразу более одной проблемы в одной заявке. Никогда так не делайте. Им всегда надо за один раз сообщать одну проблему.

Мне прислали результат, где на фото было видно, что они убрали мусор из арыка, который плавал в нем. Но вода так и осталась стоять в арыке и переход никто не разобрал и арык не расчистил. К слову, он на половину глубины был забит илом и грязью, как я потом выяснил.

Когда мусор убрали, но сути проблемы не решили

Модератор отправил на переделку, но с тех пор ответа я не получал.

Бетонные плиты ⭐️

Моя любимая тема — основы для рекламных конструкций, которые никто не убирает после себя. Слава богу, пока никто не спорил о том, что их наличие на улице — нормально. Но так как это, видимо, какая-то неподъемная проблема, то пока из пяти заявок ни одну не решили, хотя все приняли на рассмотрение. Что означает, что мне никто ничего не гарантирует, но сразу отказа не дали.

Приложение Таймстемп-камера в действии

Вы тоже шлите им такие заявки, потому что это нельзя так оставлять. Рекламщики сначала устанавливают где и как им удобно свои щиты, а потом когда их снесут, плиту оставляют и она там стоит годами.

Ступени

Забавно, что развалившиеся ступеньки на тротуаре, об которые можно сломать ноги и свернуть шею относятся к категории «Требующие доработки пешеходные переходы». Я оставил заявку, но ответа пока не получил, поэтому здесь скорее информация о том какую категорию выбрать.

Неправильный выбор категории не критичен — ее изменит модератор на правильную. Однако, так у них будет меньше работы и вы будете их меньше бесить, поэтому обращайте внимание на то, как изменилась категория, чтобы в будущем делать правильно.

Люки ⭐️

Один раз попросил закрыть открытый люк. Вы не представляете как трудно это сделать. В приложении есть несколько категорий на одну и ту же тему: «Открытый люк водоканала», «Открытый люк метрополитена», «Открытый люк (колодец) дренажной системы» и так далее. Есть даже тема (в другом разделе) «Невосстановленный асфальт после ремонтных работ ГУП "Теплоэнерго"».

Вот зачем так писать? Сразу видно, что категории создавали чиновники для себя, а не для меня. Все проблемы с люками — это «Открытый люк». На нем что написано чей это люк? В моем случае у люка не было крышки и как по нему понять чей это люк?

Первый раз мне позвонили в час ночи (есть запись звонка) узнать, где именно находится этот люк (см. выше)? Я даже стал с ними разговаривать, потому что уже спал и сначала решил, что уже утро и я проспал. Там было два мужика, которые спрашивали меня про ориентиры и прочее. То есть это не один какой-то бухой решил мне позвонить, не понимая который час. Потом они звонили в половину восьмого утра. Точнее кто-то из них, потому что я спал и звонок не слышал. После 9 утра позвонили еще раз, но уже из другой организации, на которую оформили эту проблему.

Короче говоря, мне звонили примерно из трех контор и каждая говорила, что ее люка там нет и им непонятно, почему они должны его закрывать? Что мне вам сказать, дорогие мои? Я в этом виноват, что не определил чей там люк?

Никто из них не хотел приехать на место, чтобы выяснить чей же там люк. К слову, его легко найти — из него торчит ветка дерева. По последней версии там люк электросети, но не факт.

Прошло 10 дней, они пока не выяснили чей это люк, чтобы просто закрыть его и все.

Итоги

Прошел почти год и подано свыше 5000 заявок через сервис. Пара разделов в приложении еще не работает. Несогласие с решением можно оформить в 200 знаков. Вам могут позвонить и возмущаться («Ты блогер что ли?») тем, что вы оставляете "жалобу". За нарушение сроков исполнения нет никаких заметных штрафов. Мусор убирают быстро. Пользоваться картой некоторые не умеют.

Надеюсь, что мне хватит сил и воли, чтобы продолжать общаться с хокимиятом через их сервис и делать город лучше. По незакрытым заявкам буду рассказывать в телеграм-канале.

Чтобы принять участие в Народном контроле, вам нужно установить приложение для Айфонов или Андроидов.