November 9, 2022

Как мы на регату за кубком ходили

9-11 октября 2020 на Боденском озере прошла первая "регата выходного дня", организованная свежеиспеченным клубом русскоязычных яхтсменов Германии Equipage. В нашем междусобойчике приняли участие почти 50 человек в составе 11 экипажей из Германии и Швейцарии.

В пятницу 9 октября мы все приехали на место старта и потренировались. Дуло слабо, но выйти на воду и поднять паруса это нам не помешало. Мы гонялись на монотипных One Design яхтах Scholz 22 Racing венгерского производства. Это семиметровые дейсейлеры трейлерного типа с генакером, небольшой каютой, качающимся бушпритом и подвижным килем. По конструкции очень похожа на класс J70. Всем кто ступил в эту пятницу впервые на борт Шольца, она показалась весьма стремительной, и отзывчивой как в управлении румпелем, так и в распределении веса экипажа по яхте.

Почти весь первый гоночный день шел непрекращающийся дождь. Это повлияло на неопытные экипажи так, что один из них вовсе отказался от участия в соревнованиях и просто выходил за время регаты несколько раз на яхте в прогулочном режиме. Зато весь день дул стабильный свежий ветерок, который не закисал ни на минуту и при этом не требовал рифления парусов. Поэтому в течение субботы было проведено аж 6 гонок с перерывом на обед.

Погода во второй и заключительный гоночный день улучшилась, стало настолько тепло, что вместо спасжилетов в моду вошли купальные костюмы и крем от загара, а шкиперы яхт №7 и №15 были даже уличены в купании. С солнцем пришел, увы и штиль. Ветра были настолько слабы, что из двух стартовавших гонок, провести удалось лишь одну. Всего проведено 7 гонок с выбросом 2 худших результатов.

.

Судейский комитет регаты состоял из двух немцев на судейском катере и еще двух немцев на ампайр-рибе с прямым судейством на воде. Дистанцию выставляли радикально простую - одна петля без оттяжных знаков и, соответственно, без нижнего знака и ворот. Стартовая линия являлась одновременно и финишной линий, судейское судно со старта не уходило. Дистанцию всегда выставляли против ветра и если ветер существенно заходил, то верхний знак переносили. С генакерами на полных курсах стартов не было, слава богу. Стартовую линию три раза ставили с преимуществом старта у судейского судна и четыре раза с преимуществом старта у знака. Причем преимущество старта у знака было таким сильным, что стартовать правым галсом у знака в этих гонках было довольно сложно. В запечатленной на видео шестой гонке («одна гонка за одну минуту») я попытался стартовать правым галсом у знака, но мне тупо не хватило крутизны чтобы не навалить на стартовый буй и пришлось скрутиться в ветровой тени за Владом, идеально взявшим старт левым галсом.

Несмотря на слабые ветра дистанцию ни разу не укорачивали, но один раз отменили гонку. На мой вкус я бы вместо отмены просто укоротил предпоследнюю гонку и принял финиш у верхнего знака.

Посмотрите на графики. Восходящий тренд означает, что команда из гонки в гонку совершенстовалась, притиралась к друг другу и к яхте и показывала все лучшие и лучшие результаты. Так, например, экипажи Миши Климовски и Димы Данимана улучшили свои позиции в течение регаты.

Расскажу, чем мне запомнились несколько экипажей:

Десятое место: Марк Нахлис - единственный, кто заморочился и организовал командный лук в виде ярко-салатовых шапочек. Ребят было видно издалека и их легко было отличить на фоне других экипажей. Я нахожу такой цвет шапочек крайне удачным - он безбожно похож на типичные штормовые капюшоны профессиональных яхтенных курток и потому придает команде профессиональный облик.

Восьмое место: Саша Штерин - в конце первого гоночного дня я полагал, что он останется на девятом месте - так велик был его разрыв с другими участниками. Однако интенсивная работа рулевого в последней гонки привела его команду к восьмому месту. Экипаж у Саши состоял из его команды PALOMA на Старткапе 2020. Поэтому, как и в Старткапе, за их столиком в ресторане и на их яхте на воде царил кураж и веселое настроение, к которому невольно хочется тянуться.

Шестое место: Миша Климовски - опытный шкипер с неопытной командой и сыном на борту. Столкнулся с челленджем, что новичков парусному спорту надо еще успеть обучить. Только к концу первого гоночного дня ребята приработались и начали уверенно ставить генакер. Я был готов их увидеть и на пятом и на четвером месте, но судьба распорядилась иначе.

Четвертое место: Мой личный приз зрительских симпатий достается Сергею Киршенину, кто пошел в гонку всего с одним матросом. При этом Сергей и Максим откатали всю регату без генакера ... на четвертое место! Этим они доказали эффективность малочисленного экипажа. Отдельного упоминания стоит их триумф в последней (седьмой) штилевой гонке. Первыми обогнули верхний знак я, Влад и Саша Штерин. Сергей же обогнул знак где-то в середине пелетона. При почти полном штиле после огибания знака все начали ставить генакеры. Все кроме меня и Сергея. Через несколько минут и я поставил генакер, занервничав наблюдая за нависающей сзади группы генакеров. И меня действительно обогнали и Влад и Саша и особенно Сергей, идущий по-прежнему без генакера. Сергей долго лидировал и пересек финишный створ вторым - это его лучший приход. Поставив генакер я пошел против собственной стратегии не ставить генакер после знака (как и почему - тема для отдельного разговора) и это чуть не стоило мне первого места.

А теперь о соперниках:

Третье место: Юра Дорожкин - опытнейший моряк в крейсерских гонках и победитель Старткапа 2020. Впервые на яхте такого типа и потому долго привыкал к ее нюансам. К последней гонке разобрался что и как и, как и я, желает продолжения. С большим отрывом от конкурентов закрепился на третьем месте.

Второе место: Влад Коханов - опытнейший моряк родом из Одессы, уже ходил неоднократно на Шольцах и даже два года подряд побеждал немцев в похожих регатах на Боденском озере. С ним мы соревновались все время и только он не давал мне расслабляться до последней гонки. В последний штилевой день он так энергично стартовал, что у него отломалось крепление карабина гика-шкота к палубе. К счастью, техподдержка регаты оперативно устранила повреждение.

А мой экипаж... Мы брали старты, в среднем, неплохо, но можно было лучше. В большинстве гонок то Влад, то еще кто-нибудь брали старт лучше нас. Лишь дважды мне удавался красивый выстреливающий старт. Лавировку мы выигрывали на заходах и выходили первыми на верхний знак в 5 гонках из 7. Я грубо ошибся в третьей гонке с рулежкой на повороте фордевинд: генакер закрутился так, что мы не смогли его распутать и после финиша. Поэтому следующую четвертую гонку гонялись без генакера, где и показали свой худший результат. В парусном спорте для нивелирования фактора случайности в результатах всем участникам выбрасывают 1-2 худших прихода за регату. Нам в итоговой таблице в качестве худшего прихода из результатов вычеркнули первое место - такого в яхтенной практике у меня еще не было. Спасибо моему экипажу, что слушались меня и тянули веревочки нужного цвета в подходящее время!

Всем новичкам и конкурентам, не дававшим расслабиться, мой респект!

Ждём повторения.

https://www.facebook.com/digy.tall/posts/pfbid0wjM7i6apqFGv7o6B8mEJJFDdhp4ZAa5WCAe3ZdfwPGK1FWC7ayHSuwc98owN8dHHl