June 29, 2020

Как я попалась на манипуляцию заказчика

Примерно 3,5-4 года назад я пришла в проект X. Мою работу в нём можно было поделить тогда на два этапа: на первом у меня был маленький и довольно простой пул задач, который курировал помощник начальника, а на втором меня повысили и добавили пару новых обязанностей. Последнее подразумевало очень плотный контакт с самим клиентом, довольно интересным человеком, с которым просто нужно «найти общий язык и не бояться его требовательности». Штош. Я внимательно слушала его, старалась отлично выполнять работу, никаких конфликтов у нас не было, условия не нарушались, мне исправно платили, НО в какой-то момент я просто возненавидела этот проект, и уже под закат своей работы там начала думать: почему? что с ним/со мной не так?

Оказывается, было кое-что в нашем сотрудничестве, что я вообще не брала во внимание.

Сдаю работу — клиент не просит поправить, а говорит примерно следующее: «Окей, принимаю, но в следующий раз сделай это по-другому». Почему не подошёл мой вариант — не объяснялось.

Получаю ТЗ, готовлюсь к работе, а клиент мне пишет: «Юля, вот в этом пункте постарайся раскрыть тему исключительно с той стороны, а не с этой, так будет лучше. Хорошо? Пишу, чтобы тебя сориентировать». Опять же, вопрос "почему с той?", который я никому не задала.

Снова сдаю работу, и мне говорят: «Юль, на будущее, вот эти термины не используем, потому что какой-то-там-недокоуч-сказал-что-нельзя. А так, пойдёт».

И прочее в этом же духе. Вроде всё кажется довольно безобидным, правда?

Ну, требовательный и внимательный клиент, бывает. Тем более, что меня повысили, мне достойно платят, особо не выносят мозг правками, просто тактично направляют и как бы «прощают» сделанные косяки, давая советы на будущее.

В итоге.

Всё свелось к тому, что моя работа превратилась в сплошные потуги угодить заказчику. Да, сейчас скажу страшную вещь, которая может дискредитировать меня тогдашнюю, но я не выполняла свою работу, я пыталась тупо сделать хорошо клиенту. Он поставил себя авторитетом в моей же деятельности и я ответила ему покорством — за его лояльность ко мне, хотя результаты из-за этого страдали, и я это видела. Но зато я делала всё по правилам, и с меня, вроде как, взятки гладки, получается? Сразу подчеркну два факта: это были не какие-то правки по формату или мелким деталям, это было очень мягкое, воздушное и невесомое ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТАК, КАК Я ХОЧУ, а не так, как ты видишь. И мой начальник тогда был не специалистом в моей сфере, он был просто начальником с какими-то параноидальным стремлением давать советы под очень «нежным соусом».

Самое страшное, что в какой-то момент мне стало абсолютно пофигу, какие результаты приносит мой труд, главное — чтобы я выполнила всё по канонам начальника и его советам «на будущее». Причём вогнали меня в такое состояние так тонко и незаметно, что уже спустя несколько месяцев я легко открестилась от своего опыта, своего видения и профессионализма, а стала тупо секретарём-исполняшкой, хотя нанимали меня спецом.

Доверяли авторитету кого угодно, но не моему — а каких-то коучей, блогеров, мимокрокодилов, друзей клиента. Я же просто воплощала всё это в жизнь и где-то глубоко внутри давила в себе профессионала, оправдывая себя тем, что "ну начальник же хочет как лучше, а ещё с ним так приятно работать".

Но

  • Во-первых, это полное обесценивание навыков фрилансера, и заказчиком, и самим фрилансером.
  • Во-вторых, это жуткое гнетущее состояние, боязнь что-то упустить или запутаться в своде каких-то непонятных и необоснованных правил, которые тебе не близки. Это очень демотивирует.
  • В-третьих, взятие ответственности за результат НЕ СВОЕЙ по сути работы. Сейчас вспоминаю это всё и думаю, Юля, ну и дурочка же ты.
  • В-четвёртых, выгорание. Ты тратишь кучу времени на проверку соответствия с какой-то ерундой, а не делаешь своё дело. В какой-то момент тебе начинает казаться, что твоя работа — говно (а она и правда говно), и ты тратишь время впустую, но одновременно с этим ты ругаешь себя за невозможность найти общий язык с начальником и показать всё, на что способен.

Так кто такой, этот «не мой клиент»? Тот, с которым вся ваша работа превращается в сплошное «найти общий язык», «придрочиться». Тот, с которым у вас изначально полярные видения проекта, но он не афиширует это, он хочет как бы подбить вас под себя, подспустить ваш авторитет, опыт, ваши знания в сфере. Причём он может делать это на опережение, так мягко, без конфликтов и споров, что вы даже ничего не заметите, просто будете делать, а конце концов охренеете: «и чё это было вообще?». Вы можете не понимать, чем конкретно вас не устраивает проект, если дело делается, выяснений отношений нет, а деньги платятся вовремя, но всё равно испытывать лютое чувство неудовлетворения и усталости.

Так вот. Таких клиентов лучше распознавать сразу и стараться с ними не работать. Помните: вы специалист. Вы учились, практиковались, а теперь делаете работу за деньги. Брать ответственность вы можете только за свою деятельность, а не за работу по указке человека, не являющегося профи. Да, даже если он очень мягко и тактично вас разворачивает в другую сторону, даже если вы очень хотите ему понравиться и сотрудничать с ним. Это не ваш клиент!

p.s. я не снимаю с себя ответственности. Верным решением было изначально отказываться сотрудничать с таким заказчиком при первых же признаках его тоталитарности и неблизких мне взглядов на проект. Я этого не сделала и хапнула по самые уши, но с другой стороны — это мой опыт, и хорошо, что я могу поделиться им с вами :)