March 5

Что в плейлисте у Валюты Скуратова?

Валюта Скуратов — главное открытие российской хип-хоп сцены в 2023-м году. Самобытный музыкант появился на хитовом релизе LOV66 “GLORYLIGION”, а весной выпустил 5-й сольный альбом, заполучив пристальное внимание музыкальной индустрии. Валюта выкроил собственный экспериментальный жанр, смешав эклектичный звук, яркую образность и острые тексты.

иллюстрация: Иван Клековкин

Иван Дорн — «CO'N'DORN» и «Randorn»

На первом месте у меня дебютный альбом Ивана Дорна «CO'N'DORN». Появилась даже хорошая традиция: переслушивать его полностью один-два раза в год. Это гениальная, отличная работа, выверенная до идеала, причем довольно-таки революционная и звучащая свежо до сих пор. Человек говорит о самых обычных вещах понятным, простым языком и находит отклик: будь то ностальгия, воспоминания из детства, неразделенная любовь или сталкеринг. Дорн был и остается визионером, но именно первый альбом производит невероятные ощущения. Я пытался понять, почему — и пришел к выводу, что второй альбом уже более сложный и абстрактный: в нём говорится о глобальных вещах. Там есть трек «Случайная» — про фатализм: звучит идея о том, что всё изначально было предначертано человечеству. При этом, во втором альбоме еще есть мои самые любимые песни: «Мишка виновен» и «Номер 23». Во второй идет повествование от лица парня на конкурсе бальных танцев, где он поскальзывается, но все равно выходит победителем. Человек в этой песне не верил в себя, но судьба и везение помогли ему выиграть.

Кино — «Дерево»

Есть у меня друг, его зовут Егор Лилбой, он промышленный дизайнер. После его слов относительно последнего альбома ЛСП я задумался о том, что такое хороший текст. Он сказал, что самое трудное — это описать простыми словами тяжёлые вещи. И первое, что приходит на ум в качестве примера идеального текста, — песня группы Кино «Дерево». Там абсолютно не сложный текст, как в принципе, во многом у Цоя. Но именно эмоция и то, как он ее передает мне очень сильно нравится.

My autumn — «Inexpressible words»

Огромное слушательское удовольствие я получил от альбома нашей дэдкорной группы «Inexpressible words». Это плотный deadcore на западном уровне. Меня радует, что песни в рамках одного жанра сильно различаются, и все они очень атмосферные. Солист исполняет вокальные партии настолько качественно, что в какой-то момент кажется, что звучит не один, а два, три или четыре человека. Он меняет техники, и всё это так сладко, идеально сведено, что альбом переслушивается на одном дыхании.

Kanye West — «Yeezus»

Это самый душевный альбом в моей жизни. Он вышел, когда мне было 12, с тех пор я его и слушаю. Мне понадобилось 8 раз в разные годы жизни переслушать релиз, чтобы выкупить его. Недавно слили очередную версию «Yeezus», и среди исключенных треков оказался фит Bon Iver и моего любимого продюсера The-Dream. Крутая песня — эмбиентная, насущная, в каком-то смысле экзистенциальная. Ещё там есть «I’m not home» — в этом треке дикий нагнетающий бит с гитарными рифами, барабанными перебоями. Очень тревожная, но очень приятная песня. Мне кажется, «Yeezus» — слишком недооцененный альбом.

Daft Punk — «Discovery»

Я считаю, что Daft Punk — одна из лучших групп за историю планеты Земля. Альбом «Discovery» кинематографичный, приятный, революционный и значимый. Этот альбом интернационален: музыку и эмоцию, которую хотели передать, поймут люди на любом конце земли, будь то Япония, Россия, Великобритания, Испания, Корея. Все поймут, о чем эти песни, потому что текст не особо важен, как мне кажется, он здесь — инструмент. «Discovery» – очень концентрированный на хитах альбом, как «Thriller» Майкла Джексона, поэтому он лучший.

Про японскую музыку

Редко когда мне может понравится музыка на языке, отличном от русского, английского или японского. Хотя аниме я не смотрю, просто нравится японская музыка, она достойная. Мне нравится группа «Plastic Tree»: они работают в разных жанрах, у них приятные голоса и довольно абстрактная поэзия в текстах. В Японии еще популярна женская группа «Perfume» — это в какой-то мере японский дафт панк: роботизированные голоса и качественная электроника.

Топ русского рэпа

Nikitsunami — «Недоступен леймам». Самая бомбовая песня — мощная и заряжающая! У Ники интересная подача, и в целом он мне нравится, крутой чувак.

Недавно еще открыл для себя исполнителя из SoundCloud, его зовут Lustty, я про него даже пост написал — настолько он меня покорил. Его отличительные черты: подбор атмосферных битов и хорошие тексты. Есть такое выражение «устойчивый дух русской эмо школы» — это про него.

Выделю ещё группу «Marselle»: я вообще хотел её в топ альбомов поставить, потому что их первый релиз я переслушал за прошлый год раз шесть. Там чувствуется сильная связь между двумя людьми, отличные биты, правильные мысли. Этот альбом по-наивному хип-хоповый, такой, типа, «Йоу, широкие штаны, баскетбол, R’n’B». Правда, они буквально: «Да, мы любим рэп и ничего больше!». «Marselle», к сожалению, незаслуженно забыты.

Ещё старый Mezza мне очень нравится. У него есть альбом «Лидер новой школы» — это просто бомба, по-другому не описать. Супер свежая музыка для 2015-го года, которую я и сейчас могу слушать. Там крутой, актуальный на то время трэп и тексты, точно достойные упоминания.

Лучший альбом 2023

WormGanger — «Утро моего понедельника». Летом я прожужжал всем людям уши о том, что его необходимо послушать каждому. Экспериментальный рэп в чистом виде. Вспомнить альбом Lov66 «Gloryligion» и представить, что его плющит, ему плохо от того, что он напился — получается абстрактный, сырой, новаторский звук. В искусстве есть направление ар-брют, означающее направление работ, исполненных душевнобольными, детьми и примитивистами. «Утро моего понедельника» — это ар-брют от мира рэпа. Альбом вызывает реально дикие чувства, бурю эмоций, цунами импровизаций, как говорится. Советую всем, кто любит экспрессию и необузданность.

О своих особенных треках

Где-то раз в год я выпускаю очень личную музыку, в которой есть строки, способные найти отражение в чьих-то сердцах. Я не хочу выпячивать это, чтобы все думали «какой же он все-таки начитанный молодой человек, размышляет на социальные темы, а не читает о деньгах, суках и наркотиках». У меня мало таких песен, но мне кажется, они могут кому-то помочь.

Одна называется «М», она посвящена моей маме. Это диалог с матерью, который не может свершиться в реальной жизни. Я хотел бы дать ей какие-то ответы, оправдаться, но пока не могу. Мне кажется, многие люди сталкиваются с недопониманием в семье и не получают желаемой поддержки, поэтому решил поднять такую тему.

Ещё одна песня называется «В главных ролях»: я её написал, когда был в выгорании из-за работы, денег. Это был 22-й год. Она о невозможности реализации собственных амбиций, когда ты живешь скованным рутиной и не можешь из неё выбраться. И хотя у тебя есть желание, ты упорствуешь и что-то делаешь, в итоге всегда оказываешься перед выбором: сидеть с голой жопой, музыку лупить или ходить в офис, стабильно получать деньги, но уже отказавшись от мечты. Я думаю, с подобным сталкиваются все люди, горящие любимым делом: они хотят для себя другой жизни, но пока что не могут её обрести.

Наконец, трек с последнего альбома «Про наркотики». Это, наверное, единственная песня, за которую не стыдно. Она из всех трех самая лучшая, да и во всей дискографии одна из топовых, на мой взгляд. Текст о том, что наркотики перестают приносить удовольствие. О том, что даже не стоит начинать, потому что кайф не вечен, и о том, что это приводит к смерти. Я постарался вдолбить в слушателей правильные мысли, но особо не занудствовать. Вот такие три песни — хотелось бы, чтобы люди послушали, порефлексировали и даже нашли какие-то ответы для себя.

Алина Шафеева

Подписывайтесь на телеграм газеты «Зинзивер», чтобы ничего не пропустить!