sv
June 17, 2023

алексей шальнов: впервые на студвесне

by @sfour

привет, алексей! давай для начала о столице рсв, перми — как тебе город?

в перми мне очень понравилось
я даже не ожидал, что это развитый технологичный город, в котором есть буквально всё
больше остального мне понравилось наличие электросамокатов, на которых я катался почти каждый день
пермь — очень уютный город, приятная обстановка, много кафешек
много молодых людей, занимающихся спортом
как ни странно, я под большим впечатлением от перми — последний раз здесь был очень давно, и сейчас не пожалел что приехал, удалось не только поучаствовать в студвесне но и повидаться с родственниками
короче, пермь — класс
теперь жду не дождусь летнего кубка, когда мы приедем сюда с командой и выступим на ледовой арене перед пермяками


если сравнивать кивин и рсв — кто победит?

слушай, ну я, как кавээнщик, выберу кивин, конечно
для меня сочи — это воспоминания, огромный кусок моей жизни, тут без вариантов
да, на студвесне я побывал впервые, и честно был приятно впечатлён — когда получил приглашение, подумал, что здесь какой-то колхоз, люди с балалайками и гармонями, в русской народной одежде ходят — но оказалось иначе
это достаточно современное, модное, стильное мероприятие, со своим мерычем, со своими шоу-программами, со своей движухой
в общем, это действительно круто

на разборах с некоторыми командами я даже говорил, что когда ехал в пермь, ожидал увидеть двенадцать условных русланов и людмил в стихах, постановки там всякие, ну и прочее
а увидел современный взгляд на культурные произведения, прикольные технические решения в представлении своего региона, и так далее — короче, был приятно впечатлён


где выше концентрат творчества?

я всё-таки думаю, что на кивине
во-первых, в сочи приезжают куда больше коллективов, под 500, как минимум — мы получаем больше вариантов чтобы увидеть что-то радикально новое
а во-вторых, здесь, на рсв, основная задача, так или иначе, рассказать нам о своём регионе — и в этом преимущество кивина, где нет ограничений, и команды вольны делать что хотят


где лучшие тусовки?

объективно ответить не могу, потому что тусовался только на кивине — ну и выберу кивин, чего уж там
каждый вечер на фестивале, в дайнере — это вау
конечно, с годами я уже как-то более хладнокровно к ним подхожу, но тамошняя атмосфера всё равно ни с чем не сравнится


есть ли моменты, по которым кивин безоговорочно лучше? а рсв?

я думаю, есть, и объяснение очень простое
как бы сформулировать?
в сочи приезжают и студенты, и взрослые люди, и совсем молодые — получается очень яркий фестивальный коктейль
ну а на студвесне все примерно одного возраста, всё более ровно по интересам, все как будто хоть и молодцы но одинаковые
на кивине ты можешь встретить вообще разных людей! идёшь — встречаешь сорокапятилетнего дядю, потом чуть дальше — и стоит пятилетний пацан, и это только возле дайнера
да, я предвзят, но выбираю кивин — для меня это очень родные, близкие, и тёплые воспоминания

но и российская студвесна — это однозначно кайф и топ
я в тусовку, понятное дело, не погрузился, всё-таки ведь выступал в качестве эксперта, а не участника
но вообще, кажется, если бы я был участником, то с уверенностью сказал бы, что и здесь круто


в сочи я постоянно слышу «да как же надоела ваша студвесна», а каждый раз на рсв «терпеть не могу этот квн» — эти два процесса могут стать частями одного, глобального?

мне кажется нет, не могут
точнее, могут, наверное, просто зачем
кивин и рсв прекрасны тем, что они порознь — есть весна, номера на ней, они не подразумевают исключительно юмористический характер, и это замечательно
мне понравились некоторые выступления, в которых вообще не было юмора, разве что чуть-чуть, и это классно
студвесна заточена на таланты, на постановки, на драматургию, а квн — это чистый юмор, это немножечко совсем другое
и вместе две эти штуки, как по мне, существовать не могут

но вот будь я студентом, я бы гонял и на российскую студвесну, и на кивин, потому что это очень крутой богатый опыт
мне кажется, можно завести бесконечное количество друзей и знакомых на всю жизнь, богатейший опыт — и если есть такая возможность, не стоит от неё отказываться


настанет когда-нибудь день, когда две тусовки начнут относится друг к другу с уважением?

не знаю, кажется, это какой-то стереотип, который один человек запустил, а люди, не разобравшись, начали говорить друг о друге плохо
хочешь разобраться? съезди и туда и туда, и сделай выводы самостоятельно — будешь понимать как это работает именно сегодня
к слову, кивин пять лет назад и кивин сейчас — два разных фестиваля, поменялась и организация, и всё вокруг


твои общие впечатления от региональных программ?

я был приятно впечатлён
особенно приятно впечатлён я был в первый день, ведь, повторюсь, приезжал с мыслями, что здесь будут играть на балалайках, ходить в красных сапогах, петь частушки, и разговаривать в прозе — но оказалось, конечно, всё не так
не без этого, не без этого, но совсем чуть-чуть
я увидел современные программы с классным подходом, в современной обёртке — и общее впечатление очень сильное

понятное дело, что разрывы между регионами есть, и они значительные, но на общие ощущения это повлияло лишь отчасти — кто-то делает по шаблону по лекалу, кто-то хочет сделать что-то новое, невиданное, кто-то с деньгами, кто-то — без
странно, когда из первого региона приезжают пятнадцать человек с тысячью рублей на всех, а из второго — огромная делегация людей, декораций, и инструментов, из которых можно собрать программу самого высокого уровня


удалось ли посмотреть первую лигу, сильные регионы?

да, забегал пару раз
некоторые программы очень понравились — в первую очередь, татарстан и пермь
смотрел, кстати, на казань, и поймал себя на мысли, что тут номера три — очень прикольные, прям уровня домашки в квн
понятное дело что плотность юмора очень низкая, зато внимание захватывается именно экшеном и драматургией
да, там можно придираться к мыслям и moralité выступления, но как это было подано внешне — искупляет всё: стильно и прекрасно


твой фаворит во второй лиге?

мой личный фаворит — сборная якутии
ребята оказались ближе всех к регламенту, то есть взяли и количеством номеров, и разноплановостью, и драматургией, и цельностью
это был настоящий культурный код в современной обёртке

когда парень играл на варгане, параллельно с битбоксом, параллельно подключая драм-машину, случился полный отвал всего — потому что когда он только начал играть на варгане, я подумал, мол, понятно, типичные якуты, дальше выйдут в мехах, потопают ножками, и уйдут
но нет — держите техническую фишку с самого начала

а ещё был прикольный рассказчик, выполнявший функцию связующего звена между блоками, рассказывающий о культуре своего региона, доносящий месседж, которого, как оказалось, сейчас многие стремаются (культурное достояние народа? это же всё устарело!), а якуты, наоборот, им гордятся

вот такое нужно показывать, и о таком нужно рассказывать, причём — на современном языке
у них это получилось, каждый номер был сильнейший, они держали моё внимание все полчаса, от первой до последней минуты

на разборе с командами я часто говорил, что если у меня не появляется желание заглянуть в телефон во время выступления, значит вы всё делаете правильно — вы полностью захватываете моё внимание и я тону в вашем выступлении


кто ещё?

также меня зацепила чувашия
это был какой-то пластический театр из танцев, основной месседж которого заключался в том, что у каждого человека есть свои психологические проблемы, и главному герою предстоит от них избавиться

связующим звеном между проблемами и главным персонажем выступал психотерапевт — словами это сложно объяснить, ведь история рассказывалась языком тела, и я её воспринимал не мысленно, а скорее эмоционально

а ещё показательный момент был в том, что я чуть не прослезился
я никогда не думал, что могу прослезиться от танца, от тридцати минут танца
там вроде была одна песня, но лейтмотивом стала именно пластика — и в какой-то момент я покрылся мурашками, и подступила эмоция, близкая к слезам

вот
ну и москва — просто хорошие номера с хорошим обвязом
хорошее выступление, всё по делу, ничего лишнего


ты сидел в жюри рядом с динозаврами студвесны — прислушивались ли они к твоему мнению, или фельдман всё в одного решал? :)

действительно, в первый день, когда я только приехал, чувствовал себя немножко инородным телом
но впоследствии мы очень сильно сдружились с экспертами, стали одной большой командой, и одним целым механизмом

на разборах у нас был порядок выступлений перед коллективами, и я могу сказать, что в 95% случаев моё видение и мои комментарии совпадали с экспертными
что ж, значит я делал правильные выводы по отсмотренному материалу
к моему мнению, конечно, прислушивались, и вообще всё было на максимальном уважении

что ещё могу сказать?
они действительно опытные люди, которые повидали много вёсен, а для меня это была всего лишь первая — сравнивать, как понимаешь, особо не с чем, поэтому я иногда проваливался в эмоции из разряда «вау, это так круто», а они стопорили фразами из категории «это уже было, такое мы уже видели», то есть в разы строже оценивали, конечно
но в целом все выводы по номерам были схожи, и у всех даже сложилась плюс-минус одинаковая картина по призёрам — и по призовым местам, и по гран-при


сложилась ли у тебя в голове картинка идеальной концертной программы?

да, она действительно сложилась
могу точно сказать одно: самое главное в программе — это отвечать трендам сегодняшнего дня
я не про интернет тренды, а про современность
то есть, весна — это, в первую очередь, молодёжь, видение молодого поколения
те же якуты — замечательный пример того, как можно преподнести культурные ценности своего региона сквозь призму современных жанров, технических решений, прикольного подхода, и так далее

второй момент — контрапункты
для меня это ключевая вещь: когда ты смотришь на условные сорок народных танцев в одинаковых нарядах и под одно и то же музыкальное сопровождение, твой глаз ни за что не зацепится
а если коллектив использует контрапункты, пусть даже банально другие наряды возьмёт, он тут же выделится

последнее — это клиповость
сегодня у всех клиповое мышление
в таких условиях, очень сложно удержать внимание зрителя, и задачей становится не просто собрать программу, но и не затягивать блоки на десять и более минут, внимание тут же рассеивается, и ты достаёшь телефон
важно правильно всё расставлять по драматургии — если начал с драмы, потом пусть будет комедия
если начал с медленной песни, следом пусть будет весёлая, и так далее
темп нужно держать всегда


о чём рассказывает сферическая лучшая весна? какие темы лучше не трогать?

о чём угодно, главное — драматургия
программа должна придти к какой-то морали, к выводу, и чтобы номера были связаны, вытекали один из другого — а не просто склейка из сотни лучших выступлений своего региона с мыслью «любите маму папу» в конце
это если кратко — сюда можно много чего добавить, но это первое, что пришло в голову

самое главное, самое
всем режиссёрам, которые делают региональные программы, важно учитывать вкусы ребят – участников команды
я видел, как молодые пацаны и девчонки сорок минут разговаривали в прозе, а после выступления они выходят, и я вижу, что они от этого вообще не кайфуют, у них нет огня в глазах
совершенно просаженные, подавленные, грустные
эээ, да там же вон — ребята отрывались под драм-машину, связывали номера через нейросеть, делали то, что круто, что цепляет — а они ртом разговаривали весь концерт, и это, безусловно, их расстраивает

необходимо учитывать мнение коллектива, с которым вы работаете, поинтересоваться, мол, а вам вообще это нравится, вы получаете удовольствие от процесса? и в итоге придти к общему знаменателю
потому что когда артисты получают удовольствие от того, что делают на сцене, программа смотрится намного выигрышнее
поверьте мне