Интервью
March 15, 2022

«Я потерял 90% заработков». Пермский блогер — об отключении монетизации на YouTube и личных перспективах

Пермский видеоблогер Константин Пестриков, известный также как Smileman, прославился своими мультфильмами из конструктора LEGO. 10 марта YouTube приостановил функции монетизации для российских пользователей. Блогеры перестали получать доход от этих функций в России. Мы выяснили у Константина, смогут ли отечественные социальные сети заменить YouTube. 

Фото из архива Константина Пестрикова

— Я начинал развиваться как блогер в начале 2010-х. У меня несколько YouTube-каналов (Lego Константин Smileman, Lego Brick Samodelki, Костя ТВ, This is Костя), с двух шла монетизация. Тогда конкуренция и курс рубля были ниже. Мои доходы доходили до 120 тыс. руб. в месяц. После 2014 года рубль обвалился и ежемесячные доходы упали до 50-70 тыс. руб. А с 2018 года я стал зарабатывать 30-40 тыс. руб.

Рекламу размещали российские компании. Обвал российского рекламного рынка сказался и на доходах российских блогеров YouTube. Плюс пару лет назад вступили новые правила по отношению к детскому контенту. И монетизация стала рассчитываться по-другому. А у меня как раз канал с детским контентом. 

Под функциями монетизации подразумеваются встроенная реклама, подписки Premium и Music Premium. Компания Google, которая владеет сервисом YouTube, размещала рекламу от российских рекламодателей на каналах пользователей. 

Неделю назад Google отключила монетизацию для российских пользователей. Я получил письмо, что это ограничение временно. Но на данный момент даже регистрация в партнерской программе для новичков, которые достигли определенного уровня по просмотрам и подписчикам, невозможна. Их заявки не принимают. Сколько это продлится, неизвестно. 

Остальные варианты, где я зарабатывал, тоже канули в лету. Они были связаны с фрилансом, иностранными площадками и компаниями. Я потерял 90% заработка. Сейчас развиваю несколько пабликов «ВКонтакте», в том числе «Афиша Пермь. Куда сходить БЕСПЛАТНО!» и паблик Лего Самоделки. Я работал с партнерскими программами, которые размещают рекламу на моих пабликах. После 24 февраля этого года 80% этих компаний ушли из России, потому что были зарубежными. 

Около полутора лет назад я стал развивать канал «Lego и снова Лего» на Яндекс.Дзен. Но он не может приблизиться к тем возможностям, которые давал YouTube. Эти суммы просто несопоставимы. Если заниматься текстовым блоггингом на Яндекс.Дзен, можно зарабатывать 15-20 тыс. руб. А если развивать видеоконтент, то две-четыре тысячи рублей. 

Яндекс.Дзен — это площадка для аудитории от 35-40 лет и дальше. Молодежи там практически нет, а у меня детский контент. И его сложно монетизировать. У меня также был аккаунт в TikTok. В феврале он начал приносить прибыль, но в феврале туда запретили загружать видео. 

«ВКонтакте» — очень неудобная площадка для монетизации. Это практически цензура: для монетизации можно загружать позитивные ролики. Что касается обычных роликов, сейчас идут переговоры, чтобы можно было размещать внутри них рекламу. Это сделано для блогеров, которые потеряли заработок в YouTube. Но у «ВКонтакте» другие алгоритмы просмотров и более надоедливая реклама, которая воспроизводится в самом начале видео. Поэтому пользователи ролики смотрят неохотно. 

Есть вероятность, что в России YouTube могут запретить. На этом фоне все вспомнили про RuTube. Его постоянно воскрешают и модернизируют, но толку от этого никакого. В нем есть монетизация, но блогеры туда не идут. В прошлом году мне предлагали заключить с RuTube договор. Прочитав договор, я понял, что если его подпишу, то попаду в рабство к дьяволу. 

В контракте предлагали фиксированную сумму и каждый месяц выкладывать определенное количество роликов. Еще был пункт, который предусматривал по требованию заказчика встроить любую рекламу — условно, например, о поправках в Конституцию. Если ты этого не сделаешь, платишь неустойку. Поэтому я сказал: «Извините, но нет». 

Сейчас у меня два варианта: искать другую работу или развивать каналы на тех площадках, которые не закрыли — «ВКонтакте» и Яндекс.Дзен. Поскольку я человек творческий, мне бы хотелось найти работу в сфере культуры. Если нет, пойду на завод. Есть надежда, что пользователи будут использовать VPN и будут смотреть видео как бы из других стран, тогда YouTube и блогеры выживут. 

Я общаюсь с другими блогерами, у многих ситуация гораздо хуже. YouTube для них был основной площадкой работы и заработка. Как они сейчас будут выживать, не знаю. А у них ипотеки и семьи. 


Подписывайтесь на Telegram-канал пермского интернет-журнала «Звезда». К нему есть полный доступ. Страницы «Звезды» в Twitter и «ВКонтакте» доступны через VPN.