May 30, 2018

Консультация «Что подумают другие?»

Дневник психотерапевта

Парень 25 лет чувствует себя скованно и неуверенно, когда на него смотрят другие и когда нужно заговорить с незнакомыми людьми.

- Я становлюсь скованным среди людей. Я понимаю, что люди заняты и до меня им нет никакого дела. Но, когда еду в общественном транспорте, мне кажется, что все смотрят в мою сторону.

- Как рождается эта мысль, это ощущение, что на вас смотрят?

- Я 18 лет заикался, и думаю, что неуютное чувство, внутренняя паника идет из прошлого.

- А паника из-за того, что кто-то вас осудит, посмеется, оценит не так, как хотелось?

- Думаю, да. Если брать из прошлого — я боялся говорить с неизвестными людьми.

- Почему важна оценка других?

- Если так подумать, то, наверное, не важна.

- Но все же что-то есть. Вот вам страшно обратиться к дереву?

- Нет. Дерево даже никак не ответит.

- А вот обращаться к людям страшно. В чем разница?

- Наверное в том, что люди как-то подумают.

- И вам, наверное, важно залезть в чужую голову, чтобы контролировать мысли?

- Да. Когда не получается сказать, так как хотел, в голове возникают мысли, что другой человек заметил мою ошибку.

- На чем вы больше сосредоточены: на своих мыслях о другом человеке, на том, что он подумает или на том, как правильно и качественно учиться говорить?

- На мыслях о другом человеке.

- А о чем важно думать, чтобы выработать навык точно доносить свои мысли?

- О своей речи, о внутреннем спокойствии. Но больше концентрируюсь на том, что думает другой.

- Для чего контролировать мысли других людей?

- Незачем, так как мы их не узнаем.

- Да, это невозможно. Получается, просто нравится представлять страшные картинки?

- Мне говорили, что я визуал. В какие-то моменты я глубоко погружаюсь в свои мысли.

- Как думаете, получится быть именно в своих мыслях, а не стараться залезть в чужие?

- Наверное, да. Так даже интереснее будет.

- А перед общением с незнакомым человеком, будет сложно вспомнить о главной задаче — не лезть в чужую голову, а отвечать только за себя и за свои мысли?

- Наверное, нет.

- Давайте проведем эксперимент. Первая задача — быть в своих мыслях. Вторая задача — думать о том, что я думаю об этих ножницах (показываю ножницы). Важно точно ощутить разграничение вашей способности быть в своих мыслях и быть в мыслях чужих. И интересны ли вообще мысли о том, как я думаю об этих ножницах?

- Ну как-то не очень. Не самые увлекательные мысли (смеется).

- А если подумаете о том, какое занятие вам завтра принесет удовольствие? Что увлекательнее — мои мысли о ножницах или свои?

- Конечно свои!

- А теперь представим, в автобусе кто-то думает о своем красном кульке, кто-то о домашних проблемах, о камне, об который сегодня споткнулись. Интересно лезть в чужие головы?

- Не очень. В своих мыслях намного интереснее. Если отвечать только за свои мысли, то будет спокойнее. А когда кто-то смотрит на меня, мне нужно говорить себе: «Его мысли — не моя территория». И переключаться на более интересные мысли.


Страх возникает тогда, когда мы представляем страшные картинки. Если представим, как нас разоблачают в чем-то, нам сразу же будет становиться не по себе. Если представим, как нами восхищаются, почувствуем себя уверенней. Но правда в том, что мы не знаем, что думают другие.

В консультации мы пришли к идее, что в своих мыслях быть интереснее, чем в чужих. Идея о своей зоне ответственности помогает не лезть на чужую территорию, в которой разобраться невозможно.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике