May 12, 2018

Консультация «Нет смысла жизни»

Дневник психотерапевта

Девушка не видит смысла жизни, поэтому не хочет жить. Ей страшно покончить с собой, и она убивает себя медленно с помощью алкоголя и никотина. Так же у нее плохой сон, и чтобы не лезли дурные мысли в голову, обязательно выпивает на ночь.

- Раньше было ощущения смысла жизни?

- Может были дни или моменты, когда прямо хорошо было. Но это состояние к вечеру исчезает, и я пытаюсь запить и закурить это. Какой-то период я думала, что смысл жизни в том, чтобы быть полезной другим людям. Но сейчас этого не чувствую.

- Было хорошо, когда чувствовали?

- Да, было хорошо. Люди, которые меня окружают говорят, что я изменила их жизнь, и это здорово. Раньше я аж плакала от этого и думала, какой я счастливый человек. Я отдавала и чувствовала, что появляется еще больше. А сейчас мне кажется, что я бесполезная.

- На самом ли деле ничего особенного или вы как-то обесцениваете это?

- Да, я мозгом это обесцениваю. Душой я понимаю, что это здорово, что я помогаю. У меня либо все очень хорошо, божественно прямо, либо очень плохо, тогда хочу переехать в другой город, поменять лицо. И вот меня кидает из крайности в крайность, от чего я очень устаю.

- Наш взгляд на мир – это наша интерпретация. Например, воробей несет еду своим детям. Можно называть это любовью и заботой, а можно «эволюционной программой». Чувствуете разницу?

- Да, чувствую. У меня в голове живет маленький скептический логик, который говорит: «это просто эволюционная программа». И вот он чаще всего берет верх.

- Как думаете, много ли смысла в мире, в котором вместо любви есть только «эволюционная программа»?

- Нет)

- Мы можем смотреть на закат солнца и воспринимать его, как чудо природы, но так же можно воспринимать, как поглощение спектра. Все зависит от нашей интерпретации. Вот почему вы сознательно выбираете видеть одну сторону, а вторую сторону не видеть?

- Ну, я обесцениваю зачем-то все. Я когда работала, рационально видела результат, понимала сколько денег заработала себе и людям. Но потом думаю, что я ничего такого не сделала и все нужно разрушить. Я мысленно себя оттуда увольняла, думая, что не такая уж и полезная. Меня уволили в конце концов.

- Было ощущение бессмысленности, когда вы видели результат своей работы?

- Нет, пока не начала обесценивать.

- Это проблема не смысла, а проблема мышления, которое направлено на внутреннюю диверсию. У вас есть предположения, почему вы в какой-то момент начинаете так думать?

- Кажется, знаю. Я с детства думала, что просто так любить не могут, и чтобы меня любили нужно это заслужить. Потом встретила мужчину, который любит меня просто так. Я даже провоцировала его, чтобы проверить, точно ли он меня любит.

- Получается, что вы проверяете людей обесценивая то, что сделали, чтобы быть уверенной, точно ли они вас любят?

- Да-да. Я даже цель такую ставлю. Все, что я делала раньше – разрушаю сама и остаюсь ни с чем.

- Скажите, а для чего перепроверять людей на предмет любви?

- Потому что не могут же они меня просто любить! Они же за что-то меня любят. Но мне не хочется на самом деле в это верить.

- Любовь дается за что-то или просто так?

- Ну мозг мой говорит, что за что-то, а душа говорит, что просто так.

- Когда вы совершаете плохое действие, вы остаетесь тем человеком, которого любят, или уже становитесь другим человеком?

- Остаюсь тем же.

- С 14 лет вы как-то поменялись?

- И да, и нет.

- Так и есть, вы одновременно изменились и остались такой же. Вот когда проверяете, чтобы убедиться любят или нет, вы остаетесь такой же, и становитесь другой. Давайте представим, когда мы делаем плохие поступки, к кому начинают плохо относиться?

- К измененной мне.

- Да. А не отождествляете ли вы себя ту, которая создает и ту, которая разрушает в нечто одно?

- Отождествляю.

- Какую себя вы проверяете людей на предмет любви, «хорошую» или «плохую»?

- «Плохую» себя.

- Как думаете, изменилось ли отношения к вам «хорошей» после проверки? Нужно ли проверять ту, которой вы были до плохих действий?

- «Хорошую» нет. Получается, что не нужно.

- Для чего тогда меняться в плохую сторону?

- Я думала, что я «плохая» – это я «хорошая». Выходит, что и та же, но другая.

- Вот сейчас хочется кого-то проверить на любовь?

- Сейчас – нет). «Хорошая» я не нуждается в проверке, ее и так любят, а «плохой» становиться нет смысла, ведь ее не любят заслуженно за плохие действия.

- В отношениях есть как безусловная, так и условная любовь. Ваша внешность, которая нравится вашему мужчине – это какое-то условие. И уже от вас зависит ухаживать за собой или наоборот порезать лицо себе и сказать: «А вот такую будешь меня любить?». Важно научиться принимать безусловную любовь, при этом не забывать об условной: ухаживать за собой, быть хорошим сотрудником на работе и заканчивать со всеми проверками.


В консультации было два этапа. На первом этапе мы нашли причину, по которой клиентка не видит смысл жизни, а именно из-за черно-белого мышления и обесценивания своих действий. Жить в мире, в котором все в какой-то момент обесценивается – не хочется, поэтому в такие моменты не чувствуется смысл жизни.

В консультации стало понятно, что для баланса негативному мышлению требуется позитивное мышление. Если не впадать в крайности, то оба подхода по-своему полезны: «негативное мышление» придает отношению к происходящему реалистичности, а «позитивное» мотивирует и удерживает на плаву, когда особых оснований в реальности для этого вроде и нет. Искусственное урезание одной из стратегий отношения к жизни обедняет наши возможности и не дает видеть мир целостно.

Во втором этапе нам нужно было понять, почему клиентка занимается обесцениванием. Мы пришли к концепции безусловной любви, которую проверять не нужно. Так же пришли к мысли, что проверяя, мы меняемся, как личность. И если клиентку перестают любить, то перестают любить измененную, но по-прежнему хорошо относятся к той, которая была раньше, до «проверки». С таким пониманием ситуации потребность в проверках и обесценивании исчезает.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике