July 8, 2019

Интервью с концепт-художником Валерием Орловым

Профессиональный CG художник и арт-директор, Валерий Орлов, рассказал нам о том, с чего начинал свой путь в рисовании, о своей первой CG работе и о том, как освоил технологию VR.

Валерий, привет! Расскажи немного о себе. В каком возрасте ты раскрыл в себе творческие способности? Что повлияло на твое решение развиваться и двигаться? С чего начинался твой путь в концепт-арте?

Привет! И большое спасибо за приглашение. В индустрии я уже больше 12 лет.

Со слов моей мамы это случилось довольно рано. Стоило просто оставить нас с братом дома одних, и творчество полезло само собой! Кажется, мы уничтожили целую стену. Тогда были в моде фотообои. Короче, пейзажи, портреты и прочее. Я рисовал от души до куда доставали мои маленькие пальцы. А старший брат помогал, подставляя под ноги стульчик. Так что это была настоящая командная работа. Спасибо семье за возможность!)

Но я вполне мог стать профессиональным военным или спортсменом. Это были чуть ли не основные жизненные направления для меня. Но в какой-то момент я просто сказал, что хочу делать мультфильмы. Родители и брат поддержали странные на то время желания. Потом был художественный лицей, в который с трудом поступил, но закончил с отличием. Институт, из которого ушёл ради работы. И другой, который закончил уже после. Кстати говоря, мультипликацией не пахло ни в одном из этих заведений.

И, наконец — первая CG работа. Там уже делал концепты для игр. Часто от руки, потом сканировал и красил на компьютере. Но первые концепт-арты я начал рисовать ещё в институте. Вернее на работе. Я устроился на ювелирную фабрику на пол дня и рисовал в нескольких ракурсах концепты ювелирных изделий. Там впервые увидел графический планшет и работу 3D-моделлеров. А также супер-маленький и нереально дорогущий 3D принтер. Так что к моменту первой работы в CG, я уже был немного в теме. Но это мне только казалось… )

Какими проектами занимаешься сейчас?

Пока не всё могу говорить. Но скажем так — в реалистическом сеттинге. Как только будет можно — буду постить на Artstation 🙂 . Короче говоря, всё тайное однажды становится явным. Надо просто подождать. В остальное время делаю свои проекты, когда появляется свободная минутка.

Как бы ты охарактеризовал стиль своих работ? Какие тематики и жанры тебя привлекают и над какими проектами нравится работать больше всего?

Стиль? Я бы назвал его — «дотошный реализм») Хотя в коммерческих проектах я легко встраиваюсь в любой. В целом за плечами более 25 выпущенных проектов под разные платформы, в разных стилях и жанрах. Так что свой стиль — это часто очень условное понятие. Иногда ты разрабатываешь его сам. Иногда подстраиваешься под необходимый — всё это часть работы.

Вообще, в последнее время художников набирают на конкретные проекты с нужным проекту стилем. Это ускоряет процесс вхождения и сокращает риски. Но если говорить о жанрах, то мои любимые: исторические, военные и sci-fi. Ну, и конечно роботы! Их я люблю в любом жанре и стиле.

А вот если говорить о предпочтениях в проектах, то тут всё предельно чётко. За годы работы в индустрии, как мне кажется, я наконец понял, что мне нравится в проектах больше всего. Это высокая сложность проекта с личными новыми «вызовами», разнообразие задач, которые нужно делать и высокий профессионализм команды. Эти составляющие наполняют работу нужным смыслом.

Что сейчас ставишь на первый план в работе, чему уделяешь особое внимание?

Скиллам! Если сказать точнее, личным способностям. Уделяю саморазвитию особое внимание. Стараюсь быть востребованным. Не останавливаться на текущих умениях. Заморозить, «засейвить» время или момент невозможно. Ты всегда катишься вниз или идёшь вверх. Что тут добавить-то?

В целом конечно хорошо, когда текущий проект даёт вам всё, что нужно. Но даже в таких «тепличных» условиях нужно пробовать новые подходы в работе, технологии. Пытаться усовершенствовать текущий подход. Но без вредительства конечно. Как правило, новички редко попадают сразу на тот проект, о котором мечтают. В таком случае нужно больше заниматься саморазвитием вне рабочее время. Это лучшее вложение в себя, в своё будущее. Ну и главное: проект мечты рано или поздно, но предложат. Важно оказаться к нему готовым и соответствовать нужному уровню.

Что делаешь для саморазвития и сколько времени уделяешь этому?

Ой! Считаю, что предыдущий ответ стал чуть ли не идеальным «мостиком» к ответу на этот вопрос. Стараюсь сделать для саморазвития всё, что могу. Как я уже говорил ранее — саморазвитие это наша самая большая инвестиция в себя, как профессионала. Это ведь не только сама работа, это ещё самоорганизация и планирование, как модно сейчас говорить. Поэтому выделяю всё время, которое есть на это. В часах не могу сказать. Да это и не важно. Важно то, что вы делаете. И то, что вы получаете после.

Каждый раз удивляюсь, когда новый проект как раз про то, что ты научился делать в «ночные смены». Так что оно точно того стоит. Кстати, видели с какой скоростью заполняется работами Artstation? Сомневаюсь, что всё это делается днём в рабочее время. Так что конкуренты не дремлют! Ну это так — просто немножко мотивации подкинул!

Расскажи что тебя вдохновляет. Как отслеживаешь тенденции?

Банальность наверное, но это люди. Меня очень вдохновляют настоящие новаторы и трудяги. А также крутые, интересные идеи и нестандартные решения. Я радуюсь, когда что-то получается у других художников, потому что мы все из одного теста. Никогда не жалею лайков. Но при этом злюсь на себя, что сам еще так не умею, например. Это сильно мотивирует и вдохновляет на собственные идеи. Когда я занимался футболом, мой тренер всегда говорил смотреть как можно больше футбола в исполнении профессионалов. А когда учился живописи, рисунку и композиции — другой мой учитель всегда говорил мне как можно больше смотреть на работы великих мастеров. Согласитесь — схожие требования!

Некоторые утверждают, что такой подход не позволяет развиваться собственным идеям. Но это не так. Наоборот, это заводит наши внутренние механизмы. Позволяет быть «в теме». Знать мировой уровень и свой на фоне него. Постоянно развиваться, быть актуальным, нужным. «Сидеть в банке» уже не получится. А с тенденциями всё просто. Тенденции в том, что ценятся именно идеи! На них и нужно концентрироваться.

Опиши свои самые большие факапы и самые впечатляющие достижения?

Ошибки это наши будущие достижения. Мы все падали с велосипеда, когда были маленькие. У всех были не самые хорошие отметки в школе. Поэтому на всё нужно смотреть в динамике. Самой большой ошибкой было пропускание уроков английского в школе и институте. Вернее на уроках я был. Но мало, что вынес из них для себя. Мало уделял времени иностранному языку вне стен учебных заведений. Правда, всё высвободившееся время было полностью затрачено на работу с кисточками и красками. Так что вроде как оправдано было. Но в любом случае, когда припекло, пришлось быстро нагонять пробелы в «инглише». Достижения…? Я надеюсь, что ещё не достиг самых впечатляющих. Об успехах забываю сразу и иду дальше.

Как давно начал работать в VR? Почему отдал предпочтение этой технологии?

С конца прошлого 2018 года. Но позже на 2 недели, чем хотелось бы ))) Пришлось подождать, пока приедет всё оборудование. Я скажу честно, я не отдавал предпочтения VR. Он просто поглотил меня целиком! А причин несколько. Для начала — мне было просто интересно пощупать, что это за зверь такой новый. Второе — я долго искал софт, который не будет меня сдерживать, а наоборот будет позволять мне делать всё, что хочу. Третье — VR это совершенно новый опыт. Не помню, что и когда меня так удивляло в последнее время.

Расскажи о своих увлечениях, как проводишь свободное от работы время?

Я точно не знаю, что можно назвать «свободным временем». Стыдно признаться, но в классическом понимании — свободного времени у меня нет. Но когда есть возможность, мы просто семьёй проводим время вместе. Так что, наверное, тут тоже есть куда расти. Как и многие, всё обещаю себе возобновить серьезные тренировки по плаванию.

Какие можешь дать советы начинающим?

Не стесняться быть начинающими. Пройдёт время, и вы потеряете шарм новичка, вы станете профессионалом. А сейчас вас никто не осудит, а помочь — всегда с удовольствием согласятся. Поверьте, отвечать на вопросы новичков не только полезно, но и приятно. Так что если у вас есть вопросы, просто пишите их тому, кому считаете нужным. Я и сам так делаю!

Расскажи вкратце что будет на творческой встрече “VR Concept Art. Полное погружение”

Давайте без «спойлеров»:) Часть инфы есть в анонсе. Но чтобы как-то дополнительно подогреть интерес, можно сказать следующее… Это будет моё честное мнение как пользователя VR о том, чем он может быть полезен концепт-художнику, дизайнеру, моделлеру. Никакой воды. Только сухие факты, основанные на личном опыте. Обсудим всякие инструменты, подходы. Поделаем творческую работу в режиме Live. Ещё я сталкивался со всякими сложностями, когда только начинал осваивать VR — вот мы всё это тоже обсудим.
Приходите и присоединяйтесь онлайн. Всем, кому нужно и просто интересно — буду безумно рад. Ещё раз, огромное спасибо!

Спасибо за интервью, было очень интересно общаться.

Познакомиться и пообщаться поближе с Валерием Орловым можно будет на открытом ивенте “VR Concept Art. Полное погружение”, который пройдёт 9 июля. Регистрация тут.