May 16

Как добиться успешного успеха

Обратилась ко мне вчера одна тетушка с жалобой на свою несчастную жизнь: мол, мерзкие криптомошенники из Интернета выманили у нее зарплату за пять месяцев. Обещали золотые горы, а когда получили деньги – тихо исчезли вместе с аккаунтом, с которого велась переписка.

- Чего же вы от меня хотите? – спрашиваю я сочувственно.

- Хочу, – отвечает она, – чтобы на вашем канале вышла статья с разоблачением этой поганой конторы. Я заплачу.

Но я готов сделать статью бесплатно. Она будет очень короткой, примерно такой:

Никогда никому ни при каких обстоятельствах не давайте деньги в Интернете, если не хотите их просто подарить.

Однако жертва обмана настаивала, что хочет наказать именно тех злодеев, что ее обобрали. Переслала мне сообщение из телеграм-канала, в котором была единственная ссылка на бот для связи с конторой ФИНПРОФ. Однако бот по ссылке уже не работал. Компаний разных форм собственности с таким именем – десятки в РФ, Казахстане, Украине, Молдове. Жулики просто использовали распространенное название. Завтра они используют другое, послезавтра – третье. Так что найти их невозможно, да и смысла нет.

Финансовое мошенничество широко распространилось на постсоветском пространстве в 90-е годы. Я хорошо помню те времена, когда на задрипанной общаге в промзоне ловкие «предприниматели» вешали вывеску «банк «ШАНС» 500% годовых» и собирали вклады у доверчивого обывателя, жаждущего приобщиться к радостям капитализма. На собранные деньги «банкиры» заказывали рекламу на областном ТВ и в газете, где я тогда работал. Собирали денег еще больше, после чего исчезали, оставив на память о себе лишь вывеску.

Нам в редакцию тогда звонили и даже приходили возмущенные граждане: мол, как так – мы вам верим, выписываем вашу газету 15 лет, а вы нас обманули, будем жаловаться! Задолбанная секретарша в приемной главного редактора лишь тыкала им пальцем в выходные данные газеты, где жирными буквами было выведено «Ответственность за достоверность рекламных материалов несет рекламодатель».

Потом наступило золотое время финансовых пирамид. Те, кому за 40, хорошо помнят звонкие имена той поры – МММ, «Хопер-Инвест», «Олби», «Властелина» и т.п. Тут уже кидалово было поставлено на широкую ногу – с рекламой по Первому каналу, «аналитическими» статьями о перспективах инвестирования в ценные бумаги в «Аргументах и фактах». Рекламными лицами аферистов становились звезды эстрады. Потом пирамиды одна за другой с оглушительным треском лопались. Кого-то там даже сажали. Но денег, разумеется, и след простыл.

После такой прививки даже закоренелые совки должны уяснить, что Поля Чудес, на котором растут денежные деревья, не существует. Но, оказывается, поколение, выросшее в условиях рыночной экономики и дикого капитализма, не сильно поумнело. А некоторые индивиды так и вообще деградировали даже по сравнению с гомо советикус.

30 лет назад обман хотя бы антуражно обставлялся качественно – офис в центре города, юрлицо с официальной регистрацией, вышколенный персонал, хорошо одетые менеджеры, в кабинетах которых висели дипломы и красиво отпечатанные лицензии. Буратинам предлагали подписать витиевато составленные договора, заверенные синей печатью, выдавали взамен денег именные акции и сертификаты с водяными знаками, даже страховали вклады. Короче, выглядело все в высшей степени пафосно. На такую масштабную замануху тогда велись десятки миллионов лохов. Не осуждаю. Даже могу объяснить это массовое помешательство с точки зрения эффекта психического заражения.

Но мне, если честно, трудно понять, что творится в голове у людей, которые пересылают безналом свои честно заработанные тугрики хер пойми кому, даже не видя сладкоголосого эксперта криптобизнеса, что обещает 500% годовых в валюте. Даже не посетив офис, не увидев лицензию ЦБ, не ознакомившись с договором. Если человек умеет пользоваться интернетом (на рекламу-то он именно там клюнул), то в чем проблема просто загуглить название конторы и убедиться, что она не имеет своего сайта? Уже одно это означает, что вы с вероятностью 100% имеете дело с мошенниками. На самом деле все еще проще – если кто-то хочет вас озолотить на трейдинге, арбитраже криптовалют, инвестициях в битки и прочем – это стопудово разводняк.

Да, трейдинг и криптобизнес существуют, но они существует ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ. Те общаются на специализированных площадках, гоняют туда-сюда миллионы, играют на повышение и понижение. Я даже знаком с несколькими гешефтмахерами. Эти ребята никогда не будут иметь дело с людьми, которых не знают лично и которым не доверяют. Если вы не из числа финансовых экспертов, просто не лезьте в сферу, в которой не в зуб ногой – и ваши денежки останутся при вас. Занимайтесь только тем делом, в котором хорошо разбираетесь. Вот вам универсальный секрет успешного успеха.

И да, не спрашивайте меня насчет рекламы в этом уютном канальчике. В душе не чаю, реальный благотворительный фонд просит деньги на спасение собачек, или это жулики. Я сам сочувствую бездомным песикам и кискам. Но денег никому не жертвую, просто приютил двух котиков и бездомную псину.

То же самое касается бедных украинских сироток. Хотите помочь жертвам войны – вы легко обнаружите их рядом с собой или найдете волонтеров, которые реально занимаются помощью нуждающимся. Если я лично знаю Владимира Акименкова, который осуществляет поддержку политзаключенных (а знаю, потому что он моей семье помогал, пока я по путинским гулагам кочевал), то я в его сборах участвую и поддерживаю информационно от своего имени.

Что до рекламы – тут действует железное правило: «ответственность за достоверность рекламных материалов несет рекламодатель». Я бы рад вообще не публиковать рекламы, но жрать-то я что буду? И котэ с собакеном тоже хавчик требуют.