Phaenomena
April 6, 2022

клиентское

- Завтра на наше время поставили рабочий созвон, вряд ли смогу вырваться с работы и прийти к вам, а на следующей неделе уже уезжаю, давайте перенесём в онлайн?
Перенесли. Хорошо хоть за аренду кабинета меня пока не заставляют платить, а то было бы куда более хлопотно.
- Всё совсем выходит из под контроля! Если вы не передумаете из-за моего косяка, я свяжусь с вами повторно, - говорит мне тот же самый человек, не придя на онлайн сессию.
Проходят недели, никто весточки не посылает.

- Добрый день! Давайте созвонимся, хочу с вами познакомиться и поработать, - пишет мне уже другой человек. Созваниваемся, всё ок, казалось бы, затем людь исчезает после первой сессии молча.

- Прошу прощения, что не складывается уже второй раз подряд, у меня многое происходит сейчас, и, возможно, мне помощь психолога не так уж и нужна, - объясняет мне третий потенциальный клиент, - Не хочу, чтобы вы злились на меня и обижались, так что давайте я вам заплачу.

Если первые случаи я воспринимала нейтрально-сдержано, со словами "ну всякое бывает", то последний вызвал во мне глубокое уважение. Где-то в голове у меня пронеслось: "You are a man of culture, as well". Потом этот человек ничего не прислал, а я лишь пожала плечами. Он хотя бы пытался.

Ситуации, когда человек не приходит на встречу просто так или молча, куда типичнее, чем хотелось бы.

Честно, мне не обидно, когда человек пропускает занятия. Я не злюсь, у меня нет какого-то нереального всплеска эмоций, даже если мне никто ничего не сказал. В конце концов, я сделала что могла - пришла, приготовилась, была готова человека принять, установила такие границы, чтобы всем было удобно и безопасно взаимодействовать. У меня, конечно, есть вопросы, но я оставляю их при себе.
Когда меня предупреждают заранее - вопросов ноль, по крайней мере до поры, когда меня прижмут к стенке и заставят платить за аренду за кабинет. Мне всегда есть, чем себя занять, поэтому если высвобождаются свободные окна, я могу почитать в тишине. Поучиться. Помедитировать, сидя в кресле, если я в Центре. В моём кабинете мансардное окно, в которое любят заглядывать птицы - вороны, голуби и, изредка, синицы, и риск залипнуть на него нереально высокий. Засмотреться, как облака плывут...

Мой опыт показывает, что если человек не приходит два раза подряд (ознакомительная встреча + 1), то он не становится моим постоянным клиентом. По крайней мере, на данный момент все те люди, что пропускали первые сессии, не задерживались у меня. Так что теперь моменты, когда человек не приходит или опаздывает, становятся для меня звоночками. Хотелось бы сказать, что тревожными, однако это не так. Это лишь вестники того, что человек ещё сам не определился, нужно ли ему это всё и готов ли он к погружению. Как мы помним, в терапию силком никто не тащит, и если внутри не загорелась красная лампочка "мне нужна поддержка и помощь", то зачем себя насиловать?

Есть несколько причин, почему люди не доходят до меня, и часть из них, к слову, валяется с моей стороны. Я беру за сеансы объективно дёшево даже для so-so начинающего, и бессознательно у многих срабатывает момент в духе "если это так дёшево, то ничего страшного не будет, если я не приду". Эта формулировка может принимать разные формы, но первопричина подобного эффекта одна - чем дороже предмет, тем выше шанс, что человек будет воспринимать его как уникальный, ценный актив не только с точки зрения материального, но и с точки зрения эмоций.
Мы часто считаем, что чем дороже, тем качественнее - в этом есть часть правды, однако это не всегда так. Приведу такой пример: фермерское молоко сегодня часто стоит дешевле, чем долгоиграющее в пакетах. Первое хранится меньше, однако в целом оно более полезное для среднестатистического человека, чем пакетированное, в которое могут напихать кучу всего (мы не берём особенные моменты - не говорим про ореховое и безлактозное молоко, которое чаще всего стоит дороже в обоих случаях).

Недавно от меня впервые ушёл клиент после 5 проведённых сессий. И у меня внутри было солнечно, когда человек принял такое решение, потому что он выбрал себя, а также уважительно отнёсся к своему и моему времени. Но я забегаю немного вперёд.

Будет более правильным сказать, мы разошлись, потому что, по факту, людь принял подобное решение после моего предупреждения. В этическом кодексе ОППЛ, кстати, есть момент про то, что любой психолог, следующий ему, обязан прекращать терапию, когда она неэффективна или вредит клиенту, и это был как раз этот случай.

Ситуация была такой: мы занимались, постепенно шло погружение, мелкие сдвиги в сторону светлого будущего начались практически сразу. Клиент пришёл в терапию с запросом "хочу уже найти работу, но никак не получается". И вот в какой-то момент проснулись защиты человека. Он начал отстраняться от меня, ставить под вопрос мои техники и всё в таком духе. Объяснила ему, что защищаться от терапевта - это норма, потому что доверие вырабатывается не сразу. Более того, по началу я лишь незнакомый ему специалист, так что нет ничего удивительного в том, что хочется уйти и закрыться. Мы же против шерсти чешем, по сути. Колтуны пытаемся вычесать и достать, а в этом мало приятного. Отважившись начать психотерапию, мы хотим что-то изменить в своей жизни, в себе, но именно этому и противимся. Зигмунд Фрейд первым описал сопротивление – «противодействие тому, чтобы сделать бессознательное сознательным».

Одно дело, когда мы защищаемся бессознательно - инстинктивно, по привычке. Причин для этого немало, например.. Мы переносим на психолога образы и эмоции по отношению к другим людям (перенос), и в какой-то момент можем увидеть в нём кого-то из "своих" в рамках кабинета. Это тоже может отталкивать. Мы узнаём в психологе врага и хочется бежать от него со всех ног.
Другое дело, когда мы боремся с терапевтом сознательно. Когда у нас есть желание доказать ему, что он не прав, поставить его на место, посмеяться над ним и самоутвердиться за его счёт. Как вы догадываетесь, это мешает терапии, и моя задача - уведомить человека об этом.
Через анализ сопротивления, мы можем попытаться приоткрыть то, что скрывает бессознательное. И работать с этим, чтобы действительно помочь человеку. А вернее будет сказать – чтобы он, лучше узнав себя, был в силах помогать себе самому.
Мы должны были созвониться и обсудить как раз этот момент, потому что даже при условии сознательной борьбы всегда можно остановиться, разобрать и поехать дальше. Если клиент того желает, естественно. Человек принял другое решение, то, которое считал верным для себя на сегодняшний день.

Опоздания, желание убежать, попытки задавить психолога вопросами, несоблюдение его границ и раздражение от него, как и многие другие вылезающие на поверхность острые моменты - признаки того, что включилась защита. Всё новое вызывает тревогу, и человек не всегда в силах пойти в неизведанные глубины и не всегда того по-настоящему хочет. То есть, человек не всегда логически и эмоционально понимает, зачем ему всё это надо.

В целом немало людей, кто не понимает смысл существования психологов как класса, о чём тут может быть речь.

У каждого своя дорога в терапию. Пусть это только робкие шаги в сторону попыток что-то изменить, улучшить свою жизнь. Не останутся со мной - пойдут к другим людям, кто сможет им помочь.
Все люди, что ушли, уже, как минимум, пытались, так что им есть, чем гордиться. Поэтому я, радуясь за них, провожаю их в долгий путь к себе.

Это марафон, где паровозик когда-нибудь сможет покорить гору. Моя задача - дать топливо в дорогу и позволить лететь на всех парах в любом из желаемых направлений.
Чтобы человек мог пересечь любые горизонты.
Сам.
У меня нет задачи приковать клиента к себе цепями на 20 000 лет, как раз наоборот. Моя цель - поддержать и помочь освободиться от личного и добавленного сверху балласта всеми возможными способами. Так почему я должна испытывать грусть, злость и обиду, когда человек двинулся вперёд?..