Chronicles of an architect
April 22, 2022

Не ной. Думай

На то, чтобы осознать и принять свои ценности как часть внутренней культуры, у меня ушло примерно 10 лет. И это не 10 лет спокойной жизни, размеренного позитивного существования, где у всех вопросов есть ответы, задачи любой сложности решаются по щелчку, а солнце всегда тепло светит.

Пришлось проходить через трудности, получать разный опыт, учиться, одним словом - жить - чтобы хоть какие-нибудь ценности могли сформироваться. Выкристаллизовываться.

Есть два способа не получить столь ценный багаж — не жить и не думать.

Я всегда считала, что есть основные ценности, а есть ситуативные, дополняющие первую группу.

Для меня главенствующими стали три:

  • свобода во всех её проявлениях (мысленная, физическая, финансовая),
  • креативность — попытки жить как обычный человек — пройденный этап,
  • новый опыт и знания, то, что даёт не только разнообразие жизненных вкусов, но и усиливает линзы, через которые я смотрю на этот мир.

Вы спрашивали меня, как мне жить по моим ценностям в этом мире? В этой реальности?

Я русская.

Даже несмотря на то, что я нахожусь на родине, я ограничена во многом. В проявлении и самопрезентации, в том, что я могу безнаказанно высказывать, в перемещениях, в финансовых операциях. Я любила заказывать книжки на английском языке из Европы, канцелярку - из Британии, фигурки - из Японии. И где оно теперь?

Я говорю на трёх языках, а знаю в сумме больше пяти, колесила по большей части мира. После всего, что сделали со мной, я всё ещё его человек?

Если сбавить уровень снобизма и спуститься с небес на землю, у нас в стране людей судят за безобидные плакаты с 5 звёздочками.

Как можно быть творцом в реальности, где тебя могут засудить за чужую интерпретацию твоего творения, и многие вещи вынуждены оставаться за ширмой?

Я - писатель. Минус кусок свободы, минус кусок креатива.

А нового опыта, как ни странно, завались.

Я и мечтать не могла о том, что доживу до эры, когда моя страна будет проводить победоносные спецоперации, буйным цветом — информационная война, а мой уровень тревоги повысится до 4 таблеток на каждый вечер.

Я могла бы говорить о том, что нам всем нужен мир во всём мире, убивать людей нельзя в любом случае, и конфликты нужно решать по-другому, но это про принципы и глобальные ценности, присущие любому адекватному человеку.

А я говорю про свои индивидуальные ценности, то, что мне важно в моей жизни.

Продолжаю жить по ним несмотря ни на что.

Каждый день я пишу и публикую истории в блогах, учусь интересному, включая языки, стараюсь видеть все краски мира, не покупаюсь на пропаганду, готовлюсь к эмиграции и творю, стараясь плавно огибать возможные острые моменты.

Я не отпущу, то, что мне важно, просто потому, что за окном штормит. Потому что одна из моих безусловных ценностей — честность. С собой и миром.

Помните, я говорила о том, что пришлось пройти через огонь и льды, чтобы понять, что именно ценно для меня?

Для нас, русских, наступило время, когда ты либо определяешь ценности и следуешь им, либо погибаешь в чьём-то рабстве. Фактическом или информационном.

Нет стержня - не за что держаться.

Два компонента — ценности и принципы.

Ради первого живёшь, а вторым — выстраиваешь свою структуру и определяешь своё поведение.

Если раньше мы жили, то теперь - выживаем. Обретая багаж или нет.


P.S. 20:27 21.04.2022

Это эссе я писала для конкурса "International Essay Contest for Young People" от GOI Foundation. Опубликовала только потому, что это русскоязычная версия, а конкурс - на английском языке, и переведённое эссе уже давно лежит у ребят в ящике. Зимой оно выйдет на Medium. В этом году тема "My values". Меня так выбил вопрос о том, как живётся в нынешнем мире с моими ценностями, что потянуло написать что-то по повестке. Задело.

Кстати, на конкурс ещё можно попасть. Работы заканчивают принимать до 15 июня 2022.

Из любопытного: оригинальное название "Don't lament. Debate" - очень многозначное. Его можно перевести и так, как я оставила в русском варианте, и иначе, например: "Не ной. Думай/Спорь/Обсуждай/Взвешивай/Сразись". A "lament" имеет ещё оттенки похоронного плача, сожаления, сетования, а не только обычного нытья.