December 26, 2021

21

Предыстория.

Помазание Давида

(1Царств 16)
И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня.

Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: "я пришел для жертвоприношения Господу"; и пригласи Иессея [и сыновей его] к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе. И сделал Самуил так, как сказал ему Господь.

Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве.

И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.

И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь.

И подвел Иессей Самму, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь.

Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.

И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.

А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.

И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.

И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем.

И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.

События происходят в городе Вифлеем, «Дом Хлеба» в переводе», что наводит на мысль о том, что само это событие пророческое... таких событий в библии очень много, но это особое.Давид помазан на Царство в ВифлеемеИ Христос, потомок Давида рождается там жеВ самом навании города указание на хлеб...Здесь погребена Рахэль (Овечка), Рахиль была похоронена в Мигдаль-Эдер — на иврите это слово переводится как «башня стада»(Михей 4:8) А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство — к дщерям Иерусалима.(От Иоанна 1:29) На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Псаломъ 21-й.

Контекст:
Давид изображает свое положение безвыходным: он делается предметом насмешки и находится в уничижении (ст. 3-9); враги его многочисленны и сильны (ст. 13-14); они «лукавы», нечестивы, Давид же одинок (ст. 22), так что он считает свою гибель неизбежной и предвидит, как его подвергнут казни через распятие (ст. 17-19). В этом псалме Давид нигде не говорит о своей виновности пред Богом, а потому его страдания, при их незаслуженности являются особенно тяжелыми. Такая безвыходность положения Давида относится ко временам Саула, когда он был окружен с одной стороны горами, а с другой пустыней, а навстречу ему шел Саул с войском. Это было в пустыне Маон. Гибель Давида казалась неизбежной, но слух о нападении в это время на южные пределы государства филистимлян (1 Цар XXIII:24-28) побудил Саула выступить на защиту государства, чем и был спасен Давид.

(1. Царств 23:21-28) Давид скрывается от Саула в пустыне Маон

И сказал им Саул: благословенны вы у Господа за то, что пожалели о мне; идите, удостоверьтесь еще, разведайте и высмотрите место его, где будет нога его, и кто видел его там, ибо мне говорят, что он очень хитер; и высмотрите, и разведайте о всех убежищах, в которых он скрывается, и возвратитесь ко мне с верным известием, и я пойду с вами; и если он в этой земле, я буду искать его во всех тысячах Иудиных.

И встали они и пошли в Зиф прежде Саула. Давид же и люди его были в пустыне Маон, на равнине, направо от Иесимона. И пошел Саул с людьми своими искать его. Но Давида известили об этом, и он перешел к скале и оставался в пустыне Маон.

И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маон. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы.

И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф.

  1. Въ конецъ. Объ утреннемъ заступленіи [1]. Псаломъ Давида.
В евр.: Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.
[1] Т. е. о пришествіи Христа, страданіи, воскресеніи Его зѣло рано и избавленіи Имъ человѣчества.
  1. Боже, Боже мой, вонми мнѣ! Для чего Ты оставилъ меня? [2] удаляютъ меня отъ спасенія слова грѣхопаденій моихъ [3].
Давид говорит о своей богооставленности перед лицом врагов его и Израиля. Эта тема видна во многих Псалмах. Пример:
Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Псаломъ 3-й.Псаломъ Давида, когда онъ бѣжалъ отъ Авессалома, сына своего.
Господи! какъ умножились гонители мои! Многіе возстаютъ на меня. Многіе говорятъ душѣ моей: «нѣтъ спасенія ему въ Богѣ его». Но Ты, Господи, заступникъ мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласомъ моимъ ко Господу я воззвалъ, и Онъ услышалъ меня съ горы святой Своей. Я уснулъ, спалъ и всталъ, ибо Господь защититъ меня. Не убоюсь множества людей, кругомъ нападающихъ на меня. Возстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поразилъ всѣхъ, напрасно враждующихъ противъ меня, зубы грѣшниковъ сокрушилъ. Отъ Господа спасеніе, и на народѣ Твоемъ благословеніе Твое.
(От Матфея 27:45-46) От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
[2] Эти слова произнесены Іисусомъ Христомъ во время крестныхъ страданій. Матѳ. 27, 46.
[3] Далече отъ спасенія моего. Принятые на Себя Христомъ грѣхи людей удаляютъ отъ Него избавленіе отъ страданій за нихъ.
  1. Боже мой! взываю днемъ и ночью, и не слышишь, (хотя это) и не (было) безуміемъ мнѣ [4].
[4] Т. е. это воззваніе не было для меня грѣховно, безумно (Псал. 37, 6; 68, 6).
  1. Ты же во святомъ [5] живешь, хвала Израиля!
[5] Небесный и земной храмъ Господень. Псал. 19, 3. 7; 64, 7.
  1. На Тебя уповали отцы наши, уповали и Ты избавилъ ихъ.
  2. Къ Тебѣ взывали, и были спасаемы, на Тебя уповали и не были въ стыдѣ.
  3. Я же — червь, а не человѣкъ, поношеніе у людей и уничиженіе въ народѣ,
  4. Всѣ, видящіе меня, насмѣхались надо мною, кивали головою, говорили устами:
  5. Онъ уповалъ на Господа, пусть Онъ избавитъ его, пусть спасетъ его, если угоденъ Ему [6].
[6] (От Матфея 27:41-43) Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
  1. Но Ты извлекъ меня изъ чрева, надежда моя отъ сосцовъ матери моей.
  2. Къ Тебѣ приверженъ я отъ рожденія, отъ чрева матери моей Ты — Богъ мой.
  3. Не отступай отъ меня, ибо скорбь близка, а помощника у меня нѣтъ.
  4. Окружило меня множество тельцовъ, тучные волы обступили меня.
  5. Раскрыли на меня пасть свою, какъ левъ, похищающій (добычу) и рыкающій.
  6. Я разлился, какъ вода, и разсыпались всѣ кости мои, сердце мое стало, какъ тающій воскъ, посреди внутренности моей.
  7. Сила моя изсохла, какъ черепокъ, и языкъ мой прильпнулъ къ гортани моей, и въ прахъ смерти Ты низвелъ меня.
  8. Ибо окружило меня множество псовъ, скопище злыхъ обступило меня, они пронзили руки мои и ноги мои,
  9. Сосчитали всѣ кости мои, а сами смотрѣли презрительно на меня [7].
[7] Пророчество 17 и 18 стиховъ исполнилось на Іисусѣ Христѣ и Его крестныхъ страданіяхъ. Матѳ. 27, 39-40; Марк. 15, 29-32; Лук. 23, 35-37.
(От Марка 15:29-32) Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
  1. Раздѣлили ризы мои себѣ и объ одеждѣ моей метали жребій [8].
(От Иоанна 19:23-24) Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.
  1. Ты же, Господи, не удали помощи Твоей отъ меня, поспѣши ко мнѣ на защиту.
  2. Избавь отъ меча душу мою и отъ пса [9] единородную мою [10].
[9] Подъ псомъ, львомъ (1 Петр. 5, 8) и единорогомъ разумѣетъ діавола, который руководилъ дѣйствіями враговъ Христа, какъ князь міра сего (Іоан. 14, 30).
(1. Петра 5:8) Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
(От Иоанна 14:30) Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
  1. Спаси меня отъ пасти льва и отъ роговъ единороговъ меня смиреннаго.
  2. Возвѣщу имя Твое братьямъ моимъ, среди церкви воспою Тебя [11].
Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: «спаси» «от псов одинокую мою» душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; «от рогов единорогов» - от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога «посреди собрания», т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника.
Но именно его Потомок, Богочеловек действительно может это осуществить в полной мере: (К Евреям 2:11-12) Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

По святоотеческому толкованію, въ первой половинѣ 21-го псалма (2-23 ст.) заключается пророчество о крестныхъ страданіяхъ Іисуса Христа, а во второй (24-32) о прославленіи Его въ основанной Имъ новозавѣтной Церкви, таинствѣ Евхаристіи (27 ст.), обращеніи всѣхъ народовъ къ Богу и прославленіи Его за искупленіе людей.

  1. Боящіеся Господа, восхвалите Его! все сѣмя Іакова, славьте Его! да убоится Его все сѣмя Израиля!
  2. Ибо Онъ не презрѣлъ и не отвергъ молитвы нищаго, и не отвратилъ лица Своего отъ меня, и когда я воззвалъ къ Нему, Онъ услышалъ меня.
  3. Отъ Тебя хвала моя: въ собраніи великомъ исповѣдуюсь Тебѣ, обѣты мои исполню предъ боящимися Его.
«О Тебе хвала моя в собрании великом». Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом - исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасностиЗдесь же о славе Воскресения Христова, которое внушило страх иудеям, но явилось исполнением обетований Божиих всему миру. Великое собрание -- Церковь, собравшая все народы в Новый Израиль.
  1. Да ѣдятъ бѣдные и насытятся, и восхвалятъ Господа ищущіе Его, живы будутъ сердца ихъ въ вѣкъ вѣка.
Спасение Давида служит свидетельством, что все убогие найдут защиту в Боге: Он даст им необходимое для жизни, будет их питать всегда, поэтому нужно благоговеть и чтить Его. Благосостояние царя есть и благосостояние царства.
Евфимий Зигабен
Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века
Ядят убозии и насытятся.
Будут есть, говорит, бывшие прежде нищими в благочестии и добродетели, по Феодориту, язычники, или нищие в человеческом богатстве, ибо истинные христиане не стяжательны и бедны. Они едят духовную пищу Евангельского учения, как питающую и растящую душу.И восхвалят Господа взыскающие Его
Будут, говорит, прославлять Бога усердно ищущие Его за то, что Он не пощадил Единородного Сына своего, но предал Его на смерть для спасения людей. А ищет так Бога тот, кто поступает по заповедям Его, которые ведут его к Нему. Или можно понимать и иначе так, что верующие едят тело Христово, с которым вместе принимается и кровь; и что они исполнятся Духа Святаго и будут прославлять Бога вокруг Святой трапезы. Почему слова сии суть пророчество не только о Евангельском учении, но и о таинственной трапезе животворящего хлеба и вина, как говорит Феодорит. см.(От Иоанна 6:32-35) Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.Жива будут сердца их во век века
Господь в Евангелии говорит: Я хлеб жизни; и еще: ядущий хлеб сей будет жить во век (Ин. 6,48; 51), то есть тот, кто сохранит притом и заповедь. Итак Господь говорит, что ядущие тело Его будут жить сердцем; а чрез сердце, как часть, выразил все животное. Далее: «во век века». Ибо хотя причащающиеся достойно и умрут по природе, но они опять воскреснут в жизнь вечную.
  1. Будутъ вспомянуты и обратятся ко Господу всѣ концы земли, и поклонятся предъ Нимъ всѣ племена народовъ.
  2. Ибо Господне царство, и Онъ обладаетъ народами.
Иисус воцарился над всеми народами, покорив их под ноги Свои. Весь мир исповедует Его Богом и Сыном человеческим. И об этом и сам Давид пророчествует в другом же Псалме:
Псалом 92
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя: возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
  1. Будутъ вкушать и поклонятся всѣ тучные земли: предъ Нимъ припадутъ всѣ, сходящіе въ землю [14], и душа моя для Него живетъ.
  2. И сѣмя мое Ему послужитъ: возвѣститъ Господу [15] грядущій родъ,
  3. И правду Его возвѣстятъ людямъ, имѣющимъ родиться, которыхъ сотворилъ Господь [16].