June 19, 2022

Каких птиц можно встретить, если 4 часа гулять по родному поселку

Неделю назад мы переехали из Риги в поселок, где каждое лето снимаем один и тот же дом — и так уже больше 15 лет. Последние 6 лет я довольно внимательно слежу за местными птицами. Сейчас в списке поселка чуть больше ста видов — большинство наши с Тишей, часть я выгрузил из базы DabasDati.lv. Главный хит списка — рыжепоясничная ласточка (Cecropis daurica rufula), встреченная 5 мая 2014 года Агнесой Лагздиней: это 4-е наблюдение этого вида во всей Латвии. Таких высот я не достигал, но всякий раз, когда мне удается обновить список новым видом, я радуюсь, даже если я прежде много раз его видел в другом месте. Пару дней назад, например, я встретил малую мухоловку (Ficedula parva):

Лайферов у меня давно не было, но локальные лайферы — это тоже приятно. Кроме малой мухоловки за последние несколько дней я добавил в список еще обыкновенного сверчка (Locustella naevia) и камышевку-барсчука (Acrocephalus schoenobaenus) — они пели на болоте возле шоссе, которое проходит через поселок. И чеграву (Hydroprogne caspia) — это такие крупные крачки, они тут иногда летают над морем иногда.

Вчера я решил устроить себе что-то вроде марафона: гулять по поселку ровно 4 часа, постараться исследовать как можно больше биотопов и найти как можно больше видов. Сначала я старательно заносил в DabasDati слетков, сейчас их очень много — эти данные важны для Атласа гнездящихся птиц, который постоянно обновляется (правда, потом оказалось, что у меня что-то с приложением и данные придется вносить заново). Белые трясогузки, зяблики, полевые воробьи, большие синицы, лазоревки и еще много кто сейчас занят докармливанием уже вылетевших из гнезда птенцов. Вот, например, белые трясогузки (Motacilla alba) — молодая и взрослая.

Вот зяблики (Fringilla coelebs)

Вот слеток полевого воробья (Passer montanus). Видны желтые пятна на клюве, из-за которых птенцов называют желторотыми (родителям так проще класть корм куда надо в темном дупле).

В таком возрасте слетки часто кажутся беспомощными, и многие люди пытаются их спасти — например, взять домой и выкармливать. На самом деле за ними присматривают родители, так что если слеток не ранен, и вы не видите совершенно прямой угрозы (птенец оказался на шоссе или вокруг ходит кошка), трогать его ни в коем случае не надо.

Шазам для птичьих голосов

Большинство видов я регистрирую по голосам: песням и позывкам. Время от времени я просто останавливаюсь на одной точке, слушаю и записываю в чеклист всех, кого уверенно могу определить. А если есть какие-то сомнения, стараюсь найти птицу глазами. Или пытаюсь примерно понять, на что похож голос и проверяю гипотезы в приложении Collins Bird Guide или Merlin ID. Иногда записываю на телефон. Вот, например, запись с одной такой вчерашней точки.

Уп-уп-уп — это удод (Upupa epops). Самая громкая и энергичная песня с такой яркой точкой в конце — зяблик. Похожая, но более меланхоличная — пеночка-весничка (Phylloscopus trochilus). В конце еще слышна тревожная позывка большой синицы (Parus major).

Уже очень давно пытаются изобрести что-то вроде птичьего шазама, но до сих пор все попытки были не очень удачными. Мне кажется, реальный прорыв связан с появлением приложения BirdNet, который работает на основе нейросетей. Но все-таки использовать его в поле было неудобно. А вот функция Sound ID в приложении Merlin — это реальной шазам! Я сейчас все время его тестирую: слышу голос, определяю вид, врубаю Sound ID — все совпадает. Вчера два раза было наоборот: я не был уверен, кто поет, включил Sound ID, получил ответ — проверил, и оказалось, что все верно. Конечно, есть еще много ошибок и совсем полагаться на приложение я бы не стал, но все-таки зафиксирую: будущее наступило. Меня это почему-то даже чуть-чуть пугает (возможно, потому что я боюсь, что мои навыки обесценятся!).

Как птицы отвлекают от гнезд

Конечно, приятно, когда удается найти за одну прогулку много видов. Очень приятно, когда встречается редкость. Лайфер — это вообще супер. Но еще меня всегда невероятно радует, когда удается увидеть в природе какую-то сцену, которую знаешь только по книгам. В «Рики-Тикки-Тави» жена птицы Дарзи — кажется, это краснолобая портниха (Orthotomus sutorius) — отвлекает кобру от кладки, изображая, что у нее перебито крыло. Ровно такую же сцену я видел в исполнении славки-мельничка (Sylvia curruca) во время вчерашней прогулки и даже снял на видео (надеюсь, что-то удастся разглядеть). Только в роли кобры был я:

Такое поведение называется отвлекающим — и это один из критериев, по которым во время мониторинга подтверждают гнездование вида. И можно уже не искать гнездо и не беспокоить родителей.

Черный аист

В какой-то момент я вышел на шоссе и заметил белого аиста (Ciconia ciconia) — он пролетел над дорогой куда-то за дома. Я обрадовался, потому что хотя аисты есть по всей Латвии, в Апшуциемсе они не гнездятся и встречаются тут совсем не каждый день. Потом я увидел его еще раз и понял, что с ним что-то не так. Подумал, что это может быть черный аист (Ciconia nigra), который по-настоящему редкий, но пока пытался выбрать за что хвататься — за бинокль или за фотоаппарат, он улетел. Вышло довольно тупо, потому что теперь я не понимал, что делать с белым аистом в чеклисте — оставлять его ли нет: у меня появилось сильное подозрение, что это все-таки был черный. Но и черного я не мог внести в список, потому что не был уверен в определении. Слава богу, аист потом вернулся. И тут уже я его сфотографировал.

Вот черный аист летит на фоне больших бакланов (Phalacrocorax carbo):

Черный аист отличается от белого не только внешностью, но и привычками: он никогда не селится так близко от людей — наоборот, любит выводить птенцов в довольно глухом лесу. Черных аистов в Латвии гораздо меньше, чем белых, потому что им для гнезд нужны хорошие старые деревья, а таких тут осталось немного. Самое удивительное, что черный аист уже был в списке поселка — я как-то видел его над морем в 2019 году, но тогда у меня вместо фотоаппарата в руках оказалось ведро воды.

Возможно, я так люблю черных аистов, потому что мы с Тишей несколько лет назад познакомились с д-ром Марисом Страздом, главным в Латвии специалистом по этому виду. Мы два раза ездили с ним в однодневные экспедиции — проверять гнезда. Тиша и д-р Страздс:

Итоги + Бонус (после списка)

За 4 часа я нашел 51 вид. Причем под конец уже действовал действительно как на соревнованиях: думал, куда мне бежать в оставшиеся 20 минут, чтобы повысить шансы на новые встречи. Побежал к морю. Нашел лебедей-шипунов (Cygnus olor) Сфотографировал несколько стай уток — вдобавок к тем, которых зарегистрировал еще утром. Добавил к списку еще два вида — синьгу (Melanitta nigra) и турпана (Melanitta fusca). Они тут часто плавают чуть вдали от берега — это такие морские утки, которых кроме как в море особо нигде и не встретишь.

1. Лебедь-шипун (Cygnus olor) — 8

2. Турпан (Melanitta fusca) — 12

3. Синьга (Melanitta nigra) — 10

4. Гоголь (Bucephala clangula) — 20

5. Большой крохаль (Mergus merganser) — 2

6. Вяхирь (Columba palumbus) — 1

7. Кукушка (Cuculus canorus) — 1

8. Черный стриж (Apus apus) — 36

9. Common Crane (Grus grus) — 1

10. Озерная чайка (Chroicocephalus ridibundus) — 3

11. Серебристая чайка (Larus argentatus) — 3

12. Чеграва (Hydroprogne caspia) — 2

13. Черный аист (Ciconia nigra) — 1

14. Большой баклан (Phalacrocorax carbo) — 94

15. Большая белая цапля (Ardea alba) — 2

16. Удод (Upupa epops) — 1

17. Большой пестрый дятел (Dendrocopos major) — 1

18. Сорока (Pica pica) — 2

19. Серая ворона (Corvus cornix) — 8

20. Хохлатая синица (Lophophanes cristatus) — 2

21. Пухляк (Poecile montanus) — 6

22. Лазоревка (Cyanistes caeruleus) — 5

23. Большая синица (Parus major) — 18

24. Зеленая пересмешка (Hippolais icterina) — 2

25. Камышевка-барсучок (Acrocephalus schoenobaenus) — 1

26. Деревенская ласточка (Hirundo rustica) — 12

27. Городская ласточка (Delichon urbicum) — 12

28. Пеночка-трещотка (Phylloscopus sibilatrix) — 2

29. Пеночка-весничка (Phylloscopus trochilus) — 5

30. Пеночка-теньковка (Phylloscopus collybita) — 2

31. Славка-черноголовка (Sylvia atricapilla) — 2

31. Славка-мельничек (Curruca curruca) — 3

32. Серая славка (Curruca communis) — 3

33. Желтоголовый королек (Regulus regulus) — 1

34. Поползень (Sitta europaea) — 1

35. Крапивник (Troglodytes troglodytes) — 2

36. Скворец (Sturnus vulgaris) — 1

37. Певчий дрозд (Turdus philomelos) — 1

38.Черный дрозд (Turdus merula) — 7

39. Зарянка (Erithacus rubecula) — 2

40. Мухоловка-пеструшка (Ficedula hypoleuca) — 1

41. Садовая горихвостка (Phoenicurus phoenicurus) — 2

42. Полевой воробей (Passer montanus) — 3

43. Белая трясогузка (Motacilla alba) — 7

44. Лесной конек (Anthus trivialis) — 2

45. Зяблик (Fringilla coelebs) — 30

46. Зеленушка (Chloris chloris) — 1

47. Коноплянка (Linaria cannabina) — 4

48. Щегол (Carduelis carduelis) — 3

49. Канареечный вьюрок (Serinus serinus) — 2

50. Чиж (Spinus spinus) — 7

51. Обыкновенная овсянка (Emberiza citrinella) — 6


Через несколько часов уже ближе к вечеру мы вышли с друзьями на море, я на всякий случай прихватил фотоаппарат и бинокль. Над морем постоянно летали огромные стаи больших бакланов. Потом я увидел одинокую птицу немного странной формы — посмотрел в бинокль, оказалось, что это чернозобая гагара (Gavia arctica). И даже успел сфотографировать кое-как. Тут как с черным аистом — вид уже есть в списке поселка, но все равно очень приятно. Фотография кошмарная, но главное, что по ней можно определить вид.