January 7, 2021

Воробьиный сычик [ОТКРОВЕННЫЕ ФОТО]

Вчера редактировал небольшой текст о Главном ботаническом саде Академии наук (а именно о том, что основа оранжерейной коллекции ГБС раньше принадлежала Герману Герингу; спойлер: выяснилось, что это булшит), а сегодня отправился туда сам. На квадрат ехать не хотелось, так что решил посмотреть наконец-то на знаменитого воробьиного сычика. Этой осенью и зимой все птичьи группы завалены сычиками из ГБС. Честно говоря, меня такие штуки только отталкивают. Если кто-то где-то обнаруживает что-то редкое и туда все валят толпами, мне обычно ехать не хочется. Вот недавно все охотились на гагу-гребенушку в Москве — это безумная редкость. Я так и не съездил. Возможно, это глупо. Но мне почему-то всегда интереснее найти что-то пусть не такое редкое, но самому. И, желательно, на квадрате.

ГБС огромный, так просто сычика там не найдешь. Я пошел от главного входа вглубь парка и по дороге старался добросовестно регистрировать все наблюдения и не слишком много думать о совах. Почти сразу нашел длиннохвостых синиц и малого пестрого дятла. Тут ко мне подошел человек с большим фотоаппаратом. Оказалось, что это бердвотчер Костя. Вообще после Риги довольно удивительно встречать незнакомых бердвотчеров — там, кажется, я знал примерно всех. Костя оказался знатоком ботанического сада, так что дальше мы бродили вместе. В целом птицы были довольно вялые. Вот вялый большой пестрый дятел. Да еще и размазанный слегка. Малого, к сожалению, не успел сфотографировать.

Вот в меру вялая лазоревка у кормушки:

Потом мы встретили перепелятника. Самец пролетел прямо над аллеей и уселся на дерево перед нами.

Сычик нам все не попадался. Зато нам попался фотограф Гена. Как и Костя, Гена сказал, что сычики всем ужасно надоели — за ними все время гоняются толпы фотографов и потом выкладывают свои фотографии в профильные группы. Мы немного обсудили судьбы зимующих камышниц и гибридизацию чирков-свистунков, попрощались с Геной и пошли дальше. Пока Костя отвечал нагнавшей нас лыжнице на главный вопрос, который задают абсолютно всем бердвотчерам абсолютно все вокруг (куда делись снегири?!), я разглядел на дубе среднего пестрого дятла. Лыжницу он не особенно впечатлил.

Потом я услышал желну, но где-то далеко и в полете — гнаться за ней не было смысла: для регистрации достаточно и голоса. Когда я уже начал задумываться о будущем своих отмороженных ног, нас догнал Гена, коротко махнул рукой куда-то на целину и сказал: идем на сычика, Валера нашел. Я не знал, кто такой Валера, но поверил. Вскоре мы нашли группу людей с длиннофокусными объективами — самый верный признак, что где-то рядом сидит какая-то интересная птица. И вот она — птица моей мечты. Glaucidium passerinum. Одна из самых мелких сов в мире, размером примерно с голубя, если не меньше. Охотится днем — на мелких птиц и грызунов. Некоторые трофеи не сильно крупнее самого сычика.

Почти у выхода из ГБС мы остановились посмотреть на синиц, которые почему-то безумно суетились возле кормушек — все время тревожно орали. Обычно это тоже хороший признак, что рядом хищник — не такой верный, как толпа фотографов, но все-таки. И Костя действительно обнаружил на ветке еще одного сычика.

Я очень рад. Это почти лайфер: раньше сычиков я только слышал, а если и видел, то совсем мельком. И уж точно никогда не фотографировал. Весь чеклист на карте и списком можно посмотреть тут.