September 12, 2023

Кулики и очень разные утки. Отчет о двух орнитологических прогулках на Мангальсалу

Любая миграция птиц — это время, когда все меняется, иногда буквально каждый день. Я провел две подряд орнитологических прогулки по Мангальсале и результаты были разными. В субботу было много разных уток, в воскресенье их не было, зато мы зарегистрировали целых четыре вида дятлов. Но у прогулок и много общего: мы отлично погуляли, встретили кучу видов, прошли несколько километров по невероятно красивым местам. Ну, и я постарался рассказать побольше о том, что знаю о птицах.

Новая прогулка — уже 17 сентября! Пишите в тг — @alexv112 и вотсап — +37125732842

Начать отчет я хотел бы с куликов: обеим группам удалось их разглядеть почти с расстояния вытянутой руки — и я, конечно, ужасно радовался, потому что сам их очень люблю.

Кулик-воробей (Calidris minuta)

Кулик-воробей — самый маленький кулик в Латвии, да и в мире, думаю, один из самых маленьких. Их часто можно встретить в одной стае с чернозобиками и песчанками — и сразу бросается в глаза, насколько они меньше. Если рядом нет видов для сравнения, можно посмотреть на клюв — у куликов-воробьев он сильно короче относительно головы, чем у тех же чернозобиков, например. Я очень горжусь этими фотографиями, но нужно признаться, что модель вела себя просто образцово — подпустила нас буквально на шаг. В какой-то момент нам даже показалось, что кулик-воробей решил нас сопровождать.

Попробуйте найти кулика-воробья на фотографии. И оцените размеры, учитывая, что орнитологу в кепке — 5 лет.

Давид просит кулика-воробья объяснить свою маленькость

Чернозобик (Calidris alpina)

Чернозобика, наверное, из всех куликов (если что, кулики — это условная группа, объединяющая птиц из разных семейств отряда ржанкообразных, а не какой-то определенный таксон) встретить проще всего. Осенью можно найти на берегу моря большие стаи — по 150-200 птиц, и больше. Они немного как сизые голуби: часто бывают разной расцветки. Хотя вот эти явно из одного набора:

Тот, что справа, как будто смотрит с легким недоверием:

В летнем наряде чернозобика совсем просто определять — из-за черного прямоугольника на груди.

Камнешарка (Arenaria interpres)

Я уже давно понял простое правило: после того, как много лет ищешь какую-то птицу и потом, наконец, находишь, она начинает тебе попадаться постоянно. С камнешаркой — сработало: вот мой пост о лайфере.

Камнешарка в летнем оперении просто невероятная:

На фотографии ниже камнешарка вышла не очень хорошо, но все-таки можно сравнить размеры: слева кулик-воробей. И еще посмотрите, насколько камнешарка крепче сбита — у нее намного более сильные лапы и клюв, который позволяет ей переворачивать тяжелые камни в поисках беспозвоночных. При этом расцветка и узор у них более или менее похожи: такие тона позволяют хорошо маскироваться от хищников.

Утки

Кряква (Anas platyrhynchos)

Крякв, конечно, всегда больше всего — во всяком случае, на Мангальсале. Когда подходишь вплотную, они отплываю для приличия, но в целом ничего не боятся.

Пеганка (Tadorna tadorna)

Многих уток (особенно самок) не так просто отличить от крякв, но это точно не касается пеганок. И дело не только в цвете, но и в размере — они заметно крупнее. Немного жаль, что мы встретили только молодых птиц, потому что взрослые выглядят еще круче:

Пеганки — норные птицы, любят гнездиться возле моря, часто их можно встретить с выводком птенцов прямо на пляже.

Серая утка (Mareca strepera)

В подкасте «Витю видел?» про меня есть мем, что у меня каждый вид — любимый. Серая утка — точно один из любимых. Посмотрите на самца: на этот черный матовый клюв, который перекликается с черной попой (Пришвин, отдохни), на волнистый узор по бокам — это же Аполлон. Вот еще одна фотография, немного размытая, но все равно видно, какой красавец.

Самки тоже замечательные, но так уж заведено у многих птиц, что самки окрашены скромнее самцов. Самку серой утки легко перепутать с самкой кряквы. Надо смотреть на темные перья у хвоста, белое «зеркальце» и — мой любимый признак — крутой лоб (у кряквы куда более округлая голова).

Большой крохаль (Mergus merganser)

Возможно, не лучший ракурс, но главное — клюв — виден хорошо. Боже, храни эволюцию. Посмотрите на этот идеальный инструмент для удержания скользкой рыбы: у уток выше вы такого не найдете — им незачем.

И наша традиционная рубрика — как выглядят эти птицы в брачном пере (см. нижнюю картинку, там самец):

Свиязь (Mareca penelope)

Свиязей было штук 10, но почему-то я не сделал ни одной фотографии: возможно, ждал, пока они подплывут поближе, а потом забыл снять хотя бы издалека.

Кого не было из тех, кого я бы ожидал увидеть: гоголей, турпанов, морянок. Больших поганок (это не утки).

Дятлы

Большой пестрый дятел (Dendrocopos major)

Со второй группой мы встретили большого пестрого дятла сразу — не отходя от машин. Причем заметил его не я, а один из участников прогулки — я всегда такому радуюсь, потому что по себе знаю, как приятно самому заметить птицу.

Средний пестрый дятел (Dendrocopos medius)

СПД мы видели мельком, он очень быстро скакал по стволам и сфтографировать его за листьями было совершенно невозможно, так что выше — моя старая фотография. Можно сравнить с БПД: белые плечи есть у обоих, но у среднего «ус» не доходит до шапки, на груди есть пестрины, клюв меньше, шапка больше. Я еще смотрю среднему пестрому дятлу в глаза: они у него как будто круглее, чем у большого.

Малый пестрый дятел (Dryobates minor)

Это тоже моя старая фотография, потому что малого пестрого мы нашли только со второй группой и исключительно на слух. Зато он орал много и громко.

Вот так:

Желна (Dryocopus martius)

Я часто пишу в канале, что некоторые плохие фотографии смотреть полезно: они дают представление о том, как иногда устроено определение вида в полевых условиях. Желна пролетела над нами очень быстро и держалась высоко. По цвету и размеру ее можно было бы перепутать с кем-то из врановых, но на фотографии виден хвост, похожий на фалды фрака — и его ни с чем не перепутаешь. Не нашел у себя хорошего снимка желны, вот вам фотография орнитолога Яниса Кюзе:

© Jānis Ķuze

Желну достаточно просто определять по голосу и дроби. Правда, по крику этого дятла часто принимают за какого-нибудь хищника. Мне помогает такое правило: если слышишь крик хищника в лесу, задумайся, не дятел ли это и проверь. Подходит и для других дятлов, потому что крик малого пестрого и вертишейки вполне можно спутать с голосом ястребов — перепелятника или тетеревятника.

Еще мы слышали полетную позывку желны: это очень громкий и узнаваемый звук. Послушайте: на этой записи сначала полетная позывка, потом сразу крик. Вот у нас ровно так и было.

Другие птицы

Серая ворона (Corvus cornix) поедает рыбу — из-за нароста на носу мне кажется, что это сырть, которую в Латвии называют вимбой (латинское название — Vimba vimba). Кряквы на заднем плане стараются не смотреть. Здесь хорошо видны лапы вороны — когда на них смотришь, понимаешь, что птицы это и правда динозавры.

Сойка (Garrulus glandarius) — родственница вороны. Постоянный участник моих прогулок Ваня спросил меня, почему они так отличаются от других врановых. И я понял, что ничем, кроме общих фраз, ответить не могу. Они действительно совсем другие!

Обыкновенную каменку (Oenanthe oenanthe) я сфотографировал уже после прогулки, когда поехал искать кобчиков в Адажи (не нашел). На прогулке мы ее тоже видели, но совсем мельком и снимок получился такой, что я только дома смог определить вид, да и то с трудом.

А для того, чтобы определить вот эту птицу, мне понадобилась помощь коллег из Латвийского орнитологического общества. Это самка горихвостки-чернушки (Phoenicurus ochruros). Здесь ее можно определить по красному хвосту, но беда в том, что я плохо вижу цвета, особенно когда так мало света.

Вот птица в клетке. По темному цвету лап можно понять, что это пеночка-теньковка (Phylloscopus collybita). Как и многие другие виды, пеночек сейчас можно встретить в стайках — они готовятся к миграции.

Большое спасибо всем за прогулки. Отдельное спасибо Эдгару и Инесе Лединьш: когда я провожу бесплатные прогулки для CommonGround, они ни цента не берут с меня за аренду оптики. Да, если вы хотите арендовать или купить бинокль или что-то еще для наблюдения за птицами — обращайтесь к ним (http://motacilla.lv/).

А вот списки наблюдений:

Прогулка 1

Белая трясогузка
Обыкновенная каменка
Горихвостка-чернушка
Черный дрозд
Крапивник
Поползень
Пеночка-теньковка
Большая синица
Лазоревка
Пухляк
Чиж
Сойка
Желна
Большой пестрый дятел
Большой баклан
Морская чайка
Серебристая чайка
Сизая чайка
Озерная чайка
Кулик-воробей
Чернозобик
Камнешарка
Большой крохаль
Шилохвость
Кряква
Свиязь
Серая утка
Пеганка

Прогулка 2

Чиж
Пеночка-теньковка
Пеночка-весничка
Белая трясогузка
Домовый воробей
Зарянка
Черный дрозд
Крапивник
Пищуха
Поползень
Желтоголовый королек
Длиннохвостая синица
Хохлатая синица
Воронок
Большая синица
Лазоревка
Пухляк
Ворон
Серая ворона
Сойка
Чеглок
Желна
Большой пестрый дятел
Средний пестрый дятел
Малый пестрый дятел
Большая белая цапля
Серая цапля
Большой баклан
Морская чайка
Серебристая чайка
Сизая чайка
Кулик-воробей
Камнешарка
Чернозобик
Большой крохаль
Кряква