May 11, 2021

Новый фотоаппарат, новое любимое место на квадрате

Про фотоаппарат

Добрая Ася Самохина осваивает теперь самый настоящий телевик на 600 мм и предложила мне по такому случаю попробовать фотоаппарат, на который она снимала прежде — Nikon Coolpix p1000. Это камера с несменяемым объективом и цифровым зумом до 125 крат, и у него даже есть специальный режим для съемки птиц. Если коротко, фотоаппарат мне понравился: им не очень просто снимать птиц в полете, но зато в большинстве ситуаций он успешно компенсирует мою криворукость какой-то своей внутренней магией. Самый точный отзыв на эту камеру мне показал друг «Северного глупыша» Ильдар Валиуллин:

Я только начал осваивать этот фотоаппарат, так что не судите строго.

Про выбор места для наблюдений

Сейчас май, так что мне важно было попасть на свой квадрат, где я собираю данные для Атласа гнездящихся птиц Московской области. В мае и начале июня проще всего найти птиц и подтвердить, что они здесь гнездятся. Площадь квадрата 100 квадратных километров, так что я решил выбрать место, где еще не бывал — в надежде, что встречу кого-то, кого еще у себя не видел или повышу гнездовой статус для тех, кто уже находил. Выбирал, как всегда, по спутнику — нашел село с какими-то прудами, совсем близко от Москва-реки. Да еще и с каким-то лесом, который позже оказался старым парком.

Если в одном месте пересекается несколько разных биотопов и есть водоемы — там почти наверняка будет много птиц. Вот эта синяя штука — маршрут моей первой прогулки. Вторая — в поле за рекой.

Про медленное наблюдение

На моем квадрате зарегистрировано 87 видов птиц, это не очень много. Квадрат считается исследованным, когда есть сведения хотя бы о 100 видах. Но что еще важнее, у меня очень мало наблюдений категорий B и С — то есть мало вероятных и подтвержденных гнездований (ниже рассказываю об этой системе подробнее). Поэтому я теперь стараюсь не просто отметить как можно больше видов, а спокойно наблюдать за птицами, никуда не торопиться, чтобы, если повезет, засечь какой-то признак гнездования. Решение никуда не торопиться и не суетиться оказалось верным — в таком состоянии замечаешь куда больше.

Птицы

Первое, что я услышал, когда пришел — песня пеночки-трещотки. Они прилетают позже теньковок и весничек. Их легко отличить от других подмосковных пеночек: у трещотки ярко-желтая голова и грудка, которая довольно резко контрастирует со светлым брюхом.

Пеночка-трещотка (Phylloscopus sibilatrix)

Пеночки-трещотки прилетели совсем недавно, так что пока только занимают территории. Послушайте песню трещотки и обратите внимание на нытье, которое начинается с 28 секунды — это тоже ее голос, очень узнаваемый:

Галки и скворцы уже занимают не только территории, но и дупла. Я гулял по очень красивому парку, там много старых дуплистых деревьев, и почти в каждом кто-то пытается поселиться. В основном, конечно, галки. Видел птиц, которые залетают в дупло с материалом — кажется, это были комья земли.

Вот такое наблюдение позволяет отнести галок к вероятно гнездящимся. Это называется «посещение вероятного места гнездования»

Чуть ли не самая приятная находка дня — кряквы, которые тоже явно собрались гнездиться в этом парке. Вот на этой фотографии самец, они в гнездовой жизни особо не участвуют у крякв (разве что помогают выбрать место), но я видел и самок на деревьях, а это уже совсем хорошо. Ольга Викторовна Волцит, которая координирует сбор данных для Атласа, сказала мне, что найти гнезда крякв — большая удача, их довольно редко находят. Это удивительно, учитывая, сколько крякв водится в Подмосковье.

Видеть уток на дереве не очень привычно, но на самом деле многие из них — настоящие дуплогнездники (мне очень нравится это слово)
Самец и самка в новом жилом комлпексе с хорошим видом

Потом еще видел у дупел большую синицу и поползня, причем БС залетала туда с кормом — это сразу доказанное гнездование. На пруду встретил пару речных крачек, которые страшно орали друг на друга. Здесь они делают вид, что все в порядке:

Возле пруда, на дальней его стороне, нашел такой биотоп, что просто сказал себе: тут надо найти варакушку и камышовую овсянку. Этот участок был сбоку от пруда, небольшая запруда с островками ломаного тростника и зарослями по краям. Через 3 минуты нашел варакушку (не успел сфотографировать) и камышовую овсянку.

Я обошел пруд кругом, снова зашел в парк и услышал лесного конька. А потом и увидел. Коньков иногда трудно отличать друг от друга. Вот один лайфах: у лесного пестрины по бокам тоньше тех, что на груди — а у лугового они примерно одинакового размера и формы.

Лесной конек

Вот, сравните: луговой сверху, лесной снизу.

Конек все время пел. Мне кажется, что проще всего его песню запоминать вот этим резким и быстрым пиууу — пиууу — пиууу — пиууу. Их хорошо видно на сонограмме:

Да, еще из интересного: видел стрижей, первый раз в этом году. Кажется, в прошлом я тоже их впервые встретил ровно 5 мая. На этом я закрыл первый чеклист (35 видов, вот тут можно посмотреть список с моими небольшими заметками) и отправился гулять вдоль реки, а потом перешел через мост и пошел по бетонке между лугами. Послушал пеночку-весничку — впрочем, тут же пели и теньковка, и зяблик, и щеглы и кто только не.

Пеночка-весничка

Над полем между лесом и рекой кружила пара пустельг. Как я уже рассказывал, мне сначала показалась, что одна из них несет строительный материал. Но потом ветка в клюве птицы внезапно превратилась в хвост ящерицы, а я вспомнил, что соколы не строят гнезд.

С детства любил смотреть, как пустельга зависает на одном месте, высматривая добычу
Пустельга с ящерицей

Еще из хищников встретил сразу двух луней — лугового (сначала он мне показался полевым, но потом уже дома на мутной фотке я разглядел полоску на крыле) и болотного. Вот, посмотрите на полоску на крыле у лугового луня, сравните с определителем. Он кружил очень далеко, из 15 снимков только на паре удается разглядеть ключевые для определения вида признаки.

Самец болотного летал ну прямо над идеальным местом для гнезда, и я все ждал, что появится самка, и я торжественно присвою счастливой паре гнездовой статус B3 (Пара наблюдалась в гнездовое время в подходящем для гнездования биотопе), но так и не дождался. Зато я присвоил этот высокий статус нескольким парам луговых чеканов.

Луговой чекан

И еще отметил токовые полета жаворонков. Больше особо интересных встреч не было. Видел желтоголовую трясогузку, но сфотографировать и даже толком рассмотреть не успел. Еще видел пару клинтухов, они паслись посреди поля, но довольно далеко. На мосту встретил очень любознательного человека, который с благодарностью и вниманием слушал мои рассказы про местных птичек — это всегда приятно. Во втором чеклисте оказалось 22 вида. А всего за день я набрал 41 вид — из них многие вероятно гнездящиеся. Это неплохо.

Вот критерии оценки гнездового статуса, с моими небольшими комментариями и иллюстрациями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГНЕЗДОВОГО СТАТУСА

А. Возможное гнездование:

1. Вид наблюдался в гнездовой период в местообитаниях, подходящих для его гнездования.

2. Слышали в гнездовой период пение самца (самцов) или брачные крики.

Большинство наблюдений относится именно к этой категории. Видишь или слышишь птицу из тех, что теоретически может здесь гнездиться — регистрируешь А1 или А2. А вот если видишь, скажем, свиристель, которая гнездится в тундрах, или сбежавшего попугая, ставить такую категорию не надо.

В. Вероятное гнездование:

3. Пара наблюдалась в гнездовое время в подходящем для гнездования биотопе.

Иногда трудно понять, где пара, а где просто две птицы тусуются, но бывает, что все очевидно — например, когда самец подкармливает самку.

4. Наблюдалось территориальное поведение (песни, токовые полёты и т.п.) на постоянном участке в течение > 2 разных дней за неделю или больший промежуток времени.

Песня самца — это в том числе и территориальное поведение: таким образом он показывает самцам другого вида, что участок занят. Если птица поет постоянно на одном и том же участке (например, из одних и тех же кустов) в разные дни — это уже позволяет считать, что она, вероятно, здесь же и загнездится.

5. Брачное поведение и демонстрации.

Помните я рассказывал про танцы больших поганок? Вот это классический пример.

6. Посещение птицами вероятного места гнездования. Например, если видите, как птица залетает под крышу или залезает в дупло или вылетает оттуда.

Эта фотография явно не выиграет премию, но мне всегда приятно поймать такой момент — мухоловка-пеструшка залезает в дуплянку.
Та же мухоловка на проводе возле дуплянки (это самец кстати)

7. Беспокойное поведение и тревожные крики взрослых птиц.

Иногда входите в рощицу и вдруг на ва начинает страшно орать большая синица или еще кто-нибудь, скажем, дрозды-рябинники — речь о таких наблюдениях.

8. Наседное пятно у взрослой птицы.

Ни разу не регистрировал, подозреваю, что это для кольцевателей.

9. Строительство гнезда или выдалбливание дупла.

Если видите птицу с веткой — можно ставить B9.

Черный коршун с материалом для гнезда

Бывают уж совсем очевидные наблюдения — вот как этот ремез:

Ремез строит гнездо

С. Подтвержденное гнездование:

10. Птицы пытаются отвлечь наблюдателя или притворяются ранеными. Вот как этот крикливый зуек.

11. Обнаружено жилое гнездо или скорлупа яиц.

Здесь речь о старых гнездах — например, если вы нашли старое гнездо вороны или сороки, можно ставить C11 .

12. Встречены слетки (для птенцовых видов птиц) или пуховики (для выводковых видов).

Если видите слетка, надо занести наблюдение в базу, а не трогать птенца!

13. Встречены взрослые птицы, прилетающие на свой гнездовой участок и покидающие его при обстоятельствах, указывающих на жилое гнездо (например, когда гнездо не видно высоко на дереве или в дупле) или же видна насиживающая птица.

У меня так однажды было с сойкой (если правильно помню) — очевидно, что она регулярно летала на елку с кормом и залезала куда-то поближе к стволу не просто так. Но гнездо невозможно рассмотреть. Вот для таких случаев нужен этот критерий.

14. Встречены взрослые птицы с птенцовыми фекалиями или кормом для птенцов.

Многие птицы уносят помет птенцов из гнезд, чтобы там не разводились паразиты, а запах и цвет не привлекал хищников. Вот картинка с «Элементов», там об этом целая статья.

15. Найдено гнездо с кладкой.

Лучше особо не трогать и не фотографировать кладку, если вы не специалист, и в этом нет необходимости — иначе ее можно демаскировать для ворон, сорок и прочих любителей. Если нужно определить, что за птица ее насиживать, лучше спрятаться с биноклем где-нибудь рядом и ждать, когда прилетит кто-то из взрослых.

16. Обнаружено гнездо с птенцами, которых видно или слышно.

Страшно уважаю людей, которые умеют различать птенцов по голосам — у меня с этим плоховато. Про правила предосторожности см. выше.