June 23

Перепел, серая куропатка, малый подорлик и другие

Если честно, мне нельзя сейчас писать отчет — нужно одновременно читать несколько книг про политику памяти и писать про это текст, а еще я планировал закончить за сегодня здоровую монографию про сизых голубей. И мясо ведь еще кто-то должен замариновать, и угадайте, кто же это. Но я как-то так удачно погулял, что скрывать это как-то неправильно. (Дисклеймер: текст написан вчера).

Сейчас уже конец июня, в Латвии праздник Лиго, у православных — Троица (поздравляю всех празднующих со всеми праздниками), а это значит, что совсем скоро у птиц закончится период активного гнездования, и собирать данные для Атласа гнездящихся птиц будет труднее. Некоторые птицы перестанут петь, другие станут петь реже, какие-то вовсе скроются с глаз так, что потом их и не увидишь до следующего года. Я стараюсь побольше ездить по квадратам, где мало качественных наблюдений. Под качественными наблюдениями я имею в виду те, которые фиксируют критерии гнездового статуса — например, птица несет материал для гнезда, защищает территорию или уже кормит птенцов. Вот здесь можно почитать мой небольшой текст о статусах — с примерами. Даже если вы не участвуете в таких волонтерских проектах, думаю, многим будет интересно почитать о том, как это устроено.

Как я выбираю квадрат?

Смотрю на сайте национальной базы Латвии DabasDati.lv квадрат недалеко от дома, где мало наблюдений. Стараюсь найти какой-то интересный квадрат (например, есть несколько разных биотопов — водоем, поселение, поля, лес и т.п.) — такие места перспективнее, чем, к примеру, сплошной лес, потому что там больше шансов встретить разных птиц. А на месте ориентируюсь по приложению — там карта уже поделена на квадраты, это очень удобно.

В этот раз я поехал на квадрат, где не было регистраций даже таких обычных видов как серая славка и садовая горихвостка. Начинаю я обычно с какого-то жилого места, потому что возле человеческого жилья часто проще найти гнездящихся птиц, чем в глуши.

Домовые воробьи, белые аисты, полевые жаворонки

В этот раз я сначала остановился на ферме и сходу зарегистрировал много разных видов: например, увидел, как деревенские ласточки (Hirundo rustica) влетают в разбитое окно амбара — такой статус в базе называется «посещение возможного места гнездования». Потом увидел домовых воробьев (Passer domesticus): меня это немного удивило, потому что я привык, что в сельской местности обычно встречаются только полевые (P. montana). Вот самец домового воробья, который держит в клюве насекомых — тут можно смело ставить статус «кормит птенцов»: воробьи в основном зерноядные птицы, но птенцов они кормят насекомыми, потому что так выходит эффективнее.

Там же на столбе высилось роскошное гнездо белых аистов (Ciconia ciconia) — взрослая птица с трема подросшими аистятами. Пришлось немного подождать, чтобы их сосчитать: когда птенец лежит в гнезде, снизу его не разглядеть.

Гнездо меня очень впечатлило. Белые аисты из года в год надстраивают свои старые гнезда, они могут весить несколько тонн. А это еще и с декором в виде куста — взрослый аист его время от времени пощипывал.

Вот молодые птицы: посмотрите, какие у них пока короткие клювы. И еще они в грязи. Если честно, я не очень понимаю, где молодые аисты умудряются так изгваздаться, но это совершенно обычная ситуация.

Гнезда аиста такие большие и удобные, что в них часто устраиваются воробьи — прямо в стенках. В этом я тоже нашел двух полевых воробьев, но, к сожалению, не успел сфотографировать. Указал «возможное место гнездования».

Полевые жаворонки, щеглы, обыкновенные овсянки

Еще сегодня было безумное количество полевых жаворонков (Alauda arvensis) — такой уж выпал квадрат: там много обрабатываемых полей. Надо сказать, что на фоне бесконечных песен жаворонков иногда бывает сложно услышать что-то еще — и не только мне, но и приложению Merlin Bird ID. Вот как звучит эта песня:

Жаворонки очень часто поют в полете: зависают в воздухе и поют, обозначая свою территорию. А еще они любят сидеть на небольших присадах: кустиках, которые немного возвышаются над полем.

Еще сфотографировал щегла (Carduelis carduelis). У него довольно красивая песня, но чаще слышишь позывки — тоже вполне узнаваемые. Почему-то мне кажется, что он издает какие-то булькающие звуки:

Песню обыкновенной овсянки(Emberiza citrinella) запомнить просто. По-русски она поет так: мужик-мужик-вези-сено-не-трясииииииии!

Серые журавли, косули и зайцы-русаки

По дороге я увидел трогательную сцену: серый журавль (Grus grus) и косуля (Capreolus capreolus) вместе щипали травку. Когда я проезжал мимо, они так же вместе убежали (ну, т.е. журавль улетел, а косуля понеслась следом).

Надо сказать, что я не впервые встречаю пасущихся рядом журавлей и косуль. Может ли это быть чем-то вроде симбиоза? В литературе я такого не нашел. Но вообще мне не кажется это безумием: оба вида хорошо замечают опасность, могут друг на друга ориентироваться, чтобы понять, когда давать деру.


Еще видел трех русаков (Lepus europaeus) — они довольно комично друг за другом гонялись, но на фотографии вышел только одинокий заяц.

Малый подорлик? Или большой?

Подорликов я не видел очень давно. Раньше в Латвии малые подорлики (Clanga pomarina) были основными дневными хищниками, но потом их вытеснил канюк (Buteo buteo) — во всяком случае, так мне рассказывал орнитолог д-р Марис Страздс. Вроде бы во всем виноват рапс — его стало много, а подорликам неудобно охотиться на рапсовых полях. Подорлики всеядные, как и канюки: едят млекопитающих, амфибий, птиц и иногда насекомых. В центральной Европе предпочитают полевок. Тот подорлик, которого встретил я, бродил по полю и что-то ковырял в траве.

Когда подорлик сидит, отличить малого (lesser) от большого (Clanga clanga) довольно сложно.

Я написал своему другу орнитологу Грише Евтуху, известному среди бердвотчеров под псевдонимом «это канюк». И прямо спросил, как их, черт возьми, отличать друг от друга. Гришин ответ меня сразил.

Мне, конечно, сразу стало легче.

Я открыл eBird, выбрал фотографии малого и большого подорликов, не нашел никакой разницы в улыбочках, отправил Грише. И Гриша тут же правильно сказал, где какой!

Я согласен, что у правого улыбочка ярче, но шире ли она? Не знаю.

В результате я отправил Грише фотографии своего подорлика, он сказал, что внутренний голос подсказывает, что это малый. Честно говоря, мой внутренний голос подсказывал мне то же самое, тем более, что в Латвии малые — обычный вид, а большой — редкость.

Блестящая фоторабота, которую я привожу ниже, немного противоречивая. С одной стороны, пятно на крыле мутноватое (как пишет Ларс Свенссон — diffuse light patch), как бывает у большого подорлика. С другой — у него явно обтягивающие штаны, а это как раз признак малого. А что до мутноватого пятна — если так фотографировать, то все мутноватым покажется.

Уже после разговора с Гришей я догадался не зацикливаться на Свенссоне, и посмотреть в другой определитель. А именно в Хьюма:

И что вы думаете, там тоже говорится про улыбочку. У малого подорлика она чуть-чуть не доползает до середины глаза. У большого доползает. У степного — переползает.

Смотрим нашего подорлика. Нуууу... я бы сказал, что чуть-чуть не доползает.

А тут вроде и доползает... Но Гриша говорит, что такая фотография (ниже) не очень репрезентативна, потому что подорлик повернул голову. У меня уже точно голова кругом, так что предлагаю закончить этот разговор.

Сам малый подорлик на наши мучения реагировал недвусмысленно. За что люблю бердвотчинг — так это за возможность лицезреть самые сокровенные моменты из жизни птиц.

Потом я встретил еще одного подоролика, но тот уже летел. Фотография смазанная, но видно, что он несет лягушку — видимо, птенцам. Кажется, теперь я понял, откуда пошло выражение «склеил ласты».

Большие кроншнепы? Или малые?

Я переместился к небольшому озеру в другом квадрате и спокойно записывал рилс про голос болотной камышовки (Acrocephalus palustris), когда надо мной пронеслась большая стая кроншнепов. Сначала я сфотографировал их очень мелко, чтобы потом сосчитать (вышло чуть больше 50 птиц).

Вот фотография покрупнее, здесь уже можно определить вид. Это большой кроншнеп (Numenius arquata). Сначала я немного сомневался, потому что большой и малый кроншнепы могут свести с ума не хуже подорликов. Основной признак, учит нас Ларс Свенссон — у большого клюв больше. Но тут же замечает, что это не самый надежный признак, потому что размер клюва может меняться в зависимости от пола и возраста — скажем, у молодых больших кроншнепов клюв примерно такой же, как у взрослых малых. Но здесь чистый случай: на фотографии видно, что клюв чуть ли не в три раза длиннее головы.

Коллективный разум в лице коллег из Латвийского орнитологического общества и Гриши подтвердил мою гипотезу.

Надо сказать, что я очень удивился, когда увидел такую большую группу кроншнепов. Куда, думаю, они летят на Троицу? Не рановато ли для миграции? Еще больше я удивился, когда обнаружил свое наблюдение в списке интересных наблюдений дня на DabasDati — вместе с похожими регистрациями коллег. Один из самых знающих латвийских бердвотчеров Имантс Яковлевс написал по этому поводу в нашем чате, что 23 июня обычно и начинается осень — с миграции куликов. Сперва летят молодые негнездящиеся птицы, и большие кроншнепы с чибисами часто открывают этот марафон. К слову, стаю чибисов я тоже встретил — около 80 птиц. Это не означают, что они сейчас все снимутся и улетят, но процесс потихоньку пошел.

Новый вид в моем списке! Подь полоть!

Это немного странная история. Я ездил по полям, останавливался в разных точках, слушал бесконечных жаворонков, а потом в какой-то момент подумал — а почему я ни разу не видел и даже не слышал перепела (Coturnix coturnix), хотя в DabasDati регулярно появляются регистрации. Вроде бы это не какой-то невероятно редкий вид. Как раз недавно мой знакомый рижский бердвотчер мне рассказывал, что латышское название вида — paipala — помогает запомнить его голос: он кричит pai-pala! pai-pala! К слову, русское слово «перепел» родственно латышскому. В русском ремайндер голоса такой: подь полоть! подь полоть! Или такой: спать пора! спать пора! И есть несколько вариантов. В английском — wet my lips! Короче говоря я сел в машину, открыл приложение Collins Bird Guide и стал слушать голос перепела. Очень простой голос. Минут через 15 уже на другой точке я услышал его в поле.

Увидеть перепела я даже не надеялся: это скрытная птица. Пытался идти на голос, но, как это часто бывает, точно определить источник звука не мог — кажется, вот он кричит в двух метрах, а потом вдруг уже где-то за спиной.

Иллюстрация: Norman Arlott Arlott

Лебедь-кликун с птенцом

Мой любимый жанр: маленькое озеро с кликунами (Cygnus cygnus). Интересно, что птенец был только один. Возможно, другие не выжили.

Два наблюдения. Пока птенец кормится, взрослая птица не ест — смотрит по сторонам, сторожит. И еще. Когда я показался из укрытия, она уплыла в заросли, а птенец последовал за ней. В этом нет ничего удивительного, так устроен инстинкт следования, просто я подумал, что сам бы сделал иначе в ситуации опасности — сначала бы закинул в кусты ребенка, а потом уже полез туда сам. Но на то мы и разные виды, у всех свои стратегии.

Серая куропатка

Возможно, самая удивительная встреча сегодня. Я уже ехал домой по какой-то сельской дороге, и мне дорогу перебежала какая-то курица. Я сперва решил, что это коростель (Crex crex), но потом разглядел голову серой куропатки (Perdix perdix). Из возможных реакций на угрозу куропатка выбрала вариант «замри», так что я смог сфотографировать ее с расстояния в пару метров. Если я не ошибаюсь, до этого встречал серых куропаток только один раз — сто лет назад возле Тарусы, это около 130 км от Москвы. В Латвии пока не видел.

Небольшое видео:

Итоги

Одна из лучших прогулок за последнее время — и новый вид, и для Атласа полезно, и много птиц, которых давно не видел, и какие-то смешные штуки видел — вроде того же журавля с косулей. Полный список решил в этот раз не приводить, потому что регистрировал наблюдения частью на DabasDati, частью в eBird, и сводить чеклисты сейчас нет сил. Надеюсь, вы меня простите!